четверг, 2 марта 2017 г.

Как внедрить мобильное обучение? Советы по книге "Живое обучение"

Несколько интересных идей про m-learning из книги "Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать" Елены Тихомировой.

Начнем с того, что иногда компании не понимают, что мобильное обучение у них уже есть, на самом-то деле. Не стоит воспринимать мобильное обучение как курс, который открылся на телефоне. Нужно оттолкнуться от самого понимания слова "мобильный", то есть активный, передвигающийся. И это речь о человеке, которому нужно обучение, подстроенное под его ритм жизни.

В вашей компании уже существует мобильное обучение,  если:
  1. LMS (система обучения) для сотрудников компании доступна не только на стационарном компьютере, но и на мобильном устройстве (ноутбук, планшет, смартфон). 
  2. В LMS можно учиться вне корпоративной сети (то есть в любом месте с доступом к сети Интернет).
Для того, чтобы расширить возможности мобильного обучения, можно рассмотреть несколько направлений, таких как адаптацию некоторого контента под монитор и возможности смартфона или настройка интерфейса LMS, удобного для обучения на планшете. Мелочь, а приятно.

Вы можете улучшить мобильное обучение в компании, если:
  1. Предоставите сотрудникам возможность учиться и вне сети, оффлайн (скачать курс или пройти тест и передать информацию в LMS, когда появится доступ к сети). 
  2. Адаптируете контент под различные мобильные устройства, которые используют ваши сотрудники (учтите, что многое надо будет полностью "перекроить") 
  3. Уделите внимание адаптации интерфейса LMS и навигации по системе обучения для удобства использования на различных мобильных устройствах.
И, не смотря на популярность и "трендовость" мобильности в обучении, иногда в этом нет необходимости. И это важно понять еще до того, как вы попробуете внедрить эту "модную фишку". Обязательно анализируйте свою аудиторию и ее возможности перед тем, как предлагать им мобильные форматы. Проводите тестирования проектов на пилотных группах, собирайте и обрабатывайте обратную связь. Это поможет избежать напрасных затрат времени и денег.

В вашей компании нет необходимости в мобильном обучении, если:
  1. Обучение проходит не часто (раз в квартал, а то и реже) и сотрудники могут использовать корпоративный учебный портал на своем рабочем месте. 
  2. Поставленные задачи обучения нельзя реализовать с помощью инструментов, которые используются для мобильного обучения. 
Если вы точно определились, что мобильное обучение вам нужно и к тому же оно хорошо подходит под текущие цели компании в отношении профессионального роста сотрудников, то следующим этапом будет выбор задач. Нужно отметить, что мобильный формат не для всех целей обучения подойдет.

С помощью мобильного обучения можно реализовать, например, такие задачи:
  1. Оперативный поиск информации, в том числе оффлайн (справочники, адаптированные под мобильное устройство базы знаний). 
  2. Обновить знания о продуктах, предлагая небольшие тесты, отображая рейтинг прошедших обучение (мини-игры). 
  3. Погрузить сотрудников в определенную тему обучения с помощью цикла мини-курсов и регулярного их прохождения на моб.устройстве. 
  4. Оповещение сотрудников о новом материале в их программах обучения. 
  5. Проверка знаний, сертификация (тестирование, адаптированное для прохождения на моб.устройстве). 
  6. Сопровождение смешанных программ обучения (демонстрация достижений, текущее положение, прогресс, задачи). 
Для того, чтобы избежать ошибок при внедрении, анализируйте опыт коллег и собирайте чужие "грабли". Важно, чтобы m-learning как формат и как инструмент имел свою строго определенную нишу общей стратегии обучения в компании.

Когда внедряете m-learning помните о том, что:
  1. Мобильное обучение хорошо применимо в ситуации, когда сотрудники активно используют мобильные устройства, в том числе для работы (например, представители на удаленных торговых точках без доступа к корпоративной сети). 
  2. Мобильное обучение даст возможность быстро информировать/обучить всех сотрудников компании, не зависимо от их рабочего места и доступа к ресурсам компании. 
  3. Не всему можно научиться с помощью мобильного устройства + каждый человек находит свои способы использования смартфона (кто-то читает, а кто-то только проверяет почту, а кому-то видео на youtube удобно просмотреть), поэтому надо проанализировать целевую аудиторию m-learning и их возможности/предпочтения при использовании моб.устройств. 
  4. Если у вас есть хорошие интерактивные курсы для ПК, они проиграются на ноутбуке, но вряд ли будет удобно изучать их на планшете и тем более телефоне, и одним масштабированием вы ситуацию не разрешите. Контент для m-learning - это отдельная история. См. выше про задачи, которые можно решить.
  5. Найдите нишу для m-learning в общей стратегии обучения в компании и четко пропишите, какие задачи вы будете решать мобильным форматом, какие задачи будете просто поддерживать, а какие категорически не подойдут и будут реализованы с помощью e-learning или очных форм обучения.

Детали про m-learning, а также про другие форматы e-learning, про внедрение LMS, стратегию обучения и особенности онлайн-контента читайте в книге "Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать".

Также читайте еще один пост по материалам книги:

Комментариев нет:

Отправить комментарий