среда, 25 ноября 2015 г.

Перечень универсальных компетенций для оценки специалиста e-learning

Автор: Марина Литвинова

Перечень составляли группой на неформальной встрече корпоративных специалистов e-learning. Под специалистом имеется в виду универсальный e-learning специалист, не руководитель проекта. Дополнения обсуждаем в комментариях и в форуме тут http://www.elearningpro.ru/forum/topics/e-learning-566 

1) умение использовать методику педагогического дизайна при разработке курсов
2) умение работать в LMS системах: администрирование, управление
3) умение программировать (в СДО - для тех.администраторов СДО и в диз. курсов - для разработчиков курсов, при необходимости)
4) умение использовать ПО для разработки курсов (по запросу, например, Articulate, Courslabe, Captivate и т.д.)
5) умение эффективно коммуницировать с внутренним экспертами - заказчиками курсов, с провайдерами и др участниками системы обучения
6) умение использовать основные принципы андрагогики (обучения взрослых людей) в разработке курсов и построении программ обучения
7) умение создавать визуально и информационно грамотные презентации и выступать с ними перед публикой (тренинги, совещания)
8) умение самообучаться и быть примером для подражания (спец. ДО как источник для создания системы управления знаниями в компании)
9) умение проявлять стрессоустойчивость (напр, в ситуациях с перегрузкой информации)
10) умение выявлять потребности заказчика обучения
11) умение проводить оценку обучения
12) умение использовать основные правила тестологии при создании тестов
13) умение применять принципы юзабилити при разработке курсов и настройке порталов обучения
14) умение применять принципы графического дизайна при разработке курсов и настройке порталов обучения
14) умеет отличать тренинговые задачи от нетренинговых (выбор инструмента обучения)
15) умеет создавать тех.задания на разработку электронных курсов в соответствии с реальным потребностям и возможностям как провайдера, так и студента, так и заказчика (написание ТЗ)
16) имеет опыт в сфере обучения (практический опыт в обучении)
17) может создавать программы смешанного обучения (создание программ обучения)
18) умеет использовать совместное обучение (сollaborative learning)
19) умение использовать элементы игрового обучения (gamification)

20) умение применять основные правила маркетинга для продвижения ДО в компании

Источник

4 комментария:

  1. Уровень "Бог"?..
    1. Ребята, давайте как-то уже самим себе признаемся, что нужны специализации. Зачем смешивать в один флакон дизайнера, программиста, бизнес-аналитика, методиста, тестировщика, тьютора? Такой универсальный боец не должен быть по карману даже Google!
    2. И еще навалены до кучи компетентности (ЧТО делает, иными словами - функциональные задачи) и компетенции (КАК делает). Это разные вещи! Их по-разному надо оценивать!
    3. И со словами аккуратнее надо обращаться. "Умеет проявлять стрессоустойчивость" - это всем подходит! Нет такой компетенции "умеет проявлять". Есть компетенция "Стрессоустойчивость". А там уже индикаторы расписывать надо а ля "сохраняет работоспособность в условиях ограниченных ресурсов и/или под давлением со стороны".
    4. Или вот еще "умеет отличать тренинговые задачи от нетренинговых". Это вообще не компетенция! Это навык, который тянет максимум на индикатор какой-то более важной компетенции - например "Анализ задач".
    P.S. Да, я понимаю, люди старались, искренне хотели... Но как-то вот одним махом по всем моим больным мозолям потоптались - нельзя так :)

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за разгромный комментарий!)
    А что скажете об этом документе - Компетенции специалистов отдела дистанционного обучения" http://www.smart-edu.com/images/stories/doc/Elearning/ProfCpmelearning.pdf - видели что-то подобное на др ресурсах, возможно, более актуальное, возможно вы сами составляли или группами на школах e-learning by?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видела и этот документ. Он более структурирован, но по нему тоже есть вопросы.
      1. По документу непонятно, как проводились исследования, кто в них участвовал. А это важно. Для сбора такого отраслевого профиля требуется исследовать работу хотя бы 15-20 специалистов отрасли с опытом работы от года, имеющих за плечами успешно реализованные проекты.
      2. 12 компетенций - тоже многовато. Идеально - 6-8 компетенций. И должны быть прописаны либо уровни для разных специалистов, либо выявлены пороговые (необходимые каждому) и дифференцирующие (позволяющие отличать лучших от всех остальных). А если оценку проводить по всем 12, так тоже уровень "Бог" получается.
      3. Смущает, что компетенции прописываны как список умений, которые проверяются через знания и навыки. Навык - это умение, доведенное до автоматизма. Да и структура компетенции сложнее, чем только знание и навык.
      4. После беглого прочтения осталось ощущение, что есть пересечения в описаниях компетенций. Если это так, то этого быть не должно, иначе будут проблемы с оцениванием. Но детально анализировать некогда.

      Сами мы тоже один раз составляли модель менеджера проекта внедрения (http://www.e-learning.by/Article/eLManagerModel/ELearning.html), но это было больше с целью понять методику моделирования и сделать очень черновой набросок. За маленькое мероприятие модель не разрабатывается - на сбор и анализ данных для модели нужно несколько недель!

      И если уж совсем честно, то я чем больше этим занимаюсь, тем больше считаю, что специалиста по e-learning вообще выделять не надо. Должны быть специалисты по обучению, владеющие необходимыми инструментами. Мы же не выделяем на производстве специалистов по Word и Excel? А везде, где эти инструменты требуют донастройки, надо приглашать, соответственно, UI/UX-дизайнеров, бизнес-аналитиков, разработчиков. Каждый должен заниматься своим делом.
      И нельзя, ни в коем случае нельзя внушать клиенту, что обучающий продукт - штука по определению дешевая. Я все время провожу параллели с разработкой сайтов: да, есть до сих пор ребята, которые "за 15 у.е. запилят отличный сайт". Но если разрабатывать все по правилам, один только бизнес-аналитик обойдется в несколько сотен.

      И да, я в курсе, что в компаниях иногда нет времени на долгие разговоры, и курс надо сделать уже завтра. Так это не к e-learning вопросы, а к эффективности планирования деятельности компании :)

      Удалить
  3. Марина, помню вот эту статью:
    http://www.e-learning.by/Article/eLManagerModel/ELearning.html

    ОтветитьУдалить