Автор: Елена Денисова
Вопрос личностного роста отдельно взятого специалиста по дистанционному обучению для меня довольно сложный: рассматривать самого себя "под лупой", сравнивая с другими в поисках общего знаменателя, согласитесь, крайне затруднительно. Особенно, если твое основное образование не психологическое.
Вопрос личностного роста отдельно взятого специалиста по дистанционному обучению для меня довольно сложный: рассматривать самого себя "под лупой", сравнивая с другими в поисках общего знаменателя, согласитесь, крайне затруднительно. Особенно, если твое основное образование не психологическое.
Тем
не менее для меня интерес самопознания через призму деятельности все
чаще возникает и напоминает о себе. Впервые такой самоанализ мне
пришлось провести, когда появилась возможность и необходимость набрать
первую свою команду разработчиков электронных курсов. Звучала задача от
руководства примерно так: "Нужно найти 3-х таких же менеджеров, как ты!"
Честно говоря, такая постановка вопроса привела меня в замешательство -
это, что же такое есть во мне, чтобы потребовалось искать в других
людях? Да, и нужно ли полное совпадение этого чего-то?
Сейчас
в сообществе e-learning России достаточно много хороших специалистов -
разработчиков, архитекторов систем, администраторов учебных порталов,
педдизайнеров и различных разновидностей универсалов. И уже становится
понятным, что и руководителей дистанционного обучения поприбавилось.
К
сожалению, как часто это бывает, если специалистов более или менее
понятно чему учить (есть даже подробный перечень желаемых компетенций,
знаний и навыков), то как из специалиста дистанционного обучения
вырастить руководителя - вовсе затруднительно. По крайней мере, кроме
общей информации, каким должен быть руководитель в принципе, я не видела
и не встречала.
Конечно,
можно сказать, что все руководители в принципе своем одинаковы -
основные их функции укладываются в цикл управления: планирование,
организация, контроль и мотивация. Это все верно. Другой вопрос, какие
предметные области знаний следует изучить для полноценного управления?
Достаточно ли просто найти нужных людей и немного знать о общем процессе
или нужно хорошо разбираться как в теоретическом, так и практическом
вопросе? Что вообще должен делать руководитель направления e-learning? и
куда ему развиваться дальше?
Эти
вопросы имеют неоднозначный ответ, и возможны даже альтернативы. А вот,
что является оптимальным вариантом, боюсь, пока этого никто не знает.
Поэтому предоставлю свой вариант развития собственной личности как руководителя вашему вниманию и оценке.
Есть
давняя провокационная задачка по менеджменту: "Хороший руководитель -
это тот, в отсутствие которого на рабочем месте (по причине отпуска,
больничного или даже увольнения) все рушится и не работает, или наоборот
тот, у которого в подразделении даже в его отсутствие все работает как
часы?"
Моя
твердая уверенность в том, что все должно работать вне зависимости
присутствия руководителя и даже каких-то "ключевых" специалистов. Если
система процесса выстроена правильно, то и вмешательство в ее работу
должно быть минимальным - опциональным, в случае каких-то изменений
(например, увольнения одного из членов команды или сокращении команды по
каким-то внешним причинам). Но тогда возникает часто вопрос - а что
делать руководителю, если большая его часть времени высвобождена?
Конечно,
функция планирования остается на нем, хотя и занимает не так много
времени - основной План работ разрабатывается на год вперед. Организация
требуется минимальная, так же как и контроль. В хорошей системе и
мотивации выделено определенное, практически, фиксированное время. В
итоге временные ресурсы значительно высвобождены. Но это не значит, что
руководителю заняться не чем.
В
отсутствие руководителя система будет работать как часы, пока есть
завод, а его завод может стремится к бесконечности, но при этом работать
стабильно, не ухудшаясь, но и не развиваясь дальше. Для дальнейшего
развития необходимо прямое участие руководителя или лидера функции. Для
этого необходимы не только навыки хорошего специалиста e-learning, но и
навыки стратегического или системного мышления, где перспективы развития
постоянно проявляются по мере приближения к "горизонтам" развития
e-learning (да, и не только e-learning).
Какие
же компетенции, навыки умения (и не только) нужно развивать в себе для
дальнейшего личностного роста и развития своей команды, это открытый
вопрос! В последнее время я часто задаю его себе. Вернее, мое развитие
идет своей траекторией, и ее я серьезно не пыталась как-то
формализовать, но идея зреет.
Всегда Ваша,
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий