Дорогие коллеги, многие из вас являются постоянными читателями нашего блога и участниками ассоциации e-learning специалистов. Вероятно, есть те, кто впервые узнает о сообществе. И для тех, и для других, будет интересно прочитать о том, как образовалось сообщество, какие его основные достижения и в каких мероприятиях мы участвуем. Вашему вниманию - интервью Генерального директора «Центр e-Learning», основателя сообщества e-Learning PRO Елены Тихомировой.

Как появилось сообщество e-Learning PRO? С чего все начиналось?
Сообщество e-Learning PRO было создано мною в 2008 году, когда я
совершенно случайно увидела в интернете бесплатный ресурс для создания
личной социальной сети. Сегодня мы продолжаем поддерживать сообщество с
помощью этого ресурса, мы ничего не разрабатывали, в это сообщество
никто не вкладывал деньги, за ним не стоит никакого инвестора. За первые
месяцы своего существования сообщество собрало 50 человек, сегодня оно
насчитывает более 3 тысяч. Эти люди сами проявили инициативу вступить в
наше сообщество, предварительно пройдя процесс проверки, который
необходим для того, чтобы на сайте не было спама или людей, которые
что-то продают. Все члены сообщества работают в сфере электронного
обучения. И если учесть тот факт, что далеко не все готовы участвовать в
сообществе, 3 тысячи человек это достаточно большой показатель для
России, где электронное обучение не так давно развивается.
Каков качественный состав сообщества, кто его основная аудитория?
Аудитория нашего сообщества довольно широкая: вузы и компании,
преподаватели и школьные учителя, и даже воспитатели детских садов,
которые применяют информационные технологии. Работать с такой аудиторией
совсем не просто, потому что, задавая один вопрос на форуме, мы
получаем миллион совершенно разных точек зрения. Кроме того, среди
членов нашего сообщества есть руководители и сотрудники по подбору
персонала, которые при поиске специалистов по электронному обучению,
первым делом обращаются в сообщество e-Learning PRO. Параллельно с
другими кадровыми службами они публикуют вакансию на нашем сайте, и, как
правило, именно через сообщество люди друг друга находят. Помимо
профессиональной принадлежности члены нашего сообщества условно делятся
на теоретиков и практиков, в связи с чем у нас возникает вечный
конфликт: с одной стороны, мы стремимся обратить сообщество в сугубо
практическое русло, с другой стороны, некоторые члены сообщества
предпочитают вести теоретические обсуждения.
А как насчет клиентов, часто ли они посещают сайт сообщества?
Безусловно, Сообщество e-Learning PRO - это прекрасная площадка для
клиентов и подрядчиков, где часто они могут обсудить проблему выбора
поставщика. Например, компания или вуз, которым требуется поставщик,
могут обратиться в сообщество за консультацией, где они в итоге получат
не только контакты поставщика, но и, что не маловажно, услышат мнение
сообщества об этом поставщике и качестве его работы. Мы сделали так, что
в электронном обучении мнение стало доступным и прозрачным. То есть,
если какой-то подрядчик проваливает проект в области электронного
обучения (не разработал курс, не поставил систему дистанционного
обучения), можно быть на 80% уверенным, что эта информация всплывет в
сообществе в течение двух-трех месяцев. Если информация просочится в
сообщество, это непременно скажется на имидже компании, поэтому нас
некоторые побаиваются. Наше сообщество это практически весь срез
индустрии электронного обучения на уровне практики, т.е. в меньшей
степени присутствуют люди, которые занимаются более «высокими», общими
делами, в большей степени присутствуют участники рынка те, которые
делают курсы.
Помимо активной виртуальной деятельности, участвует ли сообщество в каких-либо очных встречах, мероприятиях?
Конечно, мы ежегодно проводим очные мероприятия. В этом году у нас
будет проходить уже 5-я конференция по электронному обучению eLearning
elements. Наше мероприятие привлекает широкую аудиторию со всей России и
стран СНГ. В прошлом году мы достигли максимума именно по профильной
конференции, которую посетило 280 очных участников, количество онлайн
участников неизвестно, т.к. онлайн трансляция была бесплатной и учет
таких участников не велся. На очных встречах мы практикуем определенные
подходы, направленные на обмен знаниями и опытом. Каждый форум собирает
как минимум 15-20 ответов, хороший форум собирает до 50 ответов.
Каковы ваши планы на ближайшее будущее? В каком направлении планируете развиваться?
Недавно мы делали очередной срез, достаточно серьезный опрос о
реакции людей на изменения в законодательстве в области образования, и
люди, которые практикуют на местах, ответили, что изменения пока
незначительные. Тем не менее, на сегодняшний день у нас достаточно
большие планы. Я уже отметила, что сообщество никем не инвестируется,
вся работа осуществляется небольшой инициативной группой, а также
поддерживается со стороны моей компании Центр eLearning, которая после
тысячи участников, была вынуждена нанять двух модераторов сообщества. В
ближайшее время мы планируем разработку всевозможных отраслевых
стандартов, связанных с уже вырабатываемыми нами компетенциями онлайн
тьюторов (какими навыками должен обладать человек, который преподает
онлайн). У нас уже есть портрет корпоративного специалиста по
электронному обучению. Мы активно сейчас работаем над созданием профиля
тендерной документации по электронному обучению, т.е. формат запроса и
предложения (как компании правильно поставить задачу, чтобы не купить
потом «кота в мешке»). Мы также планируем разработать и стандарты более
узкопрофильных специалистов, в том числе педагогического дизайнера,
технологических специалистов. В этих начинаниях у нас есть партнеры:
портал smart education, который разрабатывает технологические профили,
связанные с тем, какой функционал возможен в системах, необходимых для
дистанционного обучения. Вместе с ними мы проводили всевозможные
анкетирования и опросы, касающиеся, например, систем дистанционного
обучения (как выбрать систему, какой должен быть функционал).
Что вы можете сказать о развитии электронного обучения в целом?
Здесь стоит привести реальный пример из жизни. Как-то, один
коллега, который четыре месяца назад вошел на рынок электронного
обучения с небольшим стартапом в этой области, задал вопрос относительно
развития рынка электронного обучения и я смутилась, потому что ответа
два. С одной стороны, мы прогнозируем и видим, что развитие есть, с
другой стороны, как полноценная индустрия, рынок электронного обучения
еще на ноги не встал. К сожалению, маленьким компания очень сложно
действовать в одиночку и нам сейчас надо предпринять всевозможные усилия
для того, чтобы помочь маленьким, технологическим, методическим
проектам, которые в этой области только начинают вставать на ноги. Моя
компания становилась практически десять лет, что очень много и только
последние два года мы можем сказать, что мы полноценная компания и у нас
не происходят регулярно кризисы, связанные с тем, что заказчики не
хотят покупать электронное обучение. С точки зрения корпоративного
сектора здесь индустрия электронного обучения растет и рынок
развивается, даже несмотря на то, что многие компании по данным опроса
констатировали снижение объема бюджета на 2013-2014 год.
Что бы вы хотели в заключение сказать или посоветовать нашим читателям?
За таким сообществом, как наше, будь то сфера e-learning или любая
другая сфера, которая имеет самоорганизацию внутри, сегодня будущее,
потому что подготовленный человек - это сегодня самый главный ресурс, и
вы нигде не сможете обучиться так, как обучают в сообществе практик.
Поэтому приглашаю всех посетить наш сайт, зарегистрироваться и открыть к
обсуждению ту тему, которую считаете нужной. Сегодня вы
зарегистрируетесь, завтра вы уже сможете открыть тему и ощутить
поддержку коллег.
Комментариев нет:
Отправить комментарий