Автор: Елена Денисова
Развитие elearning я вижу не только в увеличении и усовершенствовании инструментов дистанционного обучения, но и в основном его направлении, а именно в сближении и стремлении к объединению с другими формами обучения в единое "Обучение".
Развитие elearning я вижу не только в увеличении и усовершенствовании инструментов дистанционного обучения, но и в основном его направлении, а именно в сближении и стремлении к объединению с другими формами обучения в единое "Обучение".
Это
стремление обусловлено необходимостью решения более сложных учебных
задач, чем тех, которые возможно решить "в одиночку" - либо в очном или
традиционному, либо в дистанционном или инновационном формате.
Если
до текущего момента эти две формы исконно разделялись и изредка шли
рука об руку в формате смешанного обучения (blendedlearning), при
установке четких границ, то сейчас, в очередной кризис, становится
понятным, что разделять инструменты одного процесса - "Обучение"
некорректно. Да, где-то очного обучения больше, где-то больше elearning,
а где-то лучше использовать что-то одно... Общего правила соотношения
различных форм обучения или даже их разделения не существует, и не
должно в принципе существовать (хотя до последнего времени пытались "все
перевести в дистанционный формат" или наоборот).
В
очередной кризис снова встают вопросы о сокращении расходов и
оптимизации (хотя, можно подумать, руководство компаний, стремясь
увеличить прибыль, не ставит эти вопросы до кризиса), но по результатам
прошлых кризисных времен, становится понятным недееспособность моделей
"перевода всего во все" - это не работает!
Если
же повернуть общую парадигму корпоративного обучения от "передача
информации, умений, навыков и пр." к "решению задач бизнеса с помощью
инструментов обучения" все становится на свои места:
1.
Прежде чем принимать решение или получать запрос и идти его выполнять,
нужно идти к заказчику, уточнять задачу, спрашивать об ожидаемом
результате обучения, выяснять, как может обучение помочь решить проблему
заказчика и поможет ли.
2.
После уточнения задачи необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы
для обучения в организации - очного или дистанционного формата,
возможность внешнего обучения и т.п.
3.
В зависимости от срочности задачи, а также наличия ресурсов и бюджета,
принимать как краткосрочные решения, так и долгосрочные, используя весь
имеющийся арсенал: "Здесь мы сделаем электронный курс, а тут проведем
тренинг Это мы не умеем разработать, но для срочного решения подойдет
вебинар, а потом мы разработаем программу обучения, где теория пойдет в
электронном виде, а практике - на тренинге. Работе с программным
обеспечением будем обучать через электронные тренажеры, а вопросы в ходе
работы будем обсуждать на форумах с привлечением экспертов данной
области...".
В
этом случае нет четких границ между формами обучения, которые в природе
своей являются общим арсеналом инструментов процесса "Обучения"! И
выбор происходит не по принципу "я отвечаю за очное обучение, поэтому
предлагаю вам только его, а если вы желаете дистанционный формат -
обратитесь к коллегам, но я вам не советую, у них ооочень много работы и
делать электронные курсы ооочень долго" или наоборот со стороны
специалистов elearning.
Нужно
наконец-то признать, что процесс обучения нельзя делить по формам и
устраивать конкуренцию - от этого проигрывают все! Задачу
бизнес-заказчика необходимо решать совместными усилиями, используя весь
арсенал, а не только часть его.
Результатом
такого сотрудничества и стирания границ "влияния" является работающая
система не только обучения сотрудников, но и решения текущих и
долгосрочных задач бизнеса с помощью инструментов обучения, где это
возможно. И в кризисные времена в принципе не будет стоять вопрос выбора
той или иной формы обучения.
Всегда Ваша,
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий