Автор: Иван Травкин
Проблема электронного обучения в ВУЗе связана не с «доставкой обучения», а с опосредованием присутствия в академической среде. Спросим: зачем электронное обучение очному студенту? Мы должны ответить на этот вопрос прежде, чем начнем говорить о дистанционных формах. Последние не тождественны электронному обучению, являясь лишь частным случаем, и общая проблематика должна быть контекстом для разговора о них, но не наоборот.
Вялость развития «электронного» направления в наших ВУЗах (на фоне «урагана» западных новшеств, вроде MOOC) связана не столько с дефицитом специалистов или административными барьерами (следствия), сколько с искаженным представлением об университете как таковом, его преобразующей функции (в отношении личности) и социальной миссии (в отношении общества). С философской точки зрения, движение MOOC хорошо тем, что, обещая разрушить монополию ВУЗов на производство профессионалов, — не важно, произойдет это или нет, — оно не имеет целью уничтожить сам университет. И это повод, чтобы задуматься: что же такое университет?
«Поняв» университет и ответив «зачем» в отношении электронного обучения, мы сформируем предпосылки для создания новых университетов: независимых сетевых организаций (коннективистских по Даунсу) с распределенной системой управления, и имеющих своей наивысшей ценностью академическую свободу, а не объем бюджетного финансирования. Возможно, мы даже освободимся от гнета стандартов и компетенций, необходимых профессиональным училищам, или предскажем, станет ли Digital October университетом.
Источник
Проблема электронного обучения в ВУЗе связана не с «доставкой обучения», а с опосредованием присутствия в академической среде. Спросим: зачем электронное обучение очному студенту? Мы должны ответить на этот вопрос прежде, чем начнем говорить о дистанционных формах. Последние не тождественны электронному обучению, являясь лишь частным случаем, и общая проблематика должна быть контекстом для разговора о них, но не наоборот.
Вялость развития «электронного» направления в наших ВУЗах (на фоне «урагана» западных новшеств, вроде MOOC) связана не столько с дефицитом специалистов или административными барьерами (следствия), сколько с искаженным представлением об университете как таковом, его преобразующей функции (в отношении личности) и социальной миссии (в отношении общества). С философской точки зрения, движение MOOC хорошо тем, что, обещая разрушить монополию ВУЗов на производство профессионалов, — не важно, произойдет это или нет, — оно не имеет целью уничтожить сам университет. И это повод, чтобы задуматься: что же такое университет?
«Поняв» университет и ответив «зачем» в отношении электронного обучения, мы сформируем предпосылки для создания новых университетов: независимых сетевых организаций (коннективистских по Даунсу) с распределенной системой управления, и имеющих своей наивысшей ценностью академическую свободу, а не объем бюджетного финансирования. Возможно, мы даже освободимся от гнета стандартов и компетенций, необходимых профессиональным училищам, или предскажем, станет ли Digital October университетом.
Источник
А вот можно поконкретнее?
ОтветитьУдалитьВот Вы, Иван, что понимаете под университетом?
Зачем, по-Вашему, нужно электронное обучение?
И как, например, выпускать инженера (допустим строителя) без стандарта?
Я лишь приглашаю подумать над этим вопросом. У меня нет готового ответа, хотя некоторые мысли уже изложены здесь: http://funofteaching.tumblr.com/post/51560193657/to-become-wholly Если коротко, я полагаю что философу необходим университет, в то время как инженеру хватит и хорошего технического училища.
УдалитьЭлектронное обучение. Мне нравится такое определение: обучение, в котором цифровое устройство выступает инструментом обучающей/учебной деятельности. При этом совсем не обязательно находиться на расстоянии друг от друга.