пятница, 11 декабря 2015 г.

Структурирование информации при разработке электронных курсов

Автор: Дарья Андриянова 

Коллеги, хочу предложить вам способ структурирования информации, о котором я узнала, учась еще в университете. Данный способ применяют педагоги в своей профессиональной деятельности. И я подумала, почему бы не попробовать применить эти знания  при разработке электронных курсов. Создание курса очень часто сопровождается переработкой огромного массива информации. И чтобы как-то упростить эту работу, хочу предложить вам следующий метод, который заключается в создании спецификаций учебных элементов.
Сразу хочу оговориться, что данная методика скорее применима к теоретическим курсам.
Итак, начнем.
Спецификация учебных элементов – это форма наглядного отображения структуры учебного материала, представляет собой таблицу, в которой представлены: перечень изучаемых понятий, уровни их усвоения и время изучения (то есть, опорное это понятие или новое).
Название учебных элементов, понятий
Уровень освоения
Новое понятие
Опорное понятие





То есть сперва мы изучаем весь материал, который должен быть изложен в курсе и выписываем все учебные элементы. Это могут быть понятия, явления, процессы и т.д.
Далее нам необходимо определиться, новое это понятие или опорное. Опорные понятия – это понятия, которые на момент изучения курса уже знакомы обучаемому из предыдущих курсов или других источников. Наша задача их просто актуализировать, сделать так, чтобы обучаемый вспомнил, для того чтобы потом мы на их основе смогли сформировать новые.
После этого мы напротив каждого учебного элемента проставляем уровень усвоения, который мы хотим получить после изучения обучаемым курса.
Существует четыре уровня усвоения знаний: знакомство, воспроизведение, умение (возможность анализа) и трансформация (умение решать творческие задачи).
Поскольку педагогами данная спецификация применяется для построения очных уроков,  то и уровень освоения они проставляют для одного урока. При этом считается, что для опорных понятий за один урок мы должны добиться 3 или 4 уровня усвоения, а для новых только 1 или 2.
Если мы применяем данную спецификацию для разработки электронных курсов, то и уровни освоения прописываем с расчетом того, что обучаемый это освоит за один изученный курс.
Я считаю, что принцип освоения должен оставаться тот же. Новое понятие – 1, 2 уровень, опорное понятие – 3, 4 уровень. Только в случае с электронными курсами 4 уровня добиться сложнее.
Ну а далее на основе этой спецификации мы уже строим структуру курса. При этом наглядно видим, какое понятие нам необходимо только напомнить обучаемому, какое объяснить, а какое попросить воспроизвести.
Подробнее о структурно-логическом анализе вы можете узнать из данного пособия: Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий