пятница, 28 июня 2013 г.

Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом (впечатления)

Автор: Константин Бугайчук 
  Зимой этого года на Зимней школе e-learning.by, я получил приглашение пройти обучение на обучающе-консалтинговой сессии В. Наумова "Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом".

Признаться честно, я немного волновался, хотя с Владимиром и знаком давно заочно и с недавних пор очно, однако зная его специфику ведения дискуссий, не рассчитывал на приличный результат, а тем более продукт.

**Никогда не забуду его первое выступление на вебинаре В.Н. Кухаренко, где он с хитрым прищуром Владимира Ильича Ульянова-Ленина методично разложил по полочкам основные  недостатки работы преподавателя академсектора (а грубо говоря справедливо опустил ниже плинтуса). Во время выступления  меня охватывали смешанные чувства, последним из которых было такое: Не каждый день тебе правду в глаза скажут (я эту запись потом даже коллегам показывал))))**

Чтобы лучше понять специфику работы коллеги, я изучил его пособие "Проектирование корпоративного электронного курса", и, естественно, попытался поработать самостоятельно над решением практических задач.





 


Данное пособие описывает процесс создания корпоративных электронных курсов от момента получения запроса на их разработку до послайдового сценария такого курса. Что в нем понравилось, так это то, что Вы фактически можете начать проектировать свой курс основываясь на материалах книги, в которой предусмотрены отдельные страницы для немедленного выполнения практических заданий в виде таблиц, пропусков  и т.д. Книга не содержит "воды", изобилует примерами практики автора, поэтому общие впечатления остались положительными, а единственное пожелание, которое Владимир обещал учесть, сделать больше места для практики.


Забегая вперед скажу, что сама сессия была построена практически по предложенному пособию, поэтому его изучение мне очень помогло.
Итак сессия спроектирована довольно просто, что не в коем случае не является признаком ее "поверхностности". 

Организация учебного процесса: вебинар в форме диалога с аудиторией - 1 раз в неделю, далее самостоятельная работа и консультации с тьютором. В процессе обучения Вы проектируете свой, актуальный для себя электронный курс.

На вебинарах, кроме получения информации, надо было сразу попытаться ее применить. После этого, слушателям предлагалось закрепить материалы вебинара в отдельных ресурсах LMS Moodle (элемент "Лекция"), а также выполнить предложенные практические задания. Особенностью их выполнения являлось то, что Вы не только должны сделать свое, но и прокомментировать работу не менее 2-х коллег, что в итоге дает Вам независимый взгляд на Вашу работы от 2-х людей (тьютор+2 коллеги). Если же у Вас с первого раза не вышло, ничего страшного - Вы можете дорабатывать задания до тех пор, пока не достигнете желаемого результата. Кроме этого в курсе есть допматериалы по программе сессии, что были разработаны Владимиром уже в процессе обучения исходя из потребностей аудитории.

Что еще особенного, ну в принципе мы об этом говорим часто, но не всегда делаем (хотя я стараюсь всегда поступать именно так) - ТЬЮТОР ВСЕГДА НА СВЯЗИ. Можно писать письма, говорить в скайпе, выступить на вебинаре, просить совета и помощи столько раз, сколько нужно - главное желание и работоспособность. 

И не зря сессия именно обучающе-консалтинговая. То есть помимо обычного учебного процесса, Вы получаете индивидуальные консультации по проектированию именно Вашего курса, его сценарию, содержанию, стратегии, внедрению и т.д. 
Если уж говорить откровенно, то коллеги по сессии не шибко стремились реализовать себя, так что у меня получилась практически индивидуальная сессия, что есть несомненным плюсом, а чтоб тьютор и они не сильно скучали, я старался выполнять все в срок и переделывать тоже, так что думаю с ритма не сбился и работой Владимира обеспечил. Вебинары я, к сожалению, смотрел в записях (спасибо Ольге Елагиной), так как прокси на работе упорно не хотел пускать меня в Adobe Connect.

Учтите, что на сесии Вас не будут учить "нажимать кнопочки" или "забивать информацию" в программные продукты -  вы будете разрабатывать проект (а может шагнете и дальше к контенту) Вашего реального электронного курса, который основан на принципах педагогического дизайна. И пусть Вас не смущают термины "электронный", "корпоративный". Несомненно корпоративное и академическое обучение имеют разницу, однако основополагающие подходы к проектированию учебного материала у них одинаковы. Спроектируйте хотя бы одну свою тему (это для академсектора), и Вы убедитесь, что мы иногда забываем об основах))).

Сессия авторитарна по сути на демократична по содержанию. Т.е. поверь тьютору, сделай по предложенным правилам (творчество  и инициатива не ограничиваются, но жесткие рамки педдизайна есть). Просто иногда не просто сказать себе, что надо поменяться.

**была у нас одна коллега, которая сказала, что-то типа "Я учитель и все знаю, у меня уже все есть, а когда "будем кнопки нажимать"))". Тем не менее дальше формулировки целей курса, и то с трудом, она не дошла. К этому я отношусь так: "Сделай, покажи, поспорь, прокомментируй, а потом гни пальцы", иначе работа превращается в треп.**

Вы можете просмотреть ролик о особенностях сессии, а для те кто любит свидетельства (а я их очень обожаю), Вы можете получить официальный документ о повышении квалификации. 

Кстати, примерный сценарий сессии мы с коллегами прочувствовали на вебинаре-практикуме (Смотреть запись вебинара) в ходе которого создавали собственные формулировки предмета, цели и задач курса.



А что же получилось у меня? 4 шаблона к проекту курса, которые касаются обработки запроса на курс, его целей, задач, элементов структуры, примерного сценария (всего 15 страниц), причем некоторые шаблоны переделывались 3-4 раза. Но я решил пойти дальше и уже практически готов проект электронного курса (модуль № 1 электронного курса), и начат модуль № 2 а о чем... ИНТРИГА! Мы с Владимиром, думаю, покажем, но надо только немного еще его причесать. Кстати в его разработке не использовался ни один платный сервис, а некоторые инструменты были продемонстрированы на Зимней школе e-learning.by о которой я уже упоминал.

Поэтому сессия оказалась лично для меня полезной на данный момент, а вот будет ли польза в будущем посмотрим... Надо всегда только в слове "ЖЕЛАЙ" первую букву менять на "Д"))))

Пост написан не с целью рекламы, а в качестве описания собственного опыта и примера работы коллеги по многим сообществам.

4 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Константин, спасибо за непредвзятые мысли о книге, сессии и обо мне любимом :)

    Коллеги,
    с фрагментами из курса, создаваемого Константином в ходе сессии, можно ознакомиться здесь:
    http://blog.newedu.su/2013/06/blog-post_29.html

    ОтветитьУдалить
  3. Посмотрел отрывок курса. Узнаваем "метод капрала" - споров нет - метод полезный, но как-то не современно это уже звучит - получается очень затянуто. Сейчас люди считывают информацию по диагонали и в концентрированном виде, а тут только рассказ о теме (введение) занимает больше времени чем я готов уделить данной самой теме.

    ОтветитьУдалить
  4. Павел,
    мои размышления о Вашем комментарии, вернее, об одной вырванной из его контекста фразе:
    http://blog.newedu.su/2013/07/vs_5.html

    ОтветитьУдалить