пятница, 10 мая 2013 г.

Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний

Автор: Владимир Наумов
Размышления вслух о коннективизме и обучении
 
Все больше сомнений возникает в том, а является ли коннективизм "территорией обучения", а тем более - его теорией?
Если говорить о цели коннективистских проектов как об извлечении и/или приобретении индивидом знания, а также, безусловно, оформления индивидом его понимания и смыслов, то цель "похожа" на обучающую.
Однако, по определению, обучение = преподавание + учение. Отсутствие в коннективизме (как минимум в явном виде) преподавания, заставляет смотреть на него как на нечто особое, быть может, недо- или полупедагогическое.   
Коннективистское взаимодействие может также привести к созданию нового знания. И это здорово! Является ли генерирование нового знания прерогативой обучения конкретной аудитории (студентов-врачей, например, или авиадиспетчеров. Представляете?) В традиционном понимании, едва ли. 
Включение коннективистких решений в рамки компетентностного подхода (да и в процесс традиционного обучения также) позволяет говорить либо о зарождении новой концепции - порождающего (знания) обучения, либо о формировании особых методик сетевого порождающего обучения в рамках уже имеющихся парадигм. А тут уже и до формирования талантов и, в бизнесе, до управления талантами рукой подать.
Однако, ИМХО, коннектистивистское обучение взаимодействие окажется успешным и полезным, 

  1. если его участники заранее обладают определенным набором знаний, умений в предметной области и компетенций (прежде всего по работе со знанием и коммуникативных), которые приобретены ими ранее в рамках, как правило, "нормального" обучения (преподавания + учения).  
  2. когда новые ценные знания и смыслы, умения, навыки и компетенции, приобретенные участниками коннективисткого взаимодействия смогут ...
·         либо применяться ими на практике,
·         либо быть распространены среди других людей средствами ... традиционного обучения, ибо повторить в точности процесс индивидуального извлечения/приобретения и осмысления новой информации в следующем коннективистом акте взаимодействия уже не удастся.
Каким может быть сухой (практический) остаток из этих пространных рассуждений?
Попробую выдвинуть ряд соображений:
  1. Коннективистское взаимодействия не стоит проводить в неподготовленной или сильно отличающейся по уровню базовых ЗУНов, особенно по мыслительным навыкам и коммуникативным компетенциям,  аудиторией. Это не означает, что все должны быть подготовлены одинаково и даже быть специалистами из одной предметной области. Как раз в межпредметном взаимодействии умеющих мыслить лиц коннективизм может дать весьма приличный прибавочный продукт, если участники будут обладать адекватной культурой мышления и взаимодействия.
  2. В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов.
  3. В корпоративном обучении и повышении квалификации:
  • поскольку извлечение и приобретение знаний, а также перевод неформального знания в формальное суть шаги доброго-старого процесса управления знаниями, рассматривать коннективистское обучение  взаимодействие стоит как средство осуществления этих шагов; 
  • использовать коннективисткие способы в группах практики, качества, аналитиками и экспертами компаний (отраслей) для порождения нового знания, а также в процессах управления талантами. Реже, где это рационально, и при подготовке кадрового резерва.
В итоге и обучение цело, и коннективизм сыт. Что думаете, коллеги?

Источник
P.S. Любопытные комментарии к этому тексту можно найти по ссылке Источник

2 комментария:

  1. Hello. Pardon me for writing in English. I'm relying on Google Translate and discovered that your site has some excellent discussion of Connectivism. I thought you and your readers may wish to know about what we are doing at MOOC News and Reviews, which provides in-depth critiques of individual MOOC courses to help students navigate the MOOC environment. For example, we published an excellent summary of the differences between cMOOCs and xMOOCs recently. Take a look and if you feel it will be useful to your readers, I hope you will let them know.

    Yours,

    Robert McGuire
    Editor, www.moocnewsandreviews.com

    ОтветитьУдалить
  2. Внимательно ознакомившись с текстом Дж.Сименса, пришел к выводу, что коннективизм вполне может оформиться в зрелую теорию обучения:
    http://www.connectivism.ca/?p=93

    ОтветитьУдалить