Автор: Денис Якорев
Решил поделиться своими записями, сделанными при прочтении книги M.Allen – Designing successful e-learning.
Автор предлагает ознакомиться с его собственным подходом к созданию
электронного курса, сложившимся за многие годы практики, основанным как
на результатах проводимых исследований в разных областях психологии, так
и на постулатах теорий обучения – бихейвиоризма, когнитивизма и
конструктивизма. Итак, начнем.
В основе подхода М. Аллена лежит утверждение о том, что цель
электронного курса – не просто получение знаний, а прежде всего
изменение поведения человека, при котором он будет активно использовать
новые знания и навыки.
Зачастую, мы смотрим на электронный курс как на некий программный
продукт, создание которого включает в себя несколько основных этапов:
определение учебных целей, формирование структуры курса, сценария,
подбор и создание учебного контента и разработка завершающих контрольных
заданий. Как правило, конечная цель такого рода курсов – получение
положительных результатов пост-тестов, после чего обучающиеся сами
решают применять или не применять новые знания на практике, что в свою
очередь означает, что применять их будет только малая часть, а то и
вовсе никто. Говорить о какой-либо эффективности в этом случае нет
смысла.
Электронный курс, направленный на изменение поведения, требует
взглянуть шире на весь процесс обучения, использовать для достижения
конечной цели все три его основных этапа:
Эффективность обучения во многом зависит от того, как к нему
относятся сами учащиеся. Между тем, если мы говорим об обучении взрослых
людей, мы должны понимать, что у них уже имеется сложившееся отношение к
обучению, свой уровень мотивации и свой индивидуальный набор навыков. К
счастью, на их отношение к конкретному учебному курсу и на их мотивацию
мы можем повлиять. Поэтому, цель данного этапа – подготовка обучаемых,
объяснение важности обучения по данной теме, мотивация к изменениям. И
для этого чрезвычайно важно иметь полную поддержку со стороны
организации и непосредственного руководства обучающихся.
Непосредственно обучение.
Это этап на котором возможно активное воздействие на обучаемого с
целью перевести его на новый уровень знаний и умений, оказать влияние на
его привычки и действия.
Развитие полученных знаний и навыков.
Полученные на предыдущем этапе знания и навыки еще очень слабые,
неокрепшие. Между тем рабочая среда, окружающая недавних учеников, очень
недружелюбно относится к нововведениям. Первые неудачи в применении
новых знаний могут отбить стремление к изменениям и вернуть обучаемых на
исходные позиции, ведь, действуя “по старинке”, они не совершали
значительных промахов. Поэтому на этом этапе обучающимся необходимо
оказывать всевозможную помощь и поддержку.
Сложность процесса изменения поведения обусловлена необходимостью
изменения сложившихся у человека шаблонов поведения. Шаблоны имеют свое
очень важное предназначение – они позволяют разгрузить наш мозг,
позволяя реагировать на большинство раздражителей, практически не
задумываясь – в соответствии с устоявшимся сценарием поведения.
Вот
некоторые причины формирования шаблонов поведения:
- Привычные действия требуют меньших затрат энергии, чем совершаемые
впервые. Наш мозг всегда стремиться сократить энергозатраты;
- Привычные действия выполняются быстрее, что позволяет экономить время;
- Поведение, которое ранее было успешно, скорее всего будет успешно и
в будущем. А значит риск допустить ошибку гораздо меньше, чем при
использовании новых моделей поведения;
- Наше поведение отражает нашу сущность. Другие люди опознают нас по нашему поведению.
Как видно, роль шаблонов поведения в нашей жизни очень велика, кроме
того, чем чаще человек ими пользуется, тем прочнее они укореняются в его
сознании. Именно поэтому их очень тяжело менять, и именно поэтому
курсы, предназначенные для изменения поведения, сделать гораздо сложнее,
чем курсы, преследующие цель – сдать пост-тест. Для того, чтобы
разобраться в построении курса для изменения поведения обратимся к
достижением психологической науки в одной из смежных областей, а именно –
в сфере борьбы с вредными привычками. В трудах западных ученых
(Prochaska J.O., Norcross J.C., DiClemente C.C., “Changing for Good: A
Revolutionary Six-Stage Program For Overcoming Bad Habits and Moving
Your Life Positively Forward”) выделяются 6 основных этапов борьбы с
вредными привычками:
- Этап, предшествующий осознанию необходимости изменений (Precontemplation);
- Этап изучения возможности и размышления (Contemplation);
- Этап подготовки к изменениям (Preparation);
- Активные действия (Action);
- Поддержка изменений (Maintenance);
- Окончательное уничтожение нежелательного поведения (Termination).
Стадии должны проходится последовательно и ни одна из них не должна быть пропущена. Рассмотрим каждую из них:
Этап, предшествующий осознанию необходимости изменений
На этом этапе человек не видит никаких проблем в своем поведении, не
хочет меняться и вообще не понимает зачем ему это. А если и осознает
проблему, то ищет причину не в себе, а в окружающих или в
обстоятельствах, над которыми он не властен. Под воздействием из вне
человек может какое-то время вести себя правильно, но как только
воздействие прекратится – немедленно вернется к обычной для себя модели
поведения. При переходе к следующему этапу человек задумывается больше
над тем, для чего ему нужны изменения, чем над тем, чего они будут ему стоить.
Этап изучения возможности и размышления
С началом этого этапа люди фокусируются на проблеме, обдумывают
возможные решения. Это еще не означает, что они готовы что-либо
предпринять, просто размышляют. Переход на следующий этап возможен с
помощью концентрации на преимуществах, которые станут доступны при
отказе от текущей модели поведения. Например, как здорово было бы, если
бы я бросил курить, стал бы заниматься спортом и т.д. Несмотря на
некоторую озабоченность, люди начинают надеяться на лучшее.
Этап подготовки к изменениям
Человек составляет конкретный план действий, тщательно анализирует
свое текущее состояние и формирует стратегию движения вперед и
преодоления возможных препятствий. Даются обязательства как самому себе,
так и окружающим. Пропуск этого этапа, как правило, приводит к возврату
на исходные позиции.
Этап активных действий
На этом этапе люди с помощью волевых усилий и самоконтроля изменяют
свое поведение. Несмотря на то, что кажется, будто цель уже достигнута,
это далеко не так. Они ищут ситуации в повседневной жизни, в которых
новое поведение является существенным преимуществом. Начинается
первичное изменение модели поведения.
Этап поддержки изменений
В этот период очень важно быть бдительным. Отрицательное поведение,
проявляющееся у кого-нибудь из окружения, создает дополнительную
сложность, так как служит постоянным раздражителем. Важно не давать
возобновить нежелательные действия. Уступив даже один раз, человек
рискует откатиться к самому началу.
Этап окончательного уничтожения нежелательного поведения
Конечная цель процесса. Нежелательное поведение полностью заменяется
на положительное. Вероятность провала – очень мала, человек может себя
контролировать без особых усилий.
Ключевым моментом при изменении поведения является осознание этапа на
котором находится человек в данный момент и проблем, которые могут
возникнуть в этот период.
Параллели с обучением.
Процесс обучения существенно отличается от борьбы с вредными привычками, но все же есть кое-что общее:
1) Мы не в состоянии научить человека чему-либо против его воли;
2) Новое поведение, зачастую, очень трудно прививается. Многие люди консервативны и изо всех сил сопротивляются изменениям;
3) Люди склонны винить в своих проблемах кого угодно, но только не
себя. Признание собственной ответственности – ключевой момент на пути к
изменению поведения;
4) Многие испытывают недостаток уверенности в собственных силах, им
проще оставаться в зоне комфорта, чем использовать новые знания. Между
тем, если новые знания не будут использоваться – они исчезнут. (“Я знаю,
что у меня не получится”);
5) Отрицание или преуменьшение влияния дефектного поведения (“Да я
курю-то совсем немного”), что является причиной отказа от изменений.
Есть еще две очень интересные параллели между этими процессами:
6) Бихейвиористский подход в чистом виде не дает нужного эффекта – он не учитывает таких важных вещей как эмоции и мышление;
7) Перед началом непосредственных действий (обучения) люди должны
подготовиться к ним – они должны быть мотивированы и сосредоточены.
Если сопоставить этапы изменения поведения с этапами процесса обучения мы получим следующую картину:
То есть при подготовке к обучению следует полностью завершить первые
два этапа изменения поведения и частично третий. В процессе обучения –
закончить третий этап и полностью выполнить этап активных действий, ну а
после обучения наступает очередь этапа поддержки изменений.
Как уже было сказано, процесс изменения поведения – очень трудоемкий и
длительный. Именно поэтому учебные курсы, служащие этим целям, должны
не только объяснять материал, но и помогать преодолевать сопротивление
изменениям, формировать навыки решения проблем самими обучающимися. Для
этого курс должен отвечать следующим требованиям:
- отвечать на вопрос “Почему конкретное изменение в поведении настолько важно?”;
- учить людей методам подготовки к изменениям;
- помогать обучающимся совершать действия по преодолению нежелательного поведения.
Источник
Читайте более продолжение отзывов о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.
Читайте более продолжение отзывов о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий