Автор: Денис Якорев
По данным исследований, результаты обучения в группах с дублированием информации оказались в среднем на 40-70% ниже результатов контрольной группы, которая получала пояснения к анимации только в одном формате - при помощи аудио.
Под лишним понимается материал, который напрямую не способствует достижению целей обучения. Mayer и Moreno даже придумали специальный термин - "прополка", то есть тщательное удаление из курса ненужного мусора, вплоть до отдельных слов и звуков, не говоря уже и о графике.
В качестве примера: многие разработчики часто пытаются искусственно украсить курс, используя различные развлекательные или мотивирующие элементы, драматические истории, фоновые картинки или музыку. Совет авторов книги - выбросить это все. Каждый элемент курса, каждое слово и каждый символ должны работать на достижение учебной цели, все, что не способствует - вредит, а значит, в топку.
А как же различные значки, анекдоты, картинки с котятами, спросите вы? Ведь существуют теории, которые говорят о том, что положительные эмоции способствуют более тщательному и вдумчивому изучению материала! Да, такие теории действительно существуют, мало того, во многих учебных курсах дополнительные звуки, например, используются для привлечения и удержания внимания учеников. Многие учебные игры, например, также имеют музыкальное сопровождение. Но соль в том, что эффективность таких решений не доказана, в то время как вред от их использования может быть существенным - цифры будут чуть позже.
В 1913 году Джон Дьюи выразил свое отношение к добавлению развлекательных элементов к скучным занятиям следующим образом:
Например, для объяснения работы сердца гораздо понятнее иллюстрация а), чем иллюстрация b):
Принцип избыточности
Графика должна сопровождаться пояснениями либо в текстовой форме, либо в аудио-варианте, но не в двух форматах одновременно.Избыточность информации в данном случае - это чтение диктором текста, который, и без того, написан на слайде. Никакого положительного эффекта избыточность не дает, а навредить может - пользователь будет тратить свое внимание на совершенно ненужную активность - сравнение печатного и аудио-вариантов текста. Как результат - утомляемость и снижение качества усвоения материала.
По данным исследований, результаты обучения в группах с дублированием информации оказались в среднем на 40-70% ниже результатов контрольной группы, которая получала пояснения к анимации только в одном формате - при помощи аудио.
Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых случаях совместное использование разных форматов текста все же имеет смысл, например, если печатный текст не полностью повторяет аудио-вариант, а содержит только ключевые моменты, необходимые для понимания. Или при изучении иностранных языков, когда пользователь читает текст и тут же слушает его в правильном произношении.
Принцип обоснованности
Лишний материал не помогает учению, а вредит ему.Возможно самый ценный совет этой книги - Удалите из курса всю лишнюю информацию!
Под лишним понимается материал, который напрямую не способствует достижению целей обучения. Mayer и Moreno даже придумали специальный термин - "прополка", то есть тщательное удаление из курса ненужного мусора, вплоть до отдельных слов и звуков, не говоря уже и о графике.
В качестве примера: многие разработчики часто пытаются искусственно украсить курс, используя различные развлекательные или мотивирующие элементы, драматические истории, фоновые картинки или музыку. Совет авторов книги - выбросить это все. Каждый элемент курса, каждое слово и каждый символ должны работать на достижение учебной цели, все, что не способствует - вредит, а значит, в топку.
А как же различные значки, анекдоты, картинки с котятами, спросите вы? Ведь существуют теории, которые говорят о том, что положительные эмоции способствуют более тщательному и вдумчивому изучению материала! Да, такие теории действительно существуют, мало того, во многих учебных курсах дополнительные звуки, например, используются для привлечения и удержания внимания учеников. Многие учебные игры, например, также имеют музыкальное сопровождение. Но соль в том, что эффективность таких решений не доказана, в то время как вред от их использования может быть существенным - цифры будут чуть позже.
В 1913 году Джон Дьюи выразил свое отношение к добавлению развлекательных элементов к скучным занятиям следующим образом:
“When things have to be made interesting, it is because interest itself is wanting. Moreover, the phrase is a misnomer. The thing, the object, is no more interesting than it was before”
("Если нам надо сделать вещь интересней, значит нам необходим интерес сам по себе. Но, ведь, это - ошибка. Сама вещь, предмет [обучения], от этого интересней не станет.").Иными словами мы можем сделать интереснее процесс обучения, но скажется ли это на интересе к предмету обучения?
Принцип обоснованности. Аудио
Результаты исследований показывают, что лучше избегать использования в курсах фоновой музыки или звуков, например, звуков природы, окружающей обстановки и т.д. И тем более не стоит ее использовать во время демонстрации основной информации курса или выполнения сложных задач. В этих случаях звуки и музыка являются отвлекающими факторами и могут привести к когнитивной перегрузке. (кто пробовал печатать на телефонной клавиатуре с включенным звуком нажатия клавиш, тот поймет... прим. Я.Д.)
Сравнение двух групп обучаемых показало, что в группе, проходящей обучение по курсам без фоновых звуков, успеваемость была на 20 - 67% выше.
Принцип обоснованности. Графика
Как и в случае с аудио, любая графика должна быть к месту и способствовать достижению учебной цели. Все лишнее следует удалить.
Мало того, к разработке анимаций и иллюстраций тоже стоит подходить с максимальной тщательностью:
- Спецэффекты, множество мелькающих элементов и очень быструю подачу информации в видео роликах стоит оставить для рекламных целей, в учебном контенте все это будет сильно мешать и отвлекать
- Даже красочным иллюстрациям, в некоторых случаях стоит предпочесть схематичные изображения.
Или, еще один пример из жизни - отвлекающие элементы, не несущие важной смысловой нагрузки лучше убрать, либо максимально перенести акцент на важные элементы. Сравните иллюстрации ниже. Какая из них, на ваш взгляд, предпочтительнее в учебных целях?А в рекламных?
Принцип обоснованности. Текст
Четкий, простой и лаконичный текст усваивается лучше, чем сложный, выразительный, образный и красочный. Кроме того, следует избегать добавления текста:
- с развлекательной целью
- для дополнительного разъяснения материала, и даже
- для более подробного изложения технических подробностей
Комментариев нет:
Отправить комментарий