Как самостоятельно разработать электронный курс?
Отвечает Елена Тихомирова, генеральный директор eLearning Center.
Меня иногда спрашивают: “Что такого сложного в разработке курсов?”
Казалось бы: берешь материалы, укладываешь их на слайды, добавляешь немного графики, добавляешь тест в конце, ну еще, может быть, какие-то интерактивные объекты вставляешь, которые вроде как спроектировать тоже совершенно просто. Ну что в этом такого сложного? И зачем для этого нужны какие-то специальные знания?
Но электронный курс все-таки подразумевает достаточно большую ответственность.
В чем ответственность? Когда мы создаем очередной электронный курс мы должны помнить, что по нему будут обучаться очень много сотрудников.
Сотни, может быть - тысячи, может быть - десятки тысяч.
И вот давайте себе представим, что электронный курс - не работает. И я имею в виду не технические сложности: дело не в том, что он не включается, не загружается или что-то подобное. Это, кстати, самая легко решаемая проблема.
Представим, что курс неэффективен с точки зрения подачи материала: его сложно читать, там неинтересные материалы, он не структурирован, и люди не получают из него знаний. Это и значит - не работает электронный курс: люди, которые должны были получить новые знания - их не получают.
Что мы имеем в итоге?
Мы взяли и, возможно, для этого электронного курса отменили очное обучение. Ну потому что согласитесь: зачем нам по одной теме и очное обучение, и электронное? И вообще, электронное обучение должно экономить бюджет компании, а значит мы убираем более дорогостоящий формат, заменяем его более эффективным и получаем электронный курс внутри системы дистанционного обучения.
То есть, у сотрудников нет возможности пройти это обучение в какой-либо другой форме. Может быть только прочитать какие-то регламенты, если они есть, если нам повезло.
Теперь люди открывают электронный курс и не находят там - ничего. Ну, точнее, они находят - много текста, много информации. Но они не могут ее изучить, потому что она слишком сложная, она неинтересная, она представлена таким образом, что воспринимать ее достаточно сложно.
Что произошло: мы распространили источник знаний, неэффективный, неработающий, среди тех людей, которым он очень нужен, которые с помощью этой информации должны будут выполнять свою работу. Мы убрали все другие формы, и ждем результата. А результата нет!
Компания на самом деле теряет, теряет очень сильно. По сути дела, ситуация немногим лучше, чем когда у нас обучения нет вообще!
Что делать?
Решение на самом деле очень простое.
Если вы создаете электронные курсы не с помощью профессионального подрядчика (а это действительно зачастую очень дорого и для многих задач неэффективно), а собственными силами, этой деятельности нужно обучиться.
Сложно сказать, кто, когда и почему придумал, что e-learning это просто, что для него не нужны никакие дополнительные знания, но это абсолютно точно не так. Вы же не пойдете к врачу, у которого нет медицинского образования, вы не согласитесь на операцию, если у человека нет диплома, нет опыта. Но почему-то говорят, что электронный курс может делать кто угодно, что никаких специальных знаний не нужно.
Специальные знания нужны - как в любом другом деле.
Итак, на какие вопросы предстоит научиться отвечать специалисту, который разрабатывает электронные курсы?
В чем особенности восприятия электронных источников? Как правильно выкладывать материалы на экраны, слайды и другие единицы курса, чтобы это соответствовало и теориям обучения, и принципам работы мозга?
Как человек учится? Что он думает и чувствует в момент столкновения с чем-то новым? Как вообще этот процесс физиологически устроен?
Как структурировать материал? Как создавать сценарии? Что такое сценарии, и что такое структура? Как ставить и каскадировать цели?
Насколько интерактивными должны быть практические задания? В чем должна быть их суть? Как их проектировать? Где их располагать?
Как оценить эффективность? Как убедиться, что курс работает?
Что такое система управления знаниями? Что такое система поддержки принятия решения? Как можно использовать курс, какие у него могут быть моменты применения?
Человек, который занимается электронным обучением, должен понимать, что электронное обучение - это далеко не только курс. Это процесс, в который подключаются и всевозможные внешние источники, и инструменты социальной коммуникации, и взаимодействие с экспертами. Разрабатывая курс, специалист по обучению должен думать не событием, а процессом.
Естественно, он должен уметь анализировать: уметь собирать информацию о том, как будет проходить обучение, кто его будет проходить, при каких условиях и для каких задач, уметь делать правильные выводы, которые станут основой для правильных курсов.
Вообще, профессия разработчика электронных курсов очень интересная. Через несколько лет работы в этой области у вас есть возможность стать необыкновенно эрудированным человеком: через вас как разработчика проходит огромное количество разнопланового материала, и вы не просто его читаете, вы готовите по нему практику, совершаете множество всевозможных дополнительных действий и находите много дополнительных источников.
Конечно, в какой-то момент, сидя на кухне с друзьями, в ответ на некий комментарий, ну например, про страховки, вы (неожиданно и для себя тоже) выдаете достаточно большой багаж знаний о том, как устроен страховой бизнес, как считаются вознаграждения по страховкам и так далее, потому что буквально не так давно вы сделали один или несколько курсов на эту тему.
А еще всегда интересно учить людей.
Интересно придумывать такие способы, с помощью которых люди, которые откроют ваши электронные курсы, будут получать новые знания, будут становиться лучше, а их жизнь будет становиться проще.
Поэтому - учитесь и приходите к нам на курсы про разработку электронных курсов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий