среда, 22 апреля 2015 г.

Что должны знать внутренние эксперты про электронное обучение?

Автор: Елена Тихомирова

В e-learning самый главный не тот, кто умеет делать курсы или администрировать систему дистанционного обучения. Самый главный тут - эксперт предметной области. Потому что именно он готовит материалы, которые будут проходить слушатели, которые потом должны начать действовать так, как это нужно компании. В общем, если эксперт сделал некачественный материал, то результаты обучения тоже не будут нас радовать.

И любой, кто работает в e-learning хотя бы полгода, знает - как трудно работать с экспертами. Трудно получить знания, трудно организовать их работу, трудно получить то, что нужно. Кажется, что они совершенно не настроены на сотрудничество с нами и не хотят ничего делать. Как правило, проблема кроется совсем в ином месте. Большинство экспертов просто не знают, что такое электронное обучение, электронный курс и что нужно, чтобы сделать этот курс качественно.

Экспертов нужно готовить и обучать.

Что они должны знать в первую очередь? 

  • Что такое электронное обучение? Чем отличается от очного и как сделать так, чтобы работало и было эффективно? 
  • Почему в электронном курсе особенно важны примеры и практика?
  • Как выглядит процесс разработки курсов? Какие есть точки невозврата, на каких этапах важно проверять и принимать окончательные решения?
  • Какова роль эксперта в создании курса? Что и когда от него потребуется? Сколько времени может занять? 
  • Что такое хороший электронный курс, а что такое плохой? (Тут очень важны примеры)
  • Какие у курсов есть возможности и ограничения? 
После короткого инструктажа у экспертов уже нет страха от того, что перед ними совершенно непонятная задача. Да и в целом - все очевидно, можно спланировать.

И еще нужно, чтобы эксперты не приступали к созданию материалов до того момента, когда точно определена задача обучения и концепция курса. Потому что будет очень грустно и печально, если я, как эксперт, сяду писать большой-большой материал, а потом окажется, что из него хотят половину выкинуть, а вторая половина совершенно не пригодна для создания курса. Мотивация к работе однозначно падает. Если же сначала поставить задачу, сформировать концепцию, а потом определиться, какой именно материал нужен, в каком формате и в каком объеме, то и времени потребуется намного меньше и будет приятное ощущение от сделанной работы.

Да, в каждом курсе есть первый и последний слайд. Будет здорово, если там будет фото эксперта или нескольких, с благодарностью, что они приняли участие в создании курса.

1 комментарий:

  1. Мы своих экспертов не учим :).

    Достаточно того, что они с нами работают, уделяют время и самое главное - делятся знаниями! За качество учебных материалов отвечают методологи. Эксперты же либо заполняют наш шаблон учебных материалов (самостоятельно или, что чаще всего, под чутким руководством наших методологов), либо просто под запись со слов с дальнейшим согласованием и уточнением...

    Ведь, действительно, качество учебных материалов напрямую влияет на качество контента курса в целом. Поэтому лично проконтролировать сей важный процесс :).

    ОтветитьУдалить