вторник, 16 апреля 2013 г.

Мой алгоритм Learning on Demand


Автор: Иван Травкин

Исследование персональной стратегии обучения и всего, что связано с автономией учащегося, подводит меня к осмыслению собственного опыта. Ниже изложен мой «алгоритм» learning on demand (научения по мере необходимости). Эта стихийно сложившаяся последовательность из семи шагов позволяет приобретать новые навыки всякий раз, когда я осознаю потребность.

1. Почувствовать возможность

Эмоциональная реакция в ситуациях, связанных с неопределенностью, — когда непонятно, что именно нужно делать, — имеет ключевое значение. Лет десять назад, я испытывал растерянность, разочарование и желание все бросить (что часто и делал). Позже мне удалось выработать привычку представлять новые навыки, которые можно было бы получить, «объяв неопределенность». Воспринимая обстоятельства ситуации как приглашение, я ощущаю возможность.
Алгоритм Learning on Demand, Иван Травкин
2. Сформулировать потребность

Если первый шаг основан на эмоциональной реакции, то второй — ответ на «приглашение» — должен опираться на нашу рассудительность (в условиях неопределенности бессознательный опыт может обернуться мучением). Сформулировать потребность значит закончить следующую фразу: «Я хочу научиться... чему?»

3. Определить предметную область

Прежде, чем искать необходимые для обучения ресурсы, важно определить предметную область. Любые сведения о задачах и дисциплинах, непосредственно относящихся к интересующему нас навыку, позволят хоть как-то ориентироваться в новом контексте.

4. Найти ресурсы и экспертов

Здесь необходимо воспользоваться навыками поиска в сети (современная грамота). Важно искать не только информационные ресурсы, но и профессиональные сообщества. Общение с экспертами позволит скорректировать собственную траекторию и значительно сэкономит время. Лучше всего ориентироваться на открытые сообщества с «точками входа» для новичков (мы получим доступ и к людям, и к ресурсам).

5. Разобраться с «интерфейсом»

У любого информационного ресурса, как и у любого сообщества, есть свой «интерфейс». Например, вики-страницы являются частью более сложных систем, обладающих встроенными инструментами работы с информацией (категории, поиск, рекомендации и т. п.). Сетевые сообщества используют социальные инструменты, обеспечивающие «точки входа» для участников. Иногда требуется время, чтобы разобраться с этим.

Не стоит спешить, пропуская данный шаг. Понять и использовать «интерфейс» ресурса (информационную архитектуру) значит сделать его частью персональной учебной среды, а понять и использовать «интерфейс» сообщества (архитектуру участия) значит сделать участников сообщества частью персональной учебной сети.

6. Научиться

Используя «интерфейсы», мы получаем доступ к готовым знаниям и чужому опыту, которые нельзя просто «загрузить» в голову. Необходимо потрудиться: осмыслить новое и приобрести минимальный опыт. Иногда бывает достаточно понять некий принцип и, вооружившись инструкциями, перейти к следующему шагу. В остальных случаях приходится сначала потренироваться на примерах.

7. Использовать

Реальное использование навыка начинается в контексте той ситуации, которая сподвигла к его приобретению. Это своего рода экзамен, свидетельствующий о результативности обучения.

Источник: Fun of Teaching

Комментариев нет:

Отправить комментарий