вторник, 8 января 2013 г.

Что такое Идеальный Электронный Курс?

"Для того, чтобы написать Идеальную Фугу,
её просто надо заказать Баху?" 
(цитата из форума)

Автор: 
Марина Литвинова, 
участники форума

Вопрос нашего коллеги, Юрия Николаевича Белоножкина, простой и в тоже время по-философски неоднозначный: "Что такое Идеальный Электронный Курс?" Наверное было бы здорово в этом посте сразу написать, что мы пришли к схеме идеального курса, и она вот такая: ... Но, к сожалению, еще не пришли, Хотя! некоторые элементы уже прорисовываются. 

В данном посте хочется обозначить основные идеи, которые мы высказали, для того, чтобы прояснить этот сложный-простой вопрос. Очень здорово было бы увидеть в комментариях и в форуме ваше мнение по поводу идеального электронного курса!

Итак,

Что такое (идеальный) электронный курс?
  • "Курс - это средство управления учением, т.е. деятельностью учащегося в рамках обучения"
  • "Курс - место, где уже ничего искать не надо, где все по темам, ресурсам, задачам и т.д. подобрано, изготовлено и размещено" (И. Прусаков, цитаты тут и далее участников форума)
  • "Курс - когда читать хочется, как здесь, например!" (И. Прусаков)
  • "Курс - когда не просто хочется читать, но и хочется тут же сесть и применить", пример (М. Литвинова)
  • "Курс - тот, который обеспечивает учение аудитории, не ограничиваясь при этом одним выплескиванием мотивационного зуда и амбиций преподавателя в самых благородных электронных формах ... и только".  (В.Наумов 
  • "Любой учебник хорош - но только если он обеспечивает систему. Самые блестящие упражнения, тексты, тесты и аудио-видео материалы окажутся бесполезными, если в их подаче не прослеживается строгая последовательность" (ссылка на источник)
  • "Для очного обучения электронный курс - это поддержка учебного процесса ИТ средствами. Для дистанционного - это контент и среда, обеспечивающие адекватность дистанционного и очного обучения." (М.Морозов)

    "Прежде всего электронный курс просто обязан дать обучающемуся возможность учиться самостоятельно. Не надо отправлять учащегося в сеть за дополнительными материалами, когда он будет решать свои задачи. Должна быть возможность задать вопрос и получить на него ответ. Студент  учится формулировать и задавать вопросы, а также и отвечать на вопросы других. Любой курс призван научить обучающегося решать задачи, которые встанут перед выпускником в дальнейшем" (Л.Татарникова)
Умышленно пишу в идеях участников "курс", а не идеальный курс, т.к. дискуссия еще в процессе обсуждения, а значит, могут быть и изменения.
Хотя, зачем создавать идеальный электронный курс, ведь это "смахивает на "вечный двигатель"... "идеальные электронные учебники" уже созданы и имя им - Интернет!  Там информация ПРОИНДЕКСИРОВАНА, например Гуглом, а в СДО надо тратить лишнее время для поиска необходимой информации. И сегодня я склоняюсь к такой образовательной схеме:
   1. СДО - электронный деканат (ВУЗ).
   2. Библиотека - Интернет, включая собственные электронные курсы в открытом доступе
   3. Учебный Веб-класс (ключевой момент)
   4. Плюс спонсор, талант администратора, команда единомышленников преподавателей-тьютеров и IT-шников. 
(И.Б. Прусаков).

В течение дискуссии участники часто возвращались к вопросам, а что же такое "идеальный курс", можно ли описать "идеал" некими критериями, и, в целом, нужно ли это делать, если есть государственные требования и стандарты?  

Чтобы уже окончательно разобраться с термином идеальный, давайте спросим себя, когда мы употребляем такие слова, как "идеальный работник", "идеальный автомобиль", "идеальный порядок" и т.д.? Мы же их употребляем в повседневном использовании, как характеристику явления, которые максимально соответствуют нашим требованиям и одновременно нашим возможностям, верно? (Ю.Белоножкин)

Большое внимание уделялось теме организации учебного процесса (когда общую организацию учебного процесса пропишем, тогда и место электронного курса появится), а также тому, действительно ли нужно отталкиваться от организации. Наверное, наиболее сложно подходили к самим критериям "идеальности" потому, что как и красота, понятия эти сложно описать четкими показателями. 

И все же участники предложили ввести критерии - т.е. меру отклонения. "Предполагаю , что для начала критерии могут быть весьма простые - достоверность достижения учебных целей в заданные временные ресурсы и соответствие этих целей внешним потребностям". (Д. Кречман)

Автор форума предложил следующий перечень критериев для измерения или оценки идеального электронного курса:

1. Наличие списка компетенций и способов их оценки в ходе обучения.
2. Соответствие стандартным (традиционным) требованиям, предъявляемым к УМКД (РП, глоссарии, методички, ИКМ...).
3. Обеспечение самостоятельной работы студентов для углубленного изучения учебных материалов.
4. Удобство эксплуатации курса.
5. Эстетика (оформление) курса.
6. Соответствие законодательству в сфере защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.
7. Наличие системы учета и накопления результатов учебной активности, посещаемости (для аудиторных занятий и плановых вебинаров), анализа ошибок, допущенных в хоте тестирования, использования учебных ресурсов (по-фамильно, за группу или подгруппу).
8. Сервис индивидуальных и групповых консультаций.
9. Возможность формирования рейтингов успеваемости.
10. Эффективность использования (не использования) учебных аудио-, видео-материалов, трехмерной графики, иллюстративных материалов, ментальных карт, анимированных персонажей, имитационных моделей, интерактивных сред.
11. Использование игровых (кейсовых) технологий, коллоквиумов, просмотров с коллективным участием.
12. Возможность эксплуатации при помощи мобильных устройств.
13. Эффект использования игровых технологий.
14. Доступность для "тонких" клиентов.
15. Обеспечение защиты персональных данных.
Этот перечень вызвал ряд дополнительных вопросов:
  • Как строить изложение материала? Как его строить таким образом, чтоб "дочитали до конца"?
  •  Сколько и каких должно быть измерительных материалов? 
  • В каком объеме должны использоваться коммуникации? 
  • Есть ли пропорции в линейном изложении материала и интерактиве?
  • Каков сам способ построения материалы, структурировать его так же как для обычного учебника или по другому? 
  • Требуется ли его переписывать специально для СДО? 
Вот, к примеру, уважаемый всеми г-н А.В. Осин предлагал схему измерения качества содержания электронных курсов вводя три параметра - интерактивность, моделлинг и мультимедийность. (Д. Кречман)

Для кого же разрабатывается идеальный электронный курс? Были высказаны мнения о том, что очень опасно разрабатывать под среднего студента (слабый не поймёт, сильному не интересно), а также о том, что курс все равно разрабатывается "для "подневольных студентов", ведь они учатся по утвержденным программам.

В процессе дискуссии обратились к книге "Взрыв обучения", которую с одной стороны участники поддерживали, с другой стороны призывали воспринимать критично.   

В том числе обсудили особенность корпоративных курсов и их отличие от вузовских, вспомнив ранний форум в сообществе и конкурс courselab:

Курсы для корпоративного обучения, т.е. для обучения взрослых конкретным навыкам и умениям за короткое время, рассчитаны для взрослых людей. Для таких задач ВУЗовские курсы на 64, 120, 300 ... часов никак не подходят (посчитайте сколько стоит 120 часов рабочего времени специалиста банка). Мало того что это дорого вы еще и не сможете заставить взрослых людей, занятых работой, их дочитать до конца (источник).

На данный момент дискуссия остановилась на том, чтобы выбрать некий курс-пример и на его основе постараться выработать критерии.  А в финальном посте участники ожидают такое обращение: "Идеального Электронного Курса Не Существует! Но, есть требования, сформулированные нашими творческими силами, которые можно установить (требования) в качестве рекомендованных для разработчика Электронных Курсов."

Посмотрим:) В любом случае, будет интересно, потому приглашаем вас обсудить идеальный электронный курс и его критерии!


П.С. И завершу этот вопросов автора форума о теме оценки компетенций, которая очень важна и немного была недооценена в процессе обсуждения: 

"Хотел бы узнать мнение коллег, как в идеальном курсе должна решаться пресловутая задача оценки компетентности. Она имеет на выходе создает для студента бумажный сертификат-распечатку, где подробно по каждой компетенции расписываются все его результаты. В ходе подготовки к разработке предмета (а в принципе и направлению подготовки в итоге тоже) преподаватель в своем предмете формирует области (общекультурные, профессиональные и т.д.), по каждой области  - компетенции, по каждой из них - показатели, их веса. Это называется репозиторием компетенций. В ходе освоения преподаватель объявляет задания по разным видам и формам контроля для разных компетенций, указывает их сроки. Студент по мере готовности декларирует свои компетенции в курсе, (естественно, все события в этой системе уведомляются по почте). Преподаватель проверяет такие декларации (конечно, все это на странице преподавателя), все эти кирпичики компетенций подсвечиваются разными цветами в зависимости от характера выполнения и если все нормально, подтверждает сертификат компетенций по своему предмету, а студент его может сам распечатать. Примерно такая кухня. Ну как? Это нам надо?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий