вторник, 9 июля 2013 г.

"Designing Successful E-learning". Часть 6. Мотивирующие учебные события

Автор: Денис Якорев

1. Введение

Мотивация – это замечательно. Человек, у которого есть мотивация, всегда полон оптимизма и стремления учиться, развиваться, добиваться поставленных целей. А вот человека, у которого ее нет, растормошить очень и очень сложно. И все потому, что мотивация очень плохо поддается влиянию извне. Многие преподаватели даже считают, что тот уровень мотивации, с которым ученик пришел на занятие – это все, чего можно от него добиться, но это не всегда так.

У мотивации есть очень опасный враг – скука. Именно поэтому одна из самых важных задач педагогического дизайнера –сделать курс как можно более интересным и увлекательным. Только так можно добиться от ученика максимума внимания и усердия.

На основе собственных наблюдений M. Allen сформулировал 7 основных правил мотивации – «7 магических ключей», которые мы рассмотрим далее. Сразу стоит сказать, что вряд ли возможно совместить все эти правила в одном курсе, но даже, если удастся использовать 2 из них – это будет очень хорошо, а если 3 – просто отлично.

Все 7 правил можно разделить по четырем категориям:

Контекст

  1. Добейтесь предвкушения результатов
  2. Сделайте контекст привлекательным (используйте новизну, напряжение, юмор, привлекательную графику, музыку, анимации и т.д.)
  3. Задачи

  4. Предложите ученику рискнуть
  5. Выберите подходящий контент для каждого ученика:
    • Если предложить ему то, что он уже знает – ему станет скучно
    • Сложность задачи должна соответствовать возможностям ученика
    • Решение задач должно требовать от ученика использования только что полученных знаний и навыков, причем в правильной последовательности
    • Задачи должны вселять в ученика уверенность в собственных силах

    Активность

  6. Предлагайте ученику задачи, которые решаются не сразу, а в несколько шагов
  7. Обратная связь

  8. Обеспечьте “внутреннюю” обратную связь
  9. Не торопитесь осуждать за ошибки
Практические наблюдения подкрепляются и результатами работы американского исследователя J. P. Gee, автора 38 принципов обучения при помощи игр. Некоторые из этих принципов будут приведены далее.

2. Мотивирующий контекст

В любой книге, фильме или спектакле есть чрезвычайно важная часть, которая во многом определяет общее впечатление от произведения – его начало. Это справедливо и для электронных курсов – если в самом начале потерять внимание ученика, убить его желание продолжать, то в дальнейшем исправить что-то будет практически невозможно.

J.P. Gee. Принцип №23. Принцип подмножества.
Роль учебного события и то место, которое оно займет в иерархии знаний, определяется его началом

J.P. Gee. Принцип №7. Принцип приверженности обучению.
Чем больше ученик симпатизирует виртуальному персонажу, с которым себя ассоциирует, и чем более увлекательным находит виртуальный мир, тем сильнее втягивается в процесс обучения.

2.1. Как добиться предвкушения результатов обучения

Люди не любят тратить свое время попусту, им очень хочется знать, что же ценное и полезное они могут получить при прохождении курса – есть ли вообще смысл начинать? Причем узнать это они хотят немедленно и в понятной для них форме, поэтому длинные и абстрактные списки учебных целей в данном случае не подойдут.
Самый лучший способ преподнести результаты обучения – сделать это так, чтобы ученики сами с легкостью смогли оценить, насколько полезным был для них курс. Например, можно показать проблемную ситуацию, из которой ученик должен выйти победителем. 

Но при этом ситуация должна быть:
1) абсолютно понятной
2) достаточно сложной
3) может быть разделена на подзадачи, которые ученик в состоянии решить.

J.P. Gee. Принцип №1. Принцип активного обучения.
Все элементы учебной среды должны поощрять активное и вдумчивое, но никак не пассивное отношение к обучению.

Ставьте перед учениками сложные задачи. Сложные задачи интересны, они вызывают любопытство, простые же задачи, наоборот, навевают скуку. Но помните, что запутанность изложения и сложность самой задачи – абсолютно разные вещи. Задача должна быть понятна, а результаты должны иметь для ученика определенную ценность.

2.2. Привлекательный контекст

Привлекательность контента определяется далеко не только качеством графики. Очень важную роль играет содержательная часть – сюжетная линия. Для того, чтобы придумать увлекательный сюжет нужна фантазия, но результат может превзойти все ожидания – качественная история дает гораздо больший эффект чем качественная графика.

3. Мотивирующие задачи

Задача может отлично мотивировать, но только, если ее сложность соответствует возможностям ученика: она должна быть одновременно не слишком легкой и не слишком тяжелой. Если при этом задача содержит элемент риска – эффект удваивается.

3.1. Риск

J.P. Gee. Принцип №6. Принцип психосоциального моратория.
Ученики легко идут на риск в тех случаях, когда последствия их действий в реальном мире незначительны

J.P. Gee. Принцип №28. Принцип экспериментов и открытий.
Информацию в явном виде стоит давать в минимально-достаточном объеме, одновременно предоставляя ученикам богатые возможности для экспериментов и собственных открытий

Для обучения идеально, если ученик предельно внимателен, сосредоточен и «голоден» до знаний. В очень похожее состояние человек погружается в ожидании опасности, иными словами в ситуациях, связанных с определенным риском. Таким образом, добавляя в учебные задачи элемент риска, мы также получаем возможность влиять на состояние учеников, на их мотивацию. А электронная форма обучения позволяет нам дать ученику возможность рискнуть без какого-либо реального ущерба. 


Еще один способ, потенциально эффективный в обучении и одновременно добавляющий напряжения – демонстрация результатов других учеников или организация соревнования. Но надо помнить, что соревнование эффективно до тех пор, пока оно направление на совершенствование знаний и навыков. Соревнование ради соревнования в плане обучения практически бесполезно.

Для того, чтобы ученики не испытывали затруднений и беспокойств при выполнении задач с риском, следует предусмотреть следующие предохранительные механизмы:
  • позволить ученикам самостоятельно регулировать уровень сложности;
  • вставлять подсказки на случай, если ученик “затормозит”;
  • поощрять их усилия, даже в случае неудачи;
  • чередовать сложные задачи и более легкие, которые позволят освежить знания.

3.2. Выбор правильного контента для каждого ученика

Предлагаемые ученикам задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком тяжелыми. Создать подобные адаптивные алгоритмы очень сложно, но только благодаря им в электронной форме обучения мы можем сделать учебный контент максимально индивидуальным для каждого, вне зависимости от числа обучающихся.

Существует несколько основных правил «правильных» задач:
  • уровень сложности должен соответствовать возможностям ученика и имеющимся у него знаниям;
  • не стоит давать задания по ранее пройденным и хорошо отработанным темам;
  • ставьте такие задачи, для решения которых требуются только что полученные знания;
  • разделяйте во времени практику по одной и той же теме;
  • задачи должны вселять в учеников уверенность в собственных силах.
J.P. Gee. Принцип №24. Принцип постепенного увеличения.
Учебные задания должны быть выстроены в определенном порядке. Знания и навыки, которые потребуются для решения задач текущего уровня, должны вырабатываться заранее на более простых примерах.

J.P. Gee. Принцип №14. Принцип управления способностями.
Ученики должны выполнять задачи на грани собственных возможностей. Тогда задачи будут представлять для них определенный вызов, но при этом останутся вполне выполнимыми.

J.P. Gee. Принцип №13. Принцип непрерывного обучения.
Ученику трудно определить разницу между собственным уровнем и уровнем опытного специалиста. Эта разница станет очевидна тогда, когда ученик начнет применять свои знания для решения задач разного уровня сложности и в разных условиях обстановки. При этом рост практического опыта будет представлять собой чередование процессов получения новых навыков, доведения их до автоматизма, осознания их ошибочности, переосмысления и повторной автоматизации.

Помимо сложности задач на мотивацию ученика оказывает существенное влияние и периодичность, с которой они предлагаются:

  1. Типичное для электронных курсов развитие событий. Постоянное нарастание количества информации и сложности задач:






2. Дизайнеры игр отлично понимают, что поддержание интереса к игре на высшем уровне – залог ее успеха. Они чередуют процессы получения новых знаний и умений с их повторением и практикой на разных уровнях сложности и в разных условиях



3. Для контраста – типичное изнурение пользователей электронным курсом: 



4. Мотивирующая активность

4.1. Задача в несколько шагов

Реальные задачи, как правило, не решаются “в один клик”, они требуют выполнения нескольких этапов, связанных с обработкой информации, принятием решения и выполнением действия. А значит и активность в электронном курсе следует разбивать на аналогичные шаги

J.P. Gee. Принцип №16. Принцип нескольких путей.
Должно существовать несколько правильных и ошибочных вариантов действий. В этом случае ученики могут выбирать свой собственный путь, соответствующий их возможностям, стратегии обучения и решения проблем, у них также появляется возможность исследовать и сравнивать разные подходы.

4.2. Фокус на цели

J.P. Gee. Принцип №10. Принцип усиления.
Мотивация растет, если при затрате небольших усилий ученик получает значительный результат

Совсем необязательно требовать от учеников выполнения всех этапов решения задачи. Взрослые любят самостоятельно контролировать ход процесса. Дайте им возможность управлять подсказками и ответственностью – разрешите им пропускать некоторые шаги на пути к достижению цели. Пусть они попробуют решить задачу “сходу”, а потом уже разбираться в деталях.

5. Мотивирующая обратная связь

И в плане мотивации также надо отметить полное превосходство внутренней обратной связи над внешней.

J.P. Gee. Принцип №11. Принцип достижений.
Для любого ученика, независимо от его уровня подготовки, существует награда, поощряющая его к дальнейшим действиям – это рост его знаний и возможностей, осознание им собственных достижений.

Постарайтесь дать ученику такую обратную связь, которая бы раскрывала те преимущества, которые он получает или получил от обучения. Мало того, что это мотивирует, это одновременно влияет на запоминание и осознание важности материала.

5.1. Не спешите осуждать

Немедленную и однозначную оценку действий принято считать одним из преимуществ электронного обучения, но это утверждение не всегда верно. В реальном мире такую оценку мы получаем очень редко – далеко не всегда понятно, правильно ли мы поступили, или ошиблись. Внутренняя обратная связь аналогична ответу, который мы получаем в реальном мире – она дает ученику возможность понять, к каким результатам привели его действия, но при этом не указывает плохо это или хорошо. Такая форма обратной связи заставляет ученика еще раз обдумать свои действия, проанализировать их более тщательно, еще раз обратить внимание на результат.

J.P. Gee. Принцип №15. Принцип проб и ошибок.
Учение – это непрерывный процесс исследования мира. Мы выполняем действие, смотрим на его последствия и строим гипотезу, объясняющую эти последствия. Снова совершаем какое-то действие и проверяем нашу гипотезу, после чего или принимаем ее, или дорабатываем.

В то же время следует внимательно следить за тем, чтобы ученики не запутались в собственных предположениях и гипотезах. Курс должен по мере возможностей помогать ученикам и обеспечивать их всей необходимой справочной информацией.
 
J.P. Gee. Принцип №27. Принцип подачи информации по требованию и точно-вовремя.

Необходимая информация должна предоставляться ученику в двух случаях – когда она ему необходима, а также в том месте и в то время, когда он готов ее понять и использовать.

В заключении хочу сказать, что если руководствоваться хотя бы частью принципов, которые приведены в этой статье, то можно создать интересный, “живой” электронный курс, который сможет не только дать необходимые знания, выработать навыки, но и будет вовлекать обучаемого в процесс. А это, как вы знаете, один из основных факторов успешности электронного обучения.

Источник 

Читайте более ранние посты о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.




6 комментариев:

  1. Как всегда, толково: точно и полно! Спасибо, Денис!

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, дайте ссылку на работу M. Allen

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://amzn.to/1ans3B8
      К сожалению, никаких материалов кроме бумажной версии его книги у меня нет

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Денис,
    такие тексты легко писать и цитировать как философский взгляд, но гораздо сложнее иллюстрировать примером. Можете привести пример реализации таких принципов?

    ОтветитьУдалить