Автор: Елена Черныш
9 декабря в Москве прошла конференция
«Искусство разработки курсов». Организаторы – компания «eLearning center» (Елена Тихомирова) и Websoft.
Детально о конференции здесь.
Конференция проводилась в формате демонстрации
тех курсов, которые были отобраны для участия в конкурсе на лучший е-курс.
Предварительно всем участникам конференции был дан доступ к просмотру и
оцениванию этих курсов.
Здесь я изложу краткий пересказ докладов и опишу основные вопросы,
поднятые на конференции. Более детальный рассказ с личными впечатлениями можно
почитать в блоге компании PG-group.
К 10:00 зал заполнился полностью, собралось
около 60 человек. Слово взяла Елена Тихомирова. Она открыла конференцию
размышлением на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Перед конференцией
был проведен опрос – что вы считаете наиболее важным в хорошем курсе и что
скорее всего сделает курс плохим? Речь идет о подаче материала, о навигации, о
графике, о наличии и количестве практикумов. Результаты опроса выложены здесь.
Елена вскользь обронила интересную мысль – а неплохо бы провести аналогичный
опрос среди пользователей. Ведь мы все чему-то учились в области построения
курсов, а наши обучаемые – нет. Поэтому логично ожидать, что результат такого
опроса среди пользователей, абсолютно не знакомых с теорией проектирования курсов,
даст другие результаты.
Следом за ней выступал эксперт по юзабилити интерфейсов. Юзабилити – это
не только удобство, как мы все привыкли считать, но и эффективность работы
пользователя. Т.е. сколько времени и усилий он затратит на выполнение того или
иного действия.
Далее с небольшими перерывами шли секции о
структурировании материала, о навигации и о месте практики в курсах. В каждой
секции было небольшое вступление модератора, а затем по 3-4 реальных курса.
Курс транслировался на большой экран, а автор попутно рассказывал, что и зачем
здесь сделано. Опишу краткое резюме каждой секции.
Структура
теории = ПДО:
·
проблематика
·
дидактика
·
отработка.
Новинка сезона – использование соревнований
внутри курса. Здесь необходим функционал, подтягивающий из СДО имена
сотрудников, их баллы и прогресс обучения. Нам представили реализацию в связке CourseLab + WebTutor. Выглядело может и не очень эффектно с точки зрения графики, но
безумно интересно с точки зрения интерактивности и соревновательного эффекта.
Навигация хорошая, если отвечает на 4 вопроса:
1.
Где я?
2.
Как пройти дальше?
3.
Что там будет?
4.
Где конец?
Практика в курсе должна отвечать таким критериям:
·
давать пользователю внутреннее
ощущение, может или не может он сам выполнить требуемую операцию,
·
большое количество попыток (мы
говорим о практике, а не о тестировании),
·
обратная связь на оба варианта
действий (правильный и неправильный ответ),
·
отложенная обратная связь (в конце
модуля или даже в начале следующего модуля).
В перерыве в зале для фуршета представитель
компании Websoft рассказал о новой версии редактора курсов CourseLab3.0 и показал,
как реализованы примеры
интерактивностей. Для любителей CourseLab хорошая новость – теперь интерактивы drag-n-drop
создаются как отдельные объекты в привычном интерфейсе с кучей закладок и
параметров.
Предпоследняя секция конференции была
посвящена тестированию как таковому, независимо от курсов. Спикер – Алексей
Корольков из компании Websoft – поделился статистикой, которую ему
предоставили его клиенты, использующие СДО WebTutor. Как оказалось,
тестов в СДО загружено в 5 (пять!!!) раз больше, чем курсов. Какой анализ был
проведен:
1.
Сколько
процентов сотрудников проходят тест, какой получается
средний балл – оказалось, что все сотрудники проходят большинство тестов на
балл более 90%.
2.
Первый пункт является следствием
второго: авторы тестов не утруждают себя придумыванием дистракторов
(неправильных вариантов ответа). Хорошие дистракторы должны быть логичны и
похожи на правду. Тем не менее, анализ выявил, что в основном дистракторы очевидно
ошибочные, нелогичные или вообще абсурдные. Более хитрый анализ показал еще
одну особенность: правильный ответ зачастую либо самый длинный, либо самый
короткий.
3.
Вес всех
вопросов одинаковый.
4.
Используются
только два типа вопросов: множественный и единственный выбор, хотя в любом
конструкторе тестов доступно разнообразие типов.
5. Отсутствие перемешивания вариантов ответа дает возможность пользователям в процессе
тестирования легко списывать друг у друга. А отсутствие выборки или хотя бы
перемешивания вопросов еще на шаг облегчает задачу пользователя – быстренько
прощелкать тест и набрать 100%.
Таким образом, Алексей
показал, что тесты не работают и никак не разделяют сотрудников на группы по уровню знаний. Слушатели
озвучили еще одну проблему. Оказывается, большое количество сотрудников в
компаниях боятся, что их лишат премии, если они наберут меньше 100% баллов за
тестирование. Поэтому даже если тест пройден на проходной балл, то некоторые
сотрудники звонят в отдел персонала и просят переназначить тест, чтобы пройти
его на 100%.
После перерыва в
закрывающей секции конференции была поднята тема маркетинга – как «продавать»
электронные курсы внутри компании. Опытом делился практикующий маркетолог. В
корпоративном секторе «валютой», которую «платит» сотрудник а прохождение
курса, является его время – рабочее или личное, и эмоциональное состояние.
Докладчик намекнул, что нам, elearning-специалистам, неплохо было бы
ознакомиться и начать применять теорию «четырех Пи» (wiki). Кроме этих самых
«Пи», докладчик предложил позаимствовать приемы продажи у известных брэндов: искусственный
дефицит, эффект эксклюзивности продукта и персонализированность подачи.
Завершила конференцию Елена Тихомирова кратким и динамичным рассказом о том, что нужно
дать в курсе пользователю для того, чтобы у него остался положительный опыт.
Здесь нужно помнить, что любой опыт, удачный или нет, откладывается в мозгу в
виде выработки гормонов счастья или злобы. Поэтому, увидев второй курс,
пользователь вспомнит свое состояние после первого курса. И наша с вами задача
– создавать раз за разом только позитивные воспоминания. Ну и не забываем о
целевой аудитории курса – что пользователь получит после прохождения курса (и
тут не о баллах речь).
Финальным аккордом стало награждение победителей.
Все курсы были открыты для оценивания участникам конференции. Был определен
победитель в номинации «Лучший курс, созданный внутри компании» и «Лучший курс,
созданный подрядчиком».
Первым победителем стала
компания Юлмарт с игровым курсом «Битва менеджеров», реализованным в виде
боксерского поединка (сверстан в Storyline). Пользователю нужно
щелчком мыши выбирать реплику одного из двух персонажей. На мой взгляд, победу
этому курсу принесли очень приятная графика и легкость взаимодействия с курсом.
Второй победитель – это
Лукойл (заказчик) и SRC Мультимедиа (разработчик) с диалоговым тренажером,
который строит диаграмму личностных качеств (сверстан в эксклюзивном
конструкторе). Действительно, этому тренажеру не было равных.
Отмечу курс по подаче отчетности в налоговую –
крайне простое оформление, зато очень качественный текст. Автор жутко
удивилась, что ее курс выделили на фоне остальных. Похоже, она слишком часто
работает с тяжелой документацией и занижает сложность процесса переработки
безумных инструкций в адекватный текст.
Итог:
- Полная коробочка впечатлений от спикеров.
- Получила доступ к чужим работам – жутко интересно,
красиво, познавательно и образовательно.
- Встряхнула устоявшуюся систему структурирования
материала.
- Отвлеклась от рабочих будней.
Содержательный отчет и убедительные примеры. Спасибо!
ОтветитьУдалить