четверг, 22 января 2015 г.

Отзыв о форуме Online Educa Berlin 2014

Автор: Алексей Воробьев


3-5 декабря в Берлине проходил один из крупнейших мировых форумов в области онлайн-обучения и образования - Online Educa Berlin 2014 - http://www.online-educa.com/.




Число участников форума превысило 2 тысячи человек из более чем 100 стран, в роли экспонентов выступило более 80 компаний, а в роли спикеров – более 300 экспертов отрасли. Россия на выставке была представлена лишь одним участником – Московским Социально-Экономическим Институтом (МЭСИ).

В 2014 году конференция проводилась в 20-й раз, и к этому событию был приурочен ряд специальных мероприятий: публичные дебаты между экспертами в области e-learning, множество уникальных мастерских и рабочих сессий от ведущих практиков в области образования и топ-менеджеров международных компаний, уникальная ретро-вечеринка для всех гостей мероприятия.


По итогам посещения MOEB 2014 мы хотим поделиться самыми интересными, на наш взгляд, наблюдениями.

Для удобства мы сгруппировали все наблюдения в несколько основных трендов.

1. Геймификация обучающего контента.

Данный тренд набирает по-настоящему серьезные обороты. Все крупнейшие производители обучающего электронного контента видят в геймификации большие возможности для повышения эффективности дистанционного обучения. Так, стартап из Нидерландов с претенциозным названием «I hate statistics» успешно геймифицирует процесс обучения студентов математических специальностей, разрабатывая игровые курсы, в рамках которых студенты, выполняя различные квесты, изучают непростые статистические формулы. Познакомится с ними можно по ссылке - http://www.ihatestatistics.com/.

А немецкая компания «Ovos» уже шестой год занимается разработкой профессиональных обучающих игр, высокое качество которых оценил бы любой «геймер» - http://www.ovos.at/en/. В числе заказчиков: вузы, Министерство образования Германии. В портфолио полноценная брендированная футбольная игра, разработанная для сотрудников MediaMarkt - http://www.ovos.at/portfolio/73,20-jahre-mediamarkt-full-hd-online-spiel.html.

2. Широкое применение мультимедиа-средств.

С каждым годом процесс производства любого текстового и аудиовизуального контента становится проще, быстрее и дешевле, различные графические редакторы и средства программирования удобнее, Интернет доступнее. Этим обусловлено и увеличение доли мультимедийного обучающего контента в общей массе электронных курсов.  

Так, польская компания Super memo, занимающаяся языковым обучением, разработала по-настоящему уникальный обучающий фильм - http://www.supermemo.eu/olive-green. Это почти голливудский блокбастер, с захватывающим сюжетом и огромным количеством обучающих «фишек». При просмотре фильма необходимо практически  каждые 2-3 минуты кликать на какую-то из областей экрана, чтобы принять решение за героев фильма, разгадать код, открыть дверь, выбрать ответ в диалоге и так далее. Подобные интерактивные технологии вместе с использованием видео позволяют обучающемуся быть «включенным» в процесс обучения на протяжении длительного количества времени.

Компания Kaltura предлагают рынку видео-платформу, встраиваемую в LMS, под названием Kaltura MediaSpace -http://corp.kaltura.com/. Ключевое назначение платформы – формирование своего рода корпоративного YouTube-портала, в рамках которого сотрудники и ученики смогут делиться видео, записывать и размещать видеозаписи презентаций и вебинаров, редактировать фрагменты видео и др.


На сайте Kaltura можно обнаружить довольно любопытную аналитику, собранную по итогам изучения ряда исследований. Так, использование видео в обучении позволяет увеличить объем усвоенного обучающимися материала на 50%, а 47 % отраслевых экспертов считают, что видео стимулирует учеников к выработке креативных решений различных задач. Детали здесь -http://corp.kaltura.com/Video-Solutions/Education/video-simply-works.


Интересен и опыт британцев из Video Arts. Команда комиков (некоторые – выходцы из шоу «Монти Пайтон») создает короткие видеоролики, иллюстрирующие различные бизнес-процессы (преимущественно коммуникативные), которые могут быть использованы в рамках тренингов и курсах ДО. Юмор (типично британский) и комизм позиционируются в качестве ключевых инструментов привлечения и удержания внимания обучающихся. На главной странице отличное промо-видео -http://www.videoarts.com/. А здесь можно посмотреть на примеры роликов - http://www.videoarts.com/catalogue/e-learning-a-to-z/.



3. Фокус на «упаковке»

Если на заре формирования рынка e-learning специалисты стремились ответить на вопрос «как компактно и без потери смысла переложить многотомные труды академиков в электронную оболочку?», то сегодня, пожалуй, главным вопросом является «как спроектировать и оформить курс таким образом, чтобы создать и поддержать мотивацию к обучению?». С пресловутой сменой поколений этот вопрос становится все более актуальным.

Стоит признать, что наши западные коллеги имеют чуть более тесную связь с потребителем, уделяя дизайну обучающих продуктов действительно большое значение.

Достаточно взглянуть на LMS-систему от лидера мирового рынка - BlackBoard -http://www.blackboard.com/sites/international/globalmaster/Platforms/Blackboard-Learn.html

Либо на редактор 3D-симуляторов SHIFT, который позволит вам смоделировать любые бизнес-коммуникации -https://shiftelearning.com/features/.

4. Привлечение обучающихся к генерации контента, повышение роли коммуникаций в процессе обучения

Мы насчитали порядка десяти компаний-экспонентов, один из ключевых продуктов которых напрямую связан с организацией коммуникаций между учениками и учителями, другими учениками.

Австралийский стартап Brightspace предлагает своего рода корпоративную социальную сеть, в рамках которой каждый сотрудник может стать автором некоего обучающего контента, поделиться своими знаниями и опытом -http://www.brightspace.com/solutions/enterprise/employee-learning/

Британцы Ht2 предлагают рынку продукт под названием Curatr - http://www.curatr3.com/overview/. Curatr позволяет геймифицировать процесс обучения, используя различные инструменты: дискуссии, рейтинги, бэйджи и др. Платформа также позволяет проводить онлайн-ассессменты и различные внутрикорпоративные социальные опросы.

Конечно, мы описали далеко не весь спектр интересных решений, их было по-настоящему много. Как и ярких событий, крайне полезных воркшопов. Чего только стоит детальный разбор обучающих корпоративных видеофильмов, созданных для таких гигантов как Tetra Pak, MetLife. В любом случае, по итогам посещения MOEB 2014 мы вынесли одну ключевую мысль: нам есть чему поучиться у западных коллег, а открытые границы мирового e-learning сообщества позволяют обмениваться опытом практически в несколько e-mail’ов и кликов.

Для того, чтобы ощутить атмосферу выставки, публикуем краткий фотоотчет:










Комментариев нет:

Отправить комментарий