Автор: Денис Якорев
Этот этап очень часто игнорируют, а зря – за счет правильной
организации мероприятий есть возможность существенно повысить
эффективность всего курса. Для этого следует:
- в доступной и понятной форме объяснить сотрудникам, какие преимущества даст им обучение;
- дать им возможность самостоятельно оценить свое текущее состояние и возможности, объяснить каким образом на них повлияет изменение поведения;
- установить связь с сотрудниками, которые ранее проходили подобное обучение, предоставить возможность обучаемым пообщаться с ними по поводу плюсов, минусов и результатов обучения;
- подтолкнуть сотрудника к публичным обещаниям;
- предоставить всевозможную помощь для преодоления первых стадий изменения поведения.
Как вы понимаете, такие мероприятия не под силу программному
продукту, к их выполнению должны быть привлечены непосредственные
руководители сотрудников, HR и т.д. Решить вопрос обучения малыми силами
не получится.
Еще немного теории
Почему же этот этап так важен. Как мы говорили ранее, процесс
изменения поведения – это нарушение укоренившихся в сознании шаблонов.
Исследования показали, что при этом мозг испытывает значительные
нагрузки, которые, соответственно, требуют значительных затрат энергии.
Интенсивные нагрузки очень быстро перегружают префронтальную кору
головного мозга, которая в свою очередь задействует миндалевидное тело,
чья активность, помимо прочего, вызывает у человека чувство страха и
раздражения. За счет этого механизма, мозг пытается вернуться в свое
нормальное состояние – снизить потребление энергии и немного остыть.
Подобное физиологическое противодействие – существенное препятствие,
но есть несколько способов, которые могут помочь его преодолеть,
побороть чувство страха и внутреннего сопротивления. Для этого в первую
очередь обучающимся необходима поддержка со стороны. Снова обратимся к
теории избавления от вредных привычек.
Для преодоления первых стадий предлагаются следующие техники:
- Достижение понимания. Первоочередная задача – это добиться от сотрудника осознания им самим важности изменения поведения и своей ответственности;
- Снижение социального давления. Следуют создать такую атмосферу в коллективе, которая не только не противодействует изменениям, а даже поощряет их;
- Поощрение самостоятельной оценки сотрудниками собственных возможностей. Помочь сотрудникам взглянуть на свои перспективы, сравнить их нынешнее состояние с тем, что они могут получить, достигнув новых высот;
- Вовлечение эмоций. Мотивировать сотрудников и развивать в них самомотивацию, за счет демонстрации выгод от собственного развития;
- Воспитание ответственности. Помочь сотрудникам понять собственную ответственность за личностное развитие.
Подробнее разберем каждую из техник применительно к обучению.
1. Достижение понимания
Для того, чтобы человек понял всю важность и притягательность личного
и профессионального роста, он, прежде всего, должен понять, каков
результат его нынешнего поведения. На данном этапе, человек может вообще
не осознавать, что его поведение у кого-то вызывает недовольство или
создает какую-то проблему. Он также может полностью отрицать свою
ответственность. Поэтому, для начала, следует обратить его внимание на
текущие результаты его деятельности и поведения, а затем дать ему
возможность подумать, может ли изменение его поведения благотворно
сказаться на его деятельности. При этом не следует принуждать человека
или доказывать ему что-то в агрессивной форме – это приведет к полностью
противоположному результату.
Для вовлечения сотрудников в процесс, M.Allen предлагает организовать
целую рекламную компанию для курса внутри организации. Основные
моменты, на которые следует обратить внимание:
- Броский и цепляющий заголовок.
- Мотивирующий девиз и описание. Желательно, чтобы в создании девиза и описания принимало участие большое количество персонала. Проведите опрос на данную тему, учтите пожелания сотрудников;
- Распространение описания уч. программы (Маркетинг). Используйте все возможные инструменты для того, чтобы разрекламировать обучение, донести основные положения и выгоды до максимально большой аудитории. Для этого могут использоваться плакаты и рекламные буклеты, страничка в социальной или корпоративной сети и т.д. Постоянно освежайте информацию – публикуйте достижения сотрудников, связанные с обучением, интервью прошедших обучение ранее, ведите учет текущих результатов в общедоступных местах и т.д.
2. Снижение давления со стороны коллектива
Очень часто изменению поведения противостоит коллектив. Человек может
чувствовать себя заложником сложившихся в коллективе представлений о
нем, или собственных мыслей о том, что думают о нем окружающие. Поэтому
изменение поведения всегда ведет к появлению некоторого дискомфорта,
даже если новые качества и навыки сулят значительные преимущества.
Снизить противодействие изменениям в коллективе очень непросто, но
необходимо. Это в первую очередь задача руководства компании и
непосредственных руководителей обучающихся. Располагает к обучению и
развитию атмосфера, в которой сотрудники могут открыто гордиться своими
достижениями и поощрять других, в которой неудачи принимаются адекватно,
а каждый сотрудник понимает, что ему есть куда расти.
Один из путей снижения давления – групповая дискуссия о преимуществах
обучения и развития, другой – поощрение неформального обучения.
Несколько идей:
- Периодические беседы, на которых обсуждаются произошедшие изменения и их результаты, а также задачи на перспективу;
- Учет изменений и результатов на страничке в социальной или корпоративной сети. Вовлечение сотрудников в обсуждение;
- Поощрение вопросов от сотрудников по поводу обучения, новых возможностей и полученного эффекта;
- Выделение времени под неформальное обучение. Организация кружков, чатов как в реале, так и в сети;
- Обеспечение общения с экспертами или сотрудниками успешно использующими новые техники.
3. Поощрение самооценки
Обязательное условие любого изменения – готовность к нему человека.
При этом, человек должен самостоятельно придти к этому решению. Жесткое
указание или приказ тут не помогут – они вызовут лишь ответную реакцию
неприятия, рекомендуется плавно подвести сотрудника к осознанию
необходимости изменений. Для этого, ему следует обдумать и честно
ответить на следующие вопросы:
- Как он чувствует себя в текущих условиях?
- Считает ли он, что его навыки и умения следует развивать?
- Как он предполагает, что произойдет и как изменится его жизнь после развития соответствующих навыков и умений?
Один из возможных способов реализации – открытый электронный курс,
который позволит сотрудникам самостоятельно ответить на эти вопросы,
взглянуть на ситуацию под другим углом. Содержание курса должно быть
максимально привязано к реальной жизни и проблемам, с которыми
периодически сталкиваются сотрудники. А приводимые аргументы должны быть
настолько убедительны, что позволят сотрудникам преодолеть свою
оборонительную позицию в конкретном вопросе. В заключении курса следует
вынести вердикт относительно знаний и навыков сотрудника – зачастую, они
даже не подозревают, что настолько мало знают\умеют. Если получены
низкие результаты и есть возможность их исправить так, чтобы никто ни о
чем не догадался – будьте уверены, они поступят именно так.
4. Вовлечение эмоций
Эмоции способны значительно упростить путь к достижению цели, иногда
оказывая даже больший мотивирующий эффект, чем логические умозаключения.
Для усиления эмоций можно воспользоваться следующими способами:
- Создание нескольких соперничающих команд;
- Игра по ролям. Придумайте интересную ситуацию и раздайте участникам роли, которые они будут выполнять;
- Создание мультимедиа презентации. Используйте возможности музыки, анимации и интересные истории для того, чтобы повлиять на отношение сотрудников к обучению;
- Наглядно продемонстрируйте возможные негативные последствия.
5. Воспитание ответственности
Обещание себе или окружающим – одно из самых важных событий на данном
этапе. Оно означает, что сотрудник уже обладает необходимой готовностью
и решимостью. Для этого он прежде всего должен преодолеть собственные
страхи. Одно из самых эффективных решений – разбить сложный и трудный
процесс на мелкие простые шаги – составить измеримый, выполнимый
и приемлемый для обучаемого план развития. Его необходимо обсудить и
отредактировать совместно с сотрудником, при необходимости упростить.
Лучше, если сотрудник сможет выбирать из нескольких вариантов. И совсем
замечательно, если планы развития уже были ранее опробованы на других
группах, понимание, что кто-то раньше уже успешно справлялся с подобной
задачей, придаст уверенности.
Существенную помощь на данном этапе может оказать неформальное
обучение. Несколько советов, которые могут помочь развитию неформального
обучения:
- поощрение общения между сотрудниками с использованием корпоративной сети;
- ведение записей, мозговых штурмов и т.д. на удобно расположенных и общедоступных досках;
- совместные обеды и дискуссии.
Источник
Читайте более ранние посты о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.
Читайте более ранние посты о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.
Денис, спасибо!
ОтветитьУдалитьА что если это не в виде текста - он в душу не проникнет, а прочитать и потом обсуждать в виртуальности? vAcademia.
Можно сходу занятие провести и записать.
Думаю,что так сильнее почувствуется.