среда, 19 июня 2013 г.

"Designing Successful E-learning". Часть 5. Запоминающиеся учебные события


Автор: Денис Якорев

При стандартной схеме обучения: трансляция информации + заключительный тест, ученик запоминает информацию, как правило, только до момента тестирования, после чего она беспрепятственно улетучивается. Для эффективного электронного курса, этого, конечно, недостаточно. Давайте вкратце рассмотрим способы, позволяющие сделать более запоминающимися основные составляющие учебного события: контекст, задачи, активность и обратную связь.

Запоминающийся контекст


  • Использование жесткой сюжетной линии, с элементами напряженности, необычными ситуациями, юмором и драматическими моментами;
  • Использование захватывающих медиа: взгляд с необычной точки зрения, интересные иллюстрации, анимации и аудио;
  • Схематическое изображение абстрактных понятий и следствий из них;
  • Использование приемов и техник, облегчающих запоминание (мнемоники/мнемотехники), помощь ученикам в составлении их собственных мнемоник.

Запоминающиеся задачи


  • Демонстрация лучших способов;
  • Показ техник, которые могут существенно упростить решения задачи;
  • Дать возможность ученикам сделать что-то, чего в реальности они сделать не могут, например побыть Генеральным директором крупной компании и т.д.;
  • Предлагать ученикам все более и более сложные задачи, требующие от них максимальной отдачи.

Запоминающаяся активность


  • Предлагать ученикам использовать полученные знания различными способами и в различных условиях;
  • Обеспечение достаточного количества практики;
  • Распределение практических занятий во времени (периодичность применения навыков в ходе обучения должна соответствовать периодичности их применения на рабочем месте).

Запоминающаяся обратная связь


  • Использование обратной связи, направленной на внутреннюю мотивацию;
  • Наглядная демонстрация последствий принятых решений;
  • Использование юмора и драматических моментов для демонстрации результатов обучения.
Теперь рассмотрим каждую составляющую в отдельности.


1 Введение


1.1 Запоминающийся контекст


  • Использование жесткой сюжетной линии, с элементами напряженности, необычными ситуациями, юмором и драматическими моментами;
  • Использование захватывающих медиа: взгляд с необычной точки зрения, интересные иллюстрации, анимации и аудио;
  • Схематическое изображение абстрактных понятий и следствий из них;
  • Использование приемов и техник, облегчающих запоминание (мнемоники/мнемотехники), помощь ученикам в составлении их собственных мнемоник.

1.2 Запоминающиеся задачи


  • Демонстрация лучших способов;
  • Показ техник, которые могут существенно упростить решения задачи;
  • Дать возможность ученикам сделать что-то, чего в реальности они сделать не могут, например побыть Генеральным директором крупной компании и т.д.;
  • Предлагать ученикам все более и более сложные задачи, требующие от них максимальной отдачи.

1.3 Запоминающаяся активность


  • Предлагать ученикам использовать полученные знания различными способами и в различных условиях;
  • Обеспечение достаточного количества практики;
  • Распределение практических занятий во времени (периодичность применения навыков в ходе обучения должна соответствовать периодичности их применения на рабочем месте).

1.4 Запоминающаяся обратная связь


  • Использование обратной связи, направленной на внутреннюю мотивацию;
  • Наглядная демонстрация последствий принятых решений;
  • Использование юмора и драматических моментов для демонстрации результатов обучения.
Теперь рассмотрим каждую составляющую в отдельности.

2. Запоминающийся контекст

Как вы помните, контекст – это история, связывающая воедино все учебные события курса. Для того, чтобы сделать историю захватывающей и запоминающейся надо использовать: саспенс, юмор, драму и необычную обстановку. В любой хорошей истории эти элементы реализуются с помощью сюжетной линии, которую создают:

  • главный герой;
  • место действия;
  • проблема;
  • развязка.

2.1 Главный герой

В учебных курсах главным героем, как правило, является сам учащийся, но иногда им может быть и выдуманный персонаж. Персонажа следует использовать в следующем случае:

  • если по сюжету главному герою придется испытывать сильные эмоциональные переживания;
  • при необходимости показать точку зрения, отличную от точки зрения ученика.

2.2 Место действия

Очень часто место действия пытаются максимально приблизить к рабочей обстановке сотрудника. И это правильно, потому что ученик должен практиковаться в том окружении, которое он ожидает увидеть, к которому он привык. Если перенести действие, например, на борт космического корабля – ученик может растеряться, потерять нить рассуждения и “выпасть” из процесса.  Иногда, конечно, полезно сменить обстановку, дать сотруднику возможность взглянуть на свои обязанности и действия под другим углом, но после этого желательно вернуть его обратно и дать возможность адаптировать полученные знания к привычному окружению.

2.3 Проблема

Столкновение с проблемной ситуацией – один из самых запоминающихся моментов в истории, поэтому важно, чтобы он был преподнесен правильно. Проблема не должна быть “притянута за уши”, она должна быть реальной и понятной для ученика. Он должен понимать, что случившаяся с главным героем курса проблемная ситуация действительно может иметь место в реальной жизни.
Если у вас есть сомнения, возможно ли для вашего курса придумать какую-нибудь историю, отбросьте их – это, скорее всего, возможно. Не обязательно выдумывать нечто эпическое, вполне достаточно обойтись более простым вариантом, главное – реальность и достоверность.

2.4 Развязка

В каждой истории должна быть сильная и поучительная развязка. Хорошим примером могут послужить анекдоты – в них развязка всегда непредсказуемая и неожиданная, именно поэтому мы можем забыть контекста анекдота, но развязку помним долго. Другими словами, если вы хотите, чтобы развязка запала в память – преподнесите ее “с помпой”.
Можно вернуться к началу истории и дать возможность ученику сравнить то, что было, и то, что стало – сыграть на контрасте. Можно дать учащемуся возможность выбрать концовку курса, либо придумать свою собственную. Можно также предложить ему задачу, которую раньше он решить не мог.

2.5 Запоминающееся медиа

Есть много примеров хороших медиа – все, наверное, встречали анимационные ролики, видео, фото, которые надолго западают в сознание. Мощный эмоциональный заряд, который они несут в себе, закрепляют информацию прямиком в долговременной памяти. Но гораздо чаще можно встретить неудачные медиа – болтающие часами говорящие головы тому пример.
Отличие хороших примеров от плохих в том, что первые построены с учетом тех ограничений, которые разные виды медиа накладывают на процесс восприятия.
Так профессор Ric Lowe в ходе своих исследований определил чем отличаются качественные анимации от посредственных:

  1. Качественные анимации представляют сложную информации в быстром темпе, но в очень доступной форме, так, чтобы учащимся не приходилось ее переосмысливать;
  2. Посредственные анимации предполагают, что для усвоения информации ученики должны поработать над ней дополнительно – еще раз ее обдумать и самостоятельно сформировать в сознании определенную функциональную модель.
Еще одно правило – использовать медиа только в тех случаях, когда они действительно необходимы:

  • для освоения в обстановке, которую предлагает контекст;
  • усвоения основных понятия и идеи;
  • фокусировки на ключевых моментах;
  • упрощения подачи материала;
  • подтверждения выводов;
  • и т.д.
Медиа-объекты нужно использовать с умом, чтобы не перегружать внимание учащихся. Очень осторожно нужно относиться к появляющимся\исчезающим элементам – они, зачастую, не несут никакой смысловой нагрузки, но существенно отвлекают на себя внимание.
Не стоит также считать, что возможно точно определить время, за которое ученики усваивают информацию – все люди разные и у каждого своя скорость изучения материала. Логично дать учащемуся возможность самостоятельно управлять процессом получения информации – открыть ему доступ ко всем органам управления медиа-объектами.

2.6 Мнемоники

Мнемоники – это фразы, стишки, картинки и прочие средства, которые облегчают запоминания основного материала (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Все эффективные мнемоники обладают общим свойством – они легко и надолго “застревают” в нашем сознании. Это происходит потому что они включают в себя элементы юмора, вызывают необычный визуальный образ или эмоции.
Мнемоники чрезвычайно полезны при запоминании несвязанной информации: последовательность цветов радуги это логически не связанная информация, ее возможно запомнить только механически, другими словами зазубрить. Фраза про охотника позволяет объединить эту информацию в единую ассоциативную сеть и тем самым, лучше закрепить ее в памяти.

Обратите внимание на этот механизм: если вы хотите сделать информацию курса запоминающейся, то стоит поработать над расширением ассоциативных связей между его элементами.

3. Запоминающиеся задачи

Хорошая задача – отличный инструмент для запоминания, особенно, если она:

  • в меру сложная;
  • новая или поставлена в необычной форме;
  • полезна для ученика.
Сложность. Если задача не дается с первого раза – это совсем неплохо – для того, чтобы все же решить задачу ученику придется ее заново обдумать. Да и победа при этом становится желаннее. Кроме того, неудачные попытки -это полезно, ведь нам свойственно учиться на ошибках. Позволяйте ученикам ошибаться – это очень нужный и чрезвычайно запоминающийся опыт. Однако, важно не переборщить – учитывайте навыки ученика и его мотивацию (о сложности задач см. пост про Поток и раздел 7 конспекта по игрофикации).

Новизна. Для запоминания полезно применять имеющиеся знания в новой обстановке или ситуации. В е-learning можно добиться новизны, позволив ученикам сделать что-нибудь необычное: порулить компанией, изменить место действия, почитать мысли собеседника, поэкспериментировать с взрывоопасными веществами и т.д. Это часто позволяем взглянуть по-новому на привычные вещи = запомнить их получше.

Польза. Если ученик понимает ценность задачи – регулярно сталкивается с аналогичными проблемами или испытывал подобные сложности в прошлом, то он автоматически приложит больше усилий как к ее решению, так и к запоминанию. Как уже отмечали выше, реальность и достоверность задачи можно добиться с помощью построения соответствующего контекста.

3.1 Демонстрации

Хорошая демонстрация – отличный способ существенно облегчить процесс усвоения нового материала. Но, как и другими инструментами в дистанционном обучении, им надо уметь пользоваться. Если мы показали правильную последовательность действий, а ученик ее повторил, это еще не значит, что он ее запомнил и тем более, что он ее ПОНЯЛ. Повторение не равно Пониманию, и в этом ключ ко всем проблемам, связанным с демонстрациями. Демонстрации необходимо сопровождать пояснениями: почему выполняется то или иное действие, почему выполняется именно таким образом и т.д – ученик должен понимать, что он делает и почему именно так.

3.2 Интеграция

Качество запоминания нового материала зависит от двух факторов:

  1. Как часто мы к нему обращаемся;
  2. Насколько широко он взаимосвязан с другими нашими знаниями посредством ассоциаций.
Поэтому, для того, чтобы ученик лучше запомнил информацию нам надо не только дать ему возможность попрактиковаться, но и постараться расширить связанную с ней ассоциативную сеть.

Для этого обычно используют следующий метод: подробно разбирают решение несложной задачи, а затем предлагают самостоятельно решить задачу более высокого уровня сложности. Для решения сложной задачи ученику приходится задействовать как новые, так и уже имеющиеся знания, тем самым связывая их воедино.

4. Запоминающаяся активность

Разные действия, выполняемые пользователями при работе с электронным курсом задействуют разные когнитивные процессы. Для примера, выбор правильного ответа из нескольких требует навыка поиска, распознавания, но никак не выражения своих мыслей. А выражение своих мыслей совсем не тоже самое, что изображение их в визуальной форме.

Логично, что мы должны в первую очередь пытаться стимулировать те когнитивные процессы, которые ученик в дальнейшем будет использовать в повседневной жизни. Но не стоит ими ограничиваться, использование заданий, требующих выполнения разных видов действий – отличный способ для расширения ассоциативной сети, а значит улучшения запоминаемости.

4.1 Достаточное количество практики

Для формирования навыков необходима практика, много практики. И одно из преимуществ e-learning именно в том, что ученик может проходить курсы снова и снова – курс не устает и не теряет концентрации.

Очень часто, мы подразумеваем под практическими заданиями обыкновенные тесты, но тестов, как правило, недостаточно для полноценного применения полученных знаний на практике.

Проявите фантазию и постарайтесь с помощью интерактивных упражнений добиться максимального соответствия активности в курсе и действий пользователя в реальной жизни. Ну а разница между выполнением действий на компьютере и в реальности легко нивелируется при первой же практике.

4.2 Практика разнесенная во времени

Как уже отмечалось ранее, практика, разнесенная во времени дает отличный эффект. Перерывы очень полезны для запоминания и усвоения информации. Оптимальная модель распределения знаний во времени выглядит следующим образом:




Промежуток между двумя практическими занятиями в идеале должен соответствовать промежутку времени, проходящему между использованием этих знаний на практике.

5. Запоминающаяся обратная связь

Как уже говорилось не раз – лучший способ повысить качество обратной связи – использовать внутреннюю обратную связь. Внутренняя обратная устанавливает связь между действиями пользователя и результатами этих действий, в то время как внешняя обратная связь просто отвечает на вопрос правильно или нет поступил учащийся – это своего рода индикатор, поэтому он, как правило, не запоминается.
Демонстрация последствий принимаемых решений, особенно дополненная эмоциями гораздо лучше откладывается в нашей памяти. Дополнительный эффект может дать соответствующая эмоционально-яркая графика или аудио (звук удара, сирена и т.д.), которые хорошо запоминаются даже сами по себе.

Если в курсе есть сюжетная линия, то появляется неплохая возможность добавить обратной связи эффекта за счет использования драматического эффекта – представить положительные результаты в более привлекательной форме, а отрицательные – более плачевными. Кроме того, развитие сюжетной линии само по себе может являться внутренней обратной связью, то есть пользователь самостоятельно управляет развитием сюжета, что может сделать прохождение более увлекательным.

Источник 

Читайте более ранние посты о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий