понедельник, 8 апреля 2013 г.

Правила восприятия информации в помощь разработчику курсов


Автор: Елена Лымарь                                                            
Мы ежедневно сталкиваемся с огромным потоком информации, сидя на работе, прогуливаясь по улице или просто, читая книгу. Много данных является для нас поверхностными и несущественными, и все же мы непроизвольно тратим на них свои ресурсы. Тем не менее, приступая к созданию курса, хочется, чтобы содержащаяся в нем информация не воспринималась как «засоряющая».
По каким правилам воспринимается информация?
Существует ряд принципов, согласно которым мы организуем поступающие данные.
1. Принцип простых схем говорит о том, что для человека предпочтительнее воспринимать простые стимулы, нежели сложные. Поэтому экстраординарные изображения и схемы, безусловно, привлекут внимание, но все же, не станут более понятными читателю.

2. Принцип фигуры и фона. Фигурой в восприятии выступают, те стимулы, которые привлекли к себе наибольшее внимание, при этом остальные окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. В данном случае нужно четко понимать, что мы хотим выделить для читателя в качестве фигуры. Например, можно создать «Курс о поведении в стрессовых ситуациях», включить в него ярких персонажей, эмоционально расписать все события, в общем, построить привлекательную картинку и, в тот же момент, отправить на второй план основную идею курса (ознакомление с конкретными формами поведения в чрезвычайных ситуациях). То есть читатели могут запомнить ярких героев, но не научиться следовать определенным правилам.

3. Принцип целостности. Человек склонен создавать полную картину восприятия, даже если некоторые ее элементы будут отсутствовать. К примеру, разделы курса сопровождались определенной мелодией, и когда читатель услышит данную мелодию отдельно, будет непроизвольно ассоциировать ее с конкретным курсом.

4. Принцип группировки характеризуется тем, что человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть, разложены “по полочкам”. Подобная группировка должна быть понятной и логичной. Поэтому очень важно предоставить читателю возможность легко ориентироваться в новой для него информации, четко структурировать блоки данных, корректно выстраивать интерфейс и т.д.

5. Принцип переключения внимания. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. 

Простым примером выступает четкая подача текста с выделением акцентов, группировкой абзацев, иллюстрированием и т.д.

6. И хорошо известный всем принцип 7 ± 2 указывает на то, что объем восприятия человека имеет определенные границы и дает возможность запомнить лишь от 5 до 9 предметов в один момент. Об этом правиле необходимо помнить при оформлении всех составляющих курса,  иначе читатель перестает обращать внимание на чрезмерное количество объектов, вследствие чего они превращаются в “фон”. 
Кому же интересно разбираться в сложном и перегруженном материале?
Для улучшения восприятия мы используем разнообразные средства, такие как фотография  > технический рисунок > чертеж > схема (расположены по степени возрастания абстрактности). 

• На  фотографии схватывается  пространственное  соотношение объектов аналогично человеческому видению. Мягкое изображение,  сохраняющее  все  полутоновые переходы, воспринимается хуже, чем контрастный фотоснимок.


• Технический рисунок точно передает  форму,  объемность, основные пропорции и назначение  предмета,  что  позволяет  изучить  его  по графическому изображению. Психологически наилучшим по восприятию считается перспективное изображение предмета.


• Чертеж содержит  условное изображение  предмета. Экспериментально доказано, что наличие  чертежей  в печатном текстовом сообщении способствует  его  более  глубокому  пониманию. Даже наличие или отсутствие подрисуночного описания устройства и его частей не оказывало существенного влияния на глубину понимания сообщения.


• Любая схема, отображающая технический объект, представляет собой  продукт абстрагирования с целью показа лишь самого существенного, принципиального в нем.  Работа  со   схемой   предполагает   определенный   уровень   развития пространственных  представлений  и  мышления.   


А такие средства, как график,  гистограмма,  диаграмма,  таблица,  формула способны к передаче более  скрытых  от  непосредственного восприятия свойств и особенностей изучаемого объекта.


• Графики   дают   возможность   наглядного   восприятия   разного   рода функциональных зависимостей, в том  числе  и  таких,  которые  принципиально невозможно наблюдать визуально. Наибольшей  эффективностью  обладают  графики  с  одной  параметрической линией, затем - с пятью, потом - с тремя. Плюс координатная сетка увеличивает эффективность графиков  приблизительно  на 30%.


• Информационные возможности гистограмм меньше, чем  у  графиков.  Например,  затруднительно  построить гистограмму с большим количеством столбиков. Такие гистограммы теряют свое основное преимущество - наглядность и становятся трудновоспринимаемы.


• Диаграмма - графическое  построение,  наглядно  показывающее  соотношение между различными величинами. В порядке увеличения  времени  восприятия  типы  диаграмм  распределяются так: столбиковые > ленточные > круговые. 


• Таблица содержит  только  факты. Таблицы  и  графики  взаимно  трансформируемы, все  информационное содержание  таблицы  можно представить в виде графика. На считывание  показаний  таблицы  уходит  примерно  в  2,5  раза  больше времени, чем на считывание показаний графиков.


• Формула. Оптимальное  употребление  математической  символики   заключается в дополнении ее словесными пояснениями. Степень наглядности формулы и таблицы  примерно  одинакова,  но  степень наглядности формулы  определяется   уровнем   математической   подготовки субъекта,  а  требования  к  подготовке таблицы значительно меньше.


Приступая к созданию курса, необходимо помнить, что психические процессы функционируют согласно определенным правилам. И в данном случае восприятие играет немаловажную роль, так как использование заголовков, абзацев, изображений  “делает перерывы” для восприятия, которые так необходимы для фиксации прочитанного, акцентирования на главном и выделения дополнительного и уточняющего текста. Чтобы учитывать данные закономерности, нам следует чаще ставить себя на место читателя…

Комментариев нет:

Отправить комментарий