среда, 14 октября 2015 г.

10 советов для тех, кто разрабатывает электронные курсы (по принципам педагогического дизайна)



10 советов для тех, кто разрабатывает электронные курсы:



1. Изучайте свою целевую аудиторию.

Проведите небольшое исследование и анализ Ваших слушателей. Узнайте, кто будет по ту сторону экрана, а именно их: 
  • средний возраст;
  • уровень имеющих знаний;
  • опыт работы и опыт работы в тематике обучения;
  • отношение к обучению;
  • отношение к теме обучения;
  • владения технологиями;
  • внутренняя мотивация к обучению.
Обратите внимание, что 3 три пункта из нашего списка посвящены мотивации. Наверно не из проста!  

Выходите за рамки понимания потребностей и стандартов обучения. Узнайте, что мотивирует Ваших слушателей проходить курсы и учиться, и что может замотивировать их применять полученные знания. Стройте материал курса учитывая их мотивацию.



2. Думайте об обучающих, как о социальных индивидах, а не …

Мы учим людей, а не роботов. Нажатие кнопок «Начать обучение», «Далее», «Далее» «Пройти тест» и «Завершить обучения» - не цель обучающего курса! Так же, как и «должны знать» - не может быть целью обучения.
Знания невозможно передать с электронного курса в голову слушателя. Его можно только создать через опыт.
Создавайте возможность поэкспериментировать и получить опыт Вашим учащимся в рамках курса, но учтите, что обучения должно происходить в реалистичных условиях, а практические задания должны выполнять задачи обучения. Не создавайте практические задания – раде заданий. Все должно иметь свою цель и задачу.



3.  Планируйте продолжительность курса.

Вам может показаться, что Ваши обучающие имеют неограниченное время на прохождения обучения, и концентрация внимания у них безгранична как в супермена. Настало время разочарований! ЭТО МИФ.
Цель Ваших учащихся, в независимости интересности и увлекательности курса, побыстрее добраться до финальной точки. И не стоит винить их в этом. Мы этому обучались с раннего детства. Помните, как в детстве, чтобы пойти вечером поиграть со сверстниками, нам всегда говорили: быстрее сделай домашнее задание, быстрее покушай, быстрее оденься и т.д., а потом иди, но ненадолго. Таких примеров сотни.
Что же нам делать? Первое, проектируйте мини курсу продолжительность 10-25 минут. Лучше сделать 6 мини курсов и запустить их поочередно, чем 1 курс продолжительностью 2 часа. Второе, помогайте учащимся обращать внимание на важные вещи в курсе.



4. Учитывайте возможности мозга.

Какие возможности имеет память? Как мозг учиться? Ваши курсы должны учитывать эти возможности и правила.
Например, интервальность обучения – это стратегия, которая выравнивает обучения, формирует запоминание и применение материала, а не способ запихнуть все содержимое в голову слушателя в один присест.



5.  Создавайте правильный дизайн курса.

Все что размещено в экране курса – должно иметь цель!
Графика должна помогать слушателю воспринимать материал курса и располагаться только там, где это необходимо.
Придерживайтесь принципов «Связанности материала»* и «Смежных объектов»*.
Чем меньше пользователь должен думать, о том, что он должен сделать, чтобы достичь своей цели, тем больше вероятность, что он ее достигнет.
Делайте удобный и понятный интерфейс курса. Размещайте мини-инструкции там, где это необходимо.
В конце концов, дайте пройти Ваш курс своим родным и близким. Понаблюдайте с какими трудностями они столкнутся, где им будет нужна дополнительная информация, где будет трудно, а где легко. Только смотрите тихо, а потом попросите обратную связь. Они будут намного искренние, чем Ваши учащиеся.


6.       Создавайте траекторию обучения.

Электронный курс – это не одноразовое событие. На стадии разработки курса, думайте не только как донести информацию до слушателей, а также об том как будут предоставлять данный контент периодически.  Будет ли возможность у слушателей вернуться к изучению при первой необходимости, будет ли возможность применить полученную информацию в других ситуациях.
Вместо точечного обучения – планируйте траектории обучения. Вы архитектор знаний.  Стройте города и поселка, создавайте дороги и тропинки. Все в Ваших руках.



7.       Знайте ценность информации

Чтобы повысить вероятность воспринимают информацию Вам необходимо самими понять: зачем им эти знания нужны, какую ценность они имеют для учащихся в реальной жизни, и когда именно они необходимы. Смело отсевайте плеву от зерен. Помните, что дорога ложка к обеду.


8.       Содержание vs Дизайн.

Больше придавайте значение содержанию, чем эстетике. Помните, что содержание гораздо важнее, чем внешний вид. Может быть простой курс без сложной графики, но с полезным контентом. В то время, как набор слов в красивой «обертке» - остается набором слов.
Вовлекайте своих слушателей вначале обучения, помогайте усваивать полученную информацию, позволяйте им учиться на своих ошибках и использовать полученный опыт в реальной жизни.
Будет интересный контент – получиться и хороший дизайн курса.


9. Укрепляйте свой фундамент  

Разработчику курсов необходимо обладать различными сферами знаний: дизайн, программирование, спичрайтинг, логика и проч., но педагогическое проектирование (Instruction Design) являются существенными в этом списке. Так как педагогическое проектирование сосредоточено на мелких деталях, которые могут сделать Ваш курс как суперуспешным, так и провальным. Все дело в тонкостях и мелочах, не приметных на первый взгляд.
Педагогическое проектирование является ключевым аспектом для любого специалиста по дистанционному обучению. Ищите любую возможность углубить свои знания. 



10. Будьте открытыми для новых идей.

Будьте открытыми для новых перспектив и идей, постоянно обучайтесь, расширяйте свой кругозор знаний, уходите от шаблонов и стереотипов.


*Данный принцип говорит о том, что люди лучше всего воспринимают материал электронного курса, когда все лишние слова, звуки и графика удалены
*Данный принцип говорит о том, что люди лучше воспринимают материал электронного курса, когда текст и иллюстрирующая графика расположены максимально близко друг к другу

Также читайте:

И рекомендуем посмотреть презентацию автора данной статьи: 


3 комментария:

  1. Александр, полезный список и очень познавательная презентация :)

    Вы могли бы рассказать подробнее про пункт 3. Как спрогнозировать продолжительность?
    Если говорить о часе то, там плюс-минус получается спрогнозировать.
    Если говорить про видео - тоже понятно.

    А с курсом как быть, если нужен на 10 минут, или не более 15, или 20 минут, просто потому что заказчик не готов выделить больше времени?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, добрый вечер! Благодарю Вас за интерес к теме.
      Так у нас вопрос на повестке дня «Как спрогнозировать продолжительность курса».
      Здесь нет единого "правильного" ответа. Но нам очень сильно может помочь знание целевой аудитории, а точнее: где, как и когда будут проходить слушатели курс. Есть ли отвлекающие факторы или "помехи" и какого они характера?
      Я проведу реальный пример. Есть курс, общее время прохождения (внимательно и вдумчиво) - 2 часа. Данное время установлено практическим путем на своих коллегах-тренерах и внутреннем заказчике (+/- 20 мин.). Кто будет проходить курс - сотрудники отделения банка. Когда будут проходить курс: за 15 мин. до начала рабочего дня; в течении рабочего дня - если нет клиентов (сложно спрогнозировать время), или по завершению рабочего дня. Как - у каждого есть свой ПК. Будут ли отвлекающие факторы - да и разного плана: если в течении рабочего дня - то это клиенты и коллеги, в конце рабочего дня - будут подгонять коллеги, чтобы скорее закрыть отделение; в начале рабочего дня: иногда уборщица просить подвинуть ноги, чтобы помыть пол и пр. факторы.
      Как был реализован курс - 1 цельный курс на 5 тематических разделов-модулей, после каждого модуля был слайд заставка с просьбой сделать паузу (таких пауз было запланировано 5, между модулями и 1 модуль на 2 логические половинки)
      Теперь немного статистики: снял показатель по итогам обучения 300 человек.
      Когда проходили (цифры немного округлил): 10% проходило курс утром, 10% в первой половине дня, 20% после 13:00 и 60% позже 17:00.
      Как: меряю количество точек входа, сколько раз открыл/закрыл курс (то есть делали паузу) - 10% делали паузу более 10 раз, 20% - 5-9 раз; 15% - 5-6 раз (наш план), 5% - 2-5 раз, и 50% проходили курс за один "присест" (камикадзе - умру, но пройду).
      Третий показатель: результативность курса (% набранных баллов или повторное прохождение курса (если не набран проходной бал). Вот здесь самое интересное - хуже результат показали две целевые группы - те, кто проходил курс от начала до конца за 1 подход (усталость) и те, кто делал разрывы более 10 раз (можем предположить, что это были отвлекающие факторы).
      На вопрос почему не делали паузу получили следующие ответы: боязнь закрыть курс, а вдруг все пропадет; и второе хотел пройти все до конца :-); и проч. причины (не значительные).
      Что дальше делать с этими данными и как улучшить результативность обучение? Предлагаю поделиться своими предположениями, а я проведу свой вариант решения. Ок.

      Удалить
  2. Татьяна, Александр, вопрос выведен в отдельный новый пост, чтобы легче было найти по его теме и далее там обсуждать. Ссылка http://e-lpro.blogspot.com/2015/10/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить