понедельник, 23 января 2017 г.

Гарантированное обучение. Можно ли обучать, не будучи уверенным в конечном результате?

Автор: Иван Травкин

В сообществе профессионалов ДО было интересное обсуждение на тему гарантированности результатов обучения (в комментариях к сообщению Владимира Наумова). Гарантированный результат — важный признак технологии обучения (не «эдтека», а педагогики). Можно ли обучать, не будучи уверенным в конечном результате? Я придерживаюсь позиции «можно». Почему тогда, вводя понятие открытой учебной активности, я требую гарантированного результата?
Открытая учебная активность (или Open Learning Activity, OLA) – это мета-учебный электронный ресурс, адресованный ученику с целью организовать его участие (в т. ч. совместное с другими учениками) в отдельном, четко определенном эпизоде распределенного образовательного процесса с гарантированным учебным и практическим результатом.
Легко понять мою позицию, если сопоставить коннективистский и традиционный подходы в ДО. Кратко, основное различие в следующем:
1. коннективисты предоставляют возможность с потенциальным результатом, но не дают никаких гарантий (умение использовать такую возможность — узкое место коннективизма);
2. традиционный подход — например, хорошие курсы на Coursera — гарантирует традиционный результат: знаю, умею, владею на репродуктивном уровне в рамках программы дисциплины.
Гарантированный результат всегда ограничен, что позволяет четко определить его и выработать план достижения. Можно со 100%-й гарантией научить здорового человека бить молотком по гвоздю или, например, управлять автомобилем (ограниченный результат). И почти невозможно научить кого-то писать поэмы, как Пушкин. Результат не гарантирован, даже если учить будет сам Пушкин. При этом неопределенность настоящего — сегодня, в котором мы живем, — требует от обучения неограниченных результатов.
Коннективизм обращается к важнейшему феномену дополненной реальности — спонтанному возникновению неограниченных результатов за счет сетевых эффектов, вроде экспоненциального роста ценности в сетях группо-формирующего типа (закон Рида). Нетрадиционные истории успеха, ставшие возможными благодаря сетевому взаимодействию, а также изменениям в социальной, экономической и политической системах, возможно, и есть ключ к построению новой педагогической системы.
Спрос на формальное обучение растет вследствие неопределенности. Важно понимать, что именно происходит. Работодатель заинтересован в сертифицированной рабочей силе, но не он создает сегодня спрос. Доступ к качественному обучению в некотором смысле губителен для предприятий, вынужденных перестраиваться в конкурентной борьбе с бывшими сотрудниками — теми, кто оказался на гребне сетевой волны и оторвался (экономическая и политическая системы пока тормозят этот процесс). Спрос создают миллиарды, нуждающиеся в новых навыках просто для того, чтобы жить в мире неопределенности.
Показательно то, каким образом удовлетворяется возросший спрос на обучение. Мы хотим учить водителей делать сайты. «Стань программистом за месяц». Но программист — это чернорабочий 21-го века. Люди учатся, чтобы изменить свою жизнь, а что может изменить такое обучение? Сама методика оставляет желать лучшего: мы перегружаем людей информацией и делаем это, потому что способность запоминать можно проверять до бесконечности.«Загрузить новую профессию?» С другой стороны, мы просто не знаем, как учить иначе.
Гарантированный результат означает гарантированный заработок, но лишь для тех, кто так обучает. Непредвиденный результат: колоссальный разрыв в качестве образования вообще и поколение цифровых беспризорников — молодых людей, выброшенных на обочину цифровой, постоянно редактируемой реальности. Сегодняшние подходы в обучении, какой бы результат они не гарантировали, не обеспечивают последовательную и осмысленную интеграцию учащегося с Сетью. Коннективисты напали на след, но и они пока лишь только грезят.
Отдельные истории успеха на фоне общего провала – не повод заключить, что обучение должно быть самообучением и исключительной ответственностью самого ученика. «Предприниматель» в прогрессивном смысле этого слова может быть одной из компетенциий, характеристикой, но не конечным результатом обучения. Все не станут предпринимателями не потому, что кому-то все еще нужно «крутить баранку», а потому, что обществу нужны, например, философы и поэты. И это мы должны каким-то образом обеспечить каждому возможность вписать себя, свои проекты, идеи и поэмы в исходный код новой реальности.
Наш главный вызов заключается в том, чтобы изобрести систему образования, которая обеспечит неограниченный результат. Это не значит, что в обучении не должно быть совсем никаких гарантий. Они должны быть, но «в малом» как опорные точки на пути к неограниченному результату — результату, который невозможно гарантировать «в целом» и представление о котором меняется так же быстро, как технологический, экономический, социальный и политический ландшафты. Это то, что я постарался отразить в определении открытой учебной активности.
Цитировать: Травкин И.Ю. Гарантированное обучение [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 5.12.2016. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/154060537441/гарантированное-обучение (дата обращения: 13.12.2016).

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий