понедельник, 14 декабря 2015 г.

Впечатления от конференции "Искусство разработки курсов"

Автор: Елена Черныш

9 декабря в Москве прошла конференция «Искусство разработки курсов». Организаторы – компания «eLearning center» (Елена Тихомирова) и Websoft. Детально о конференции здесь

Конференция проводилась в формате демонстрации тех курсов, которые были отобраны для участия в конкурсе на лучший е-курс. Предварительно всем участникам конференции был дан доступ к просмотру и оцениванию этих курсов.

Здесь я изложу краткий пересказ докладов и опишу основные вопросы, поднятые на конференции. Более детальный рассказ с личными впечатлениями можно почитать в блоге компании PG-group.

К 10:00 зал заполнился полностью, собралось около 60 человек. Слово взяла Елена Тихомирова. Она открыла конференцию размышлением на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Перед конференцией был проведен опрос – что вы считаете наиболее важным в хорошем курсе и что скорее всего сделает курс плохим? Речь идет о подаче материала, о навигации, о графике, о наличии и количестве практикумов. Результаты опроса выложены здесь. Елена вскользь обронила интересную мысль – а неплохо бы провести аналогичный опрос среди пользователей. Ведь мы все чему-то учились в области построения курсов, а наши обучаемые – нет. Поэтому логично ожидать, что результат такого опроса среди пользователей, абсолютно не знакомых с теорией проектирования курсов, даст другие результаты.

Следом за ней выступал эксперт по юзабилити интерфейсов. Юзабилити – это не только удобство, как мы все привыкли считать, но и эффективность работы пользователя. Т.е. сколько времени и усилий он затратит на выполнение того или иного действия.

Далее с небольшими перерывами шли секции о структурировании материала, о навигации и о месте практики в курсах. В каждой секции было небольшое вступление модератора, а затем по 3-4 реальных курса. Курс транслировался на большой экран, а автор попутно рассказывал, что и зачем здесь сделано. Опишу краткое резюме каждой секции.

Структура теории = ПДО:
·         проблематика
·         дидактика
·         отработка.

Новинка сезона – использование соревнований внутри курса. Здесь необходим функционал, подтягивающий из СДО имена сотрудников, их баллы и прогресс обучения. Нам представили реализацию в связке CourseLab + WebTutor. Выглядело может и не очень эффектно с точки зрения графики, но безумно интересно с точки зрения интерактивности и соревновательного эффекта.

Навигация хорошая, если отвечает на 4 вопроса:
1.       Где я?
2.       Как пройти дальше?
3.       Что там будет?
4.       Где конец?

Практика в курсе должна отвечать таким критериям:
·         давать пользователю внутреннее ощущение, может или не может он сам выполнить требуемую операцию,
·         большое количество попыток (мы говорим о практике, а не о тестировании),
·         обратная связь на оба варианта действий (правильный и неправильный ответ),
·         отложенная обратная связь (в конце модуля или даже в начале следующего модуля).

В перерыве в зале для фуршета представитель компании Websoft рассказал о новой версии редактора курсов CourseLab3.0 и показал, как реализованы примеры интерактивностей. Для любителей CourseLab хорошая новость – теперь интерактивы drag-n-drop создаются как отдельные объекты в привычном интерфейсе с кучей закладок и параметров.

Предпоследняя секция конференции была посвящена тестированию как таковому, независимо от курсов. Спикер – Алексей Корольков из компании Websoft – поделился статистикой, которую ему предоставили его клиенты, использующие СДО WebTutor. Как оказалось, тестов в СДО загружено в 5 (пять!!!) раз больше, чем курсов. Какой анализ был проведен:
1.       Сколько процентов сотрудников проходят тест, какой получается средний балл – оказалось, что все сотрудники проходят большинство тестов на балл более 90%.
2.       Первый пункт является следствием второго: авторы тестов не утруждают себя придумыванием дистракторов (неправильных вариантов ответа). Хорошие дистракторы должны быть логичны и похожи на правду. Тем не менее, анализ выявил, что в основном дистракторы очевидно ошибочные, нелогичные или вообще абсурдные. Более хитрый анализ показал еще одну особенность: правильный ответ зачастую либо самый длинный, либо самый короткий.
3.       Вес всех вопросов одинаковый.
4.       Используются только два типа вопросов: множественный и единственный выбор, хотя в любом конструкторе тестов доступно разнообразие типов.
5.       Отсутствие перемешивания вариантов ответа дает возможность пользователям в процессе тестирования легко списывать друг у друга. А отсутствие выборки или хотя бы перемешивания вопросов еще на шаг облегчает задачу пользователя – быстренько прощелкать тест и набрать 100%.

Таким образом, Алексей показал, что тесты не работают и никак не разделяют сотрудников  на группы по уровню знаний. Слушатели озвучили еще одну проблему. Оказывается, большое количество сотрудников в компаниях боятся, что их лишат премии, если они наберут меньше 100% баллов за тестирование. Поэтому даже если тест пройден на проходной балл, то некоторые сотрудники звонят в отдел персонала и просят переназначить тест, чтобы пройти его на 100%.

После перерыва в закрывающей секции конференции была поднята тема маркетинга – как «продавать» электронные курсы внутри компании. Опытом делился практикующий маркетолог. В корпоративном секторе «валютой», которую «платит» сотрудник а прохождение курса, является его время – рабочее или личное, и эмоциональное состояние. Докладчик намекнул, что нам, elearning-специалистам, неплохо было бы ознакомиться и начать применять теорию «четырех Пи» (wiki). Кроме этих самых «Пи», докладчик предложил позаимствовать приемы продажи у известных брэндов: искусственный дефицит, эффект эксклюзивности продукта и персонализированность подачи.

Завершила конференцию Елена Тихомирова кратким и динамичным рассказом о том, что нужно дать в курсе пользователю для того, чтобы у него остался положительный опыт. Здесь нужно помнить, что любой опыт, удачный или нет, откладывается в мозгу в виде выработки гормонов счастья или злобы. Поэтому, увидев второй курс, пользователь вспомнит свое состояние после первого курса. И наша с вами задача – создавать раз за разом только позитивные воспоминания. Ну и не забываем о целевой аудитории курса – что пользователь получит после прохождения курса (и тут не о баллах речь).

Финальным аккордом стало награждение победителей. Все курсы были открыты для оценивания участникам конференции. Был определен победитель в номинации «Лучший курс, созданный внутри компании» и «Лучший курс, созданный подрядчиком».

Первым победителем стала компания Юлмарт с игровым курсом «Битва менеджеров», реализованным в виде боксерского поединка (сверстан в Storyline). Пользователю нужно щелчком мыши выбирать реплику одного из двух персонажей. На мой взгляд, победу этому курсу принесли очень приятная графика и легкость взаимодействия с курсом.

Второй победитель – это Лукойл (заказчик) и SRC Мультимедиа (разработчик) с диалоговым тренажером, который строит диаграмму личностных качеств (сверстан в эксклюзивном конструкторе). Действительно, этому тренажеру не было равных.

Отмечу курс по подаче отчетности в налоговую – крайне простое оформление, зато очень качественный текст. Автор жутко удивилась, что ее курс выделили на фоне остальных. Похоже, она слишком часто работает с тяжелой документацией и занижает сложность процесса переработки безумных инструкций в адекватный текст.

Итог:
- Полная коробочка впечатлений от спикеров. 
- Получила доступ к чужим работам – жутко интересно, красиво, познавательно и образовательно.
- Встряхнула устоявшуюся систему структурирования материала.
Отвлеклась от рабочих будней.


1 комментарий:

  1. Содержательный отчет и убедительные примеры. Спасибо!

    ОтветитьУдалить