Автор: Владислав Швецов
Несколько рекомендаций, которые помогут определиться с выбором внешнего разработчика электронных обучающих курсов. Данный вариант статьи приводится с некоторыми сокращениями (полностью текст статьи опубликован здесь)
1. Главная рекомендация: выбирайте тех, у кого разработка эл.курсов и учебного контента является основным профилем деятельности. Если провайдер параллельно занимается созданием рекламных роликов, вёрсткой сайтов, баннеров и т.п., — подумайте дважды, прежде чем остановить свой выбор на нём.
Почему? В большинстве случаев те, кто зарабатывает на разработке сайтов, рекламы и т.п. не прочь взяться за халтурку в виде разработки курсов. При этом вероятность того, что эти люди имеют большой профессиональный опыт в данной области очень мала. Это как подработка. Чтобы разработать качественный учебный материал требуется специализация. Поэтому подходить к выбору разработчика следует более осознанно, чем к разработчику, скажем, презентации.
Конечно, не каждый будет "светить" на одном сайте сразу все свои "бизнесы". Однако это очень просто вычислить: пробейте через поисковик (google, yandex) номер телефона, указанный в контактах на сайте, и посмотрите, на каких ещё сайтах засветились эти контакты.
2. То же самое самое правило относится и к компаниям, которые разрабатывают ПО для создания курсов и LMS-решений. Как бы странно это не выглядело, но, увы, достойные примеры курсов в портфолио таких компаний вы навряд ли найдете.
3. Посмотрите портфолио разработчика. Какие примеры курсов там представлены? Для заказчика из корпоративного сектора важно, чтобы разработчик специализировался именно на курсах для компаний, а не для вузов. У последних совершенно другая специфика. И те, кто обычно создаёт курсы для вузов, не смогут удовлетворить запросы корпоративного заказчика. Но если у вас неограниченный бюджет, то можно рискнуть.
4. Если в портфолио вы видите только уменьшенные скриншоты курсов, то подумайте о том, что этот разработчик скрывает. Как правило, скрывает наличие нечитаемого текста, плохой вёрстки и другие свидетельства непрофессиональной работы.
5. Если в портфолио разработчика скриншотов очень мало и разработчик не предоставляет возможности пройти демо-версии курсов, то это серьёзный повод задуматься. Возможно, большинство заказчиков такого разработчика потребовали не демонстрировать в открытом доступе примеры разработанных для них курсов. Такое действительно бывает. Однако разработчики, которые заинтересованы в том, чтобы заказчики оценили их профессиональный уровень, обязательно сделают доступными примеры своих разработок. Ведь для этого совсем не требуется выставлять разработки для компаний. Это могут быть курсы на совершенно любые темы, разработанные исключительно ради демонстрации своего профессионализма.
6. Допустим, у разработчика есть портфолио. Обратите внимание на текст, которым написан курс. Не прельщайтесь красивыми картинками. Курс может быть креативным и красочным, но качество текста, доступность языка, структурированность и логичность информации стоит на первом месте. Посмотрите, не встречаются ли в тексте бессмысленные нагромождения из фраз, непонятные инструкции, слова и фразы на иностранном языке (если их использование ничем не оправдано), грамматические и орфографические ошибки.
7. Некоторые провайдеры предлагают приобрести готовые курсы. Прежде чем приобрести такой "коробочный" продукт, запросите его демо-версию. Очень часто бывает так, что курс представляет собой набор слайдов в формате "слева — текст, справа — картинка". Будьте уверенными, что за это не стоит платить деньги. Вы же хотите получить эл. курс, а не эл. книгу или презентацию?
8. Если есть возможность посмотреть демо курса (или хотя бы скриншоты), рекомендую скопировать фрагменты текста из курса и пробить их через поисковик (google, yandex). Таким образом, вы, возможно, найдёте первоисточник контента. У профессиональных провайдеров контент для курса разрабатывают эксперты по теме. И они не станут копировать материалы, которые любой человек может самостоятельно найти в открытых источниках. Согласитесь, что платить деньги имеет смысл только за уникальный контент, а не за "копипасту".
9. Обязательно обратите внимание на то, как разработчик описывает свои услуги на сайте. Пример того, когда у вас должны появиться обоснованные подозрения по поводу адекватности составителей текста:
"Структурированный гипертекстовый документ, разработанный в соответствии с требованиями педагогического дизайна, содержащий чередующиеся разделы учебного материала и контролирующих тестов, возможно с пороговыми уровнями контроля."
Это один из шаблонных примеров того, как разработчик описывает свой курс. Более, чем вероятно, что и язык, используемый в курсе, будет не лучше.
10. И всё-таки визуальная сторона тоже важна. И здесь всё достаточно просто. Сначала обратите внимание на сайт провайдера. Не появилось ли у вас ли ощущения, что вы очутились в 90-х? Кровь из глаз не льётся? Насколько удобная на сайте навигация? Или же это лабиринт из ссылок? Можно ли доверить разработку удобного и визуально привлекательного курса тем, кто не может сделать себе более-менее приличный сайт?
11. Уточните у разработчика, будет ли ваш курс корректно работать на компьютере, на котором не установлен флэш-плеер. Во-первых, флэш — формат умирающий. Большинство разработчиков его уже давно не используют. Во-вторых, наверняка не у всех ваших сотрудников на компьютере установлен флэш-плеер (о чём они могут даже не знать). В-третьих, во многих компаниях (особенно в банковском секторе) установка флэш-плеера строго запрещена (по соображениям информационной безопасности).
12. Обязательно узнайте у разработчика, с помощью какого инструмента будет создан ваш курс и какие подводные камни есть у этого инструмента. К примеру, можно ли будет загружать обновлённый курс в LMS "поверх" старого, не удаляя предыдущую версию.
13. Узнайте в каком формате будет готовый курс — SCORM, HTML, EXE. Возможно, вам нужно, чтобы курс можно было не только загружать в LMS, но и записывать его на сменные носители. В последнем случае вам было бы проще, чтобы у вас одновременно были версии в формате EXE (многим пользователем проще запустить EXE-шник, чем HTML).
14. Представьте себе ситуацию, когда вам будет нужно внести изменения в готовый курс. Сможете ли в это сделать? Для этого вам понадобится исходник курса (открыть который вы сможете только в специально созданной для этого программе). Если самостоятельно заниматься внесением правок в курс вы не готовы, следует заранее обговорить с разработчиком условия, на которых он сможет оказывать вам соответствующую поддержку.
15. Рынок разработчиков эл. курсов представлен не только компаниями, но и фрилансерами. Компании, как правило, имеют в распоряжении грамотных разработчиков, дизайнеров и программистов. Таким образом над вашим курсом, вероятно, будет работать целая команда. Выбор компании в качестве разработчика будет хорошим вариантом, если вы готовы потратить много денег и готовы ждать готовый курс больше 3-х месяцев. Тогда как чаще всего готовый курс хочется получить гораздо быстрее. И платить только за один курс от 500-700 тысяч рублей (есть такая валюта) мало кому захочется. Именно поэтому в большинстве случаев будет проще обратиться к фрилансерам. Им не приходится содержать штат сотрудников и платить за аренду офиса. Поэтому обычно стоимость их работы значительно меньше. А заказы выполняются в порядке очереди. И тут ваша задача — успеть оказаться в этой очереди в числе первых.
Оригинал статьи
Несколько рекомендаций, которые помогут определиться с выбором внешнего разработчика электронных обучающих курсов. Данный вариант статьи приводится с некоторыми сокращениями (полностью текст статьи опубликован здесь)
1. Главная рекомендация: выбирайте тех, у кого разработка эл.курсов и учебного контента является основным профилем деятельности. Если провайдер параллельно занимается созданием рекламных роликов, вёрсткой сайтов, баннеров и т.п., — подумайте дважды, прежде чем остановить свой выбор на нём.
Почему? В большинстве случаев те, кто зарабатывает на разработке сайтов, рекламы и т.п. не прочь взяться за халтурку в виде разработки курсов. При этом вероятность того, что эти люди имеют большой профессиональный опыт в данной области очень мала. Это как подработка. Чтобы разработать качественный учебный материал требуется специализация. Поэтому подходить к выбору разработчика следует более осознанно, чем к разработчику, скажем, презентации.
Конечно, не каждый будет "светить" на одном сайте сразу все свои "бизнесы". Однако это очень просто вычислить: пробейте через поисковик (google, yandex) номер телефона, указанный в контактах на сайте, и посмотрите, на каких ещё сайтах засветились эти контакты.
2. То же самое самое правило относится и к компаниям, которые разрабатывают ПО для создания курсов и LMS-решений. Как бы странно это не выглядело, но, увы, достойные примеры курсов в портфолио таких компаний вы навряд ли найдете.
3. Посмотрите портфолио разработчика. Какие примеры курсов там представлены? Для заказчика из корпоративного сектора важно, чтобы разработчик специализировался именно на курсах для компаний, а не для вузов. У последних совершенно другая специфика. И те, кто обычно создаёт курсы для вузов, не смогут удовлетворить запросы корпоративного заказчика. Но если у вас неограниченный бюджет, то можно рискнуть.
4. Если в портфолио вы видите только уменьшенные скриншоты курсов, то подумайте о том, что этот разработчик скрывает. Как правило, скрывает наличие нечитаемого текста, плохой вёрстки и другие свидетельства непрофессиональной работы.
5. Если в портфолио разработчика скриншотов очень мало и разработчик не предоставляет возможности пройти демо-версии курсов, то это серьёзный повод задуматься. Возможно, большинство заказчиков такого разработчика потребовали не демонстрировать в открытом доступе примеры разработанных для них курсов. Такое действительно бывает. Однако разработчики, которые заинтересованы в том, чтобы заказчики оценили их профессиональный уровень, обязательно сделают доступными примеры своих разработок. Ведь для этого совсем не требуется выставлять разработки для компаний. Это могут быть курсы на совершенно любые темы, разработанные исключительно ради демонстрации своего профессионализма.
6. Допустим, у разработчика есть портфолио. Обратите внимание на текст, которым написан курс. Не прельщайтесь красивыми картинками. Курс может быть креативным и красочным, но качество текста, доступность языка, структурированность и логичность информации стоит на первом месте. Посмотрите, не встречаются ли в тексте бессмысленные нагромождения из фраз, непонятные инструкции, слова и фразы на иностранном языке (если их использование ничем не оправдано), грамматические и орфографические ошибки.
7. Некоторые провайдеры предлагают приобрести готовые курсы. Прежде чем приобрести такой "коробочный" продукт, запросите его демо-версию. Очень часто бывает так, что курс представляет собой набор слайдов в формате "слева — текст, справа — картинка". Будьте уверенными, что за это не стоит платить деньги. Вы же хотите получить эл. курс, а не эл. книгу или презентацию?
8. Если есть возможность посмотреть демо курса (или хотя бы скриншоты), рекомендую скопировать фрагменты текста из курса и пробить их через поисковик (google, yandex). Таким образом, вы, возможно, найдёте первоисточник контента. У профессиональных провайдеров контент для курса разрабатывают эксперты по теме. И они не станут копировать материалы, которые любой человек может самостоятельно найти в открытых источниках. Согласитесь, что платить деньги имеет смысл только за уникальный контент, а не за "копипасту".
9. Обязательно обратите внимание на то, как разработчик описывает свои услуги на сайте. Пример того, когда у вас должны появиться обоснованные подозрения по поводу адекватности составителей текста:
"Структурированный гипертекстовый документ, разработанный в соответствии с требованиями педагогического дизайна, содержащий чередующиеся разделы учебного материала и контролирующих тестов, возможно с пороговыми уровнями контроля."
Это один из шаблонных примеров того, как разработчик описывает свой курс. Более, чем вероятно, что и язык, используемый в курсе, будет не лучше.
10. И всё-таки визуальная сторона тоже важна. И здесь всё достаточно просто. Сначала обратите внимание на сайт провайдера. Не появилось ли у вас ли ощущения, что вы очутились в 90-х? Кровь из глаз не льётся? Насколько удобная на сайте навигация? Или же это лабиринт из ссылок? Можно ли доверить разработку удобного и визуально привлекательного курса тем, кто не может сделать себе более-менее приличный сайт?
11. Уточните у разработчика, будет ли ваш курс корректно работать на компьютере, на котором не установлен флэш-плеер. Во-первых, флэш — формат умирающий. Большинство разработчиков его уже давно не используют. Во-вторых, наверняка не у всех ваших сотрудников на компьютере установлен флэш-плеер (о чём они могут даже не знать). В-третьих, во многих компаниях (особенно в банковском секторе) установка флэш-плеера строго запрещена (по соображениям информационной безопасности).
12. Обязательно узнайте у разработчика, с помощью какого инструмента будет создан ваш курс и какие подводные камни есть у этого инструмента. К примеру, можно ли будет загружать обновлённый курс в LMS "поверх" старого, не удаляя предыдущую версию.
13. Узнайте в каком формате будет готовый курс — SCORM, HTML, EXE. Возможно, вам нужно, чтобы курс можно было не только загружать в LMS, но и записывать его на сменные носители. В последнем случае вам было бы проще, чтобы у вас одновременно были версии в формате EXE (многим пользователем проще запустить EXE-шник, чем HTML).
14. Представьте себе ситуацию, когда вам будет нужно внести изменения в готовый курс. Сможете ли в это сделать? Для этого вам понадобится исходник курса (открыть который вы сможете только в специально созданной для этого программе). Если самостоятельно заниматься внесением правок в курс вы не готовы, следует заранее обговорить с разработчиком условия, на которых он сможет оказывать вам соответствующую поддержку.
15. Рынок разработчиков эл. курсов представлен не только компаниями, но и фрилансерами. Компании, как правило, имеют в распоряжении грамотных разработчиков, дизайнеров и программистов. Таким образом над вашим курсом, вероятно, будет работать целая команда. Выбор компании в качестве разработчика будет хорошим вариантом, если вы готовы потратить много денег и готовы ждать готовый курс больше 3-х месяцев. Тогда как чаще всего готовый курс хочется получить гораздо быстрее. И платить только за один курс от 500-700 тысяч рублей (есть такая валюта) мало кому захочется. Именно поэтому в большинстве случаев будет проще обратиться к фрилансерам. Им не приходится содержать штат сотрудников и платить за аренду офиса. Поэтому обычно стоимость их работы значительно меньше. А заказы выполняются в порядке очереди. И тут ваша задача — успеть оказаться в этой очереди в числе первых.
Оригинал статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий