четверг, 24 января 2013 г.

"Designing successful e-learning". Часть 1. Цель – Изменение поведения


Решил поделиться своими записями, сделанными при прочтении книги M.Allen – Designing successful e-learning.

Автор предлагает ознакомиться с его собственным подходом к созданию электронного курса, сложившимся за многие годы практики, основанным как на результатах проводимых исследований в разных областях психологии, так и на постулатах теорий обучения – бихейвиоризма, когнитивизма и конструктивизма. Итак, начнем.
В основе подхода М. Аллена лежит утверждение о том, что цель электронного курса – не просто получение знаний, а прежде всего изменение поведения человека, при котором он будет активно использовать новые знания и навыки.

Зачастую, мы смотрим на электронный курс как на некий программный продукт, создание которого включает в себя несколько основных этапов: определение учебных целей, формирование структуры курса, сценария, подбор и создание учебного контента и разработка завершающих контрольных заданий. Как правило, конечная цель такого рода курсов – получение положительных результатов пост-тестов, после чего обучающиеся сами решают применять или не применять новые знания на практике, что в свою очередь означает, что применять их будет только малая часть, а то и вовсе никто. Говорить о какой-либо эффективности в этом случае нет смысла.

Электронный курс, направленный на изменение поведения, требует взглянуть шире на весь процесс обучения, использовать для достижения конечной цели все три его основных этапа:
Этап, предшествующий обучению.
Эффективность обучения во многом зависит от того, как к нему относятся сами учащиеся. Между тем, если мы говорим об обучении взрослых людей, мы должны понимать, что у них уже имеется сложившееся отношение к обучению, свой уровень мотивации и свой индивидуальный набор навыков. К счастью, на их отношение к конкретному учебному курсу и на их мотивацию мы можем повлиять. Поэтому, цель данного этапа – подготовка обучаемых, объяснение важности обучения по данной теме, мотивация к изменениям. И для этого чрезвычайно важно иметь полную поддержку со стороны организации и непосредственного руководства обучающихся.

Непосредственно обучение.
Это этап на котором возможно активное воздействие на обучаемого с целью перевести его на новый уровень знаний и умений, оказать влияние на его привычки и действия.

Развитие полученных знаний и навыков.
Полученные на предыдущем этапе знания и навыки еще очень слабые, неокрепшие. Между тем рабочая среда, окружающая недавних учеников, очень недружелюбно относится к нововведениям. Первые неудачи в применении новых знаний могут отбить стремление к изменениям и вернуть обучаемых на исходные позиции, ведь, действуя “по старинке”, они не совершали значительных промахов. Поэтому на этом этапе обучающимся необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.

Сложность процесса изменения поведения обусловлена необходимостью изменения сложившихся у человека шаблонов поведения. Шаблоны имеют свое очень важное предназначение – они позволяют разгрузить наш мозг, позволяя реагировать на большинство раздражителей, практически не задумываясь – в соответствии с устоявшимся сценарием поведения. 

Вот некоторые причины формирования шаблонов поведения:
- Привычные действия требуют меньших затрат энергии, чем совершаемые впервые. Наш мозг всегда стремиться сократить энергозатраты;
- Привычные действия выполняются быстрее, что позволяет экономить время;
- Поведение, которое ранее было успешно, скорее всего будет успешно и в будущем. А значит риск допустить ошибку гораздо меньше, чем при использовании новых моделей поведения;
- Наше поведение отражает нашу сущность. Другие люди опознают нас по нашему поведению.

Как видно, роль шаблонов поведения в нашей жизни очень велика, кроме того, чем чаще человек ими пользуется, тем прочнее они укореняются в его сознании. Именно поэтому их очень тяжело менять, и именно поэтому курсы, предназначенные для изменения поведения, сделать гораздо сложнее, чем курсы, преследующие цель – сдать пост-тест. Для того, чтобы разобраться в построении курса для изменения поведения обратимся к достижением психологической науки в одной из смежных областей, а именно – в сфере борьбы с вредными привычками. В трудах западных ученых (Prochaska J.O., Norcross J.C., DiClemente C.C., “Changing for Good: A Revolutionary Six-Stage Program For Overcoming Bad Habits and Moving Your Life Positively Forward”) выделяются 6 основных этапов борьбы с вредными привычками:
- Этап, предшествующий осознанию необходимости изменений (Precontemplation);
- Этап изучения возможности и размышления (Contemplation);
- Этап подготовки к изменениям (Preparation);
- Активные действия (Action);
- Поддержка изменений (Maintenance);
- Окончательное уничтожение нежелательного поведения (Termination).

Стадии должны проходится последовательно и ни одна из них не должна быть пропущена. Рассмотрим каждую из них:
Этап, предшествующий осознанию необходимости изменений
На этом этапе человек не видит никаких проблем в своем поведении, не хочет меняться и вообще не понимает зачем ему это. А если и осознает проблему, то ищет причину не в себе, а в окружающих или в обстоятельствах, над которыми он не властен. Под воздействием из вне человек может какое-то время вести себя правильно, но как только воздействие прекратится – немедленно вернется к обычной для себя модели поведения. При переходе к следующему этапу человек задумывается больше над тем, для чего ему нужны изменения, чем над тем, чего они будут ему стоить.
Этап изучения возможности и размышления
С началом этого этапа люди фокусируются на проблеме, обдумывают возможные решения. Это еще не означает, что они готовы что-либо предпринять, просто размышляют. Переход на следующий этап возможен с помощью концентрации на преимуществах, которые станут доступны при отказе от текущей модели поведения. Например, как здорово было бы, если бы я бросил курить, стал бы заниматься спортом и т.д. Несмотря на некоторую озабоченность, люди начинают надеяться на лучшее.
Этап подготовки к изменениям
Человек составляет конкретный план действий, тщательно анализирует свое текущее состояние и формирует стратегию движения вперед и преодоления возможных препятствий. Даются обязательства как самому себе, так и окружающим. Пропуск этого этапа, как правило, приводит к возврату на исходные позиции.
Этап активных действий
На этом этапе люди с помощью волевых усилий и самоконтроля изменяют свое поведение. Несмотря на то, что кажется, будто цель уже достигнута, это далеко не так. Они ищут ситуации в повседневной жизни, в которых новое поведение является существенным преимуществом. Начинается первичное изменение модели поведения.
Этап поддержки изменений
В этот период очень важно быть бдительным. Отрицательное поведение, проявляющееся у кого-нибудь из окружения, создает дополнительную сложность, так как служит постоянным раздражителем. Важно не давать возобновить нежелательные действия. Уступив даже один раз, человек рискует откатиться к самому началу.
Этап окончательного уничтожения нежелательного поведения
Конечная цель процесса. Нежелательное поведение полностью заменяется на положительное. Вероятность провала – очень мала, человек может себя контролировать без особых усилий.
Ключевым моментом при изменении поведения является осознание этапа на котором находится человек в данный момент и проблем, которые могут возникнуть в этот период.

Параллели с обучением.
Процесс обучения существенно отличается от борьбы с вредными привычками, но все же есть кое-что общее:
1) Мы не в состоянии научить человека чему-либо против его воли;
2) Новое поведение, зачастую, очень трудно прививается. Многие люди консервативны и изо всех сил сопротивляются изменениям;
3) Люди склонны винить в своих проблемах кого угодно, но только не себя. Признание собственной ответственности – ключевой момент на пути к изменению поведения;
4) Многие испытывают недостаток уверенности в собственных силах, им проще оставаться в зоне комфорта, чем использовать новые знания. Между тем, если новые знания не будут использоваться – они исчезнут. (“Я знаю, что у меня не получится”);
5) Отрицание или преуменьшение влияния дефектного поведения (“Да я курю-то совсем немного”), что является причиной отказа от изменений.
Есть еще две очень интересные параллели между этими процессами:
6) Бихейвиористский подход в чистом виде не дает нужного эффекта – он не учитывает таких важных вещей как эмоции и мышление;
7) Перед началом непосредственных действий (обучения) люди должны подготовиться к ним – они должны быть мотивированы и сосредоточены.

Если сопоставить этапы изменения поведения с этапами процесса обучения мы получим следующую картину:


То есть при подготовке к обучению следует полностью завершить первые два этапа изменения поведения и частично третий. В процессе обучения – закончить третий этап и полностью выполнить этап активных действий, ну а после обучения наступает очередь этапа поддержки изменений.

Как уже было сказано, процесс изменения поведения – очень трудоемкий и длительный. Именно поэтому учебные курсы, служащие этим целям, должны не только объяснять материал, но и помогать преодолевать сопротивление изменениям, формировать навыки решения проблем самими обучающимися. Для этого курс должен отвечать следующим требованиям:

- отвечать на вопрос “Почему конкретное изменение в поведении настолько важно?”;
- учить людей методам подготовки к изменениям;
- помогать обучающимся совершать действия по преодолению нежелательного поведения.

Источник 

Читайте более продолжение отзывов о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий