Автор: Иван Травкин
Исследование персональной стратегии обучения и всего, что связано с автономией учащегося, подводит меня к осмыслению собственного опыта. Ниже изложен мой «алгоритм» learning on demand (научения по мере необходимости). Эта стихийно сложившаяся последовательность из семи шагов позволяет приобретать новые навыки всякий раз, когда я осознаю потребность.
1. Почувствовать возможность
Эмоциональная реакция в ситуациях, связанных с неопределенностью, — когда непонятно, что именно нужно делать, — имеет ключевое значение. Лет десять назад, я испытывал растерянность, разочарование и желание все бросить (что часто и делал). Позже мне удалось выработать привычку представлять новые навыки, которые можно было бы получить, «объяв неопределенность». Воспринимая обстоятельства ситуации как приглашение, я ощущаю возможность.
2. Сформулировать потребность
Если первый шаг основан на эмоциональной реакции, то второй — ответ на «приглашение» — должен опираться на нашу рассудительность (в условиях неопределенности бессознательный опыт может обернуться мучением). Сформулировать потребность значит закончить следующую фразу: «Я хочу научиться... чему?»
3. Определить предметную область
Прежде, чем искать необходимые для обучения ресурсы, важно определить предметную область. Любые сведения о задачах и дисциплинах, непосредственно относящихся к интересующему нас навыку, позволят хоть как-то ориентироваться в новом контексте.
4. Найти ресурсы и экспертов
Здесь необходимо воспользоваться навыками поиска в сети (современная грамота). Важно искать не только информационные ресурсы, но и профессиональные сообщества. Общение с экспертами позволит скорректировать собственную траекторию и значительно сэкономит время. Лучше всего ориентироваться на открытые сообщества с «точками входа» для новичков (мы получим доступ и к людям, и к ресурсам).
5. Разобраться с «интерфейсом»
У любого информационного ресурса, как и у любого сообщества, есть свой «интерфейс». Например, вики-страницы являются частью более сложных систем, обладающих встроенными инструментами работы с информацией (категории, поиск, рекомендации и т. п.). Сетевые сообщества используют социальные инструменты, обеспечивающие «точки входа» для участников. Иногда требуется время, чтобы разобраться с этим.
Не стоит спешить, пропуская данный шаг. Понять и использовать «интерфейс» ресурса (информационную архитектуру) значит сделать его частью персональной учебной среды, а понять и использовать «интерфейс» сообщества (архитектуру участия) значит сделать участников сообщества частью персональной учебной сети.
6. Научиться
Используя «интерфейсы», мы получаем доступ к готовым знаниям и чужому опыту, которые нельзя просто «загрузить» в голову. Необходимо потрудиться: осмыслить новое и приобрести минимальный опыт. Иногда бывает достаточно понять некий принцип и, вооружившись инструкциями, перейти к следующему шагу. В остальных случаях приходится сначала потренироваться на примерах.
7. Использовать
Реальное использование навыка начинается в контексте той ситуации, которая сподвигла к его приобретению. Это своего рода экзамен, свидетельствующий о результативности обучения.
Источник: Fun of Teaching
Комментариев нет:
Отправить комментарий