Автор: Иван Травкин
Ниже я расскажу о том, что значит «перевернуть» онлайн-обучение, и почему это потребует замены вебинаров чем-то более коллаборативным. Несмотря на излагаемые аргументы, я призываю не спешить ставить крест на самих вебинарах. Они — проверенный временем и вполне эффективный инструмент, как в смешанном, так и в онлайн-обучении.
Оставляя в стороне вопрос о том, насколько новой или эффективной является такая форма обучения, предлагаю обратить внимание на следующую интересную проблему. В перевернутом обучении часто заостряют внимание на организации совместной работы в классе, ошибочно игнорируя сетевое взаимодействие. Меня интересует, что будет, если поступить наоборот — пренебречь очной составляющей, вовсе исключив ее. Иначе говоря, что будет, если «перевернуть» само онлайн-обучение?
Я исхожу из того, что в онлайн-обучении нам доступны следующие два типа взаимодействия: синхронное и асинхронное. Синхронное взаимодействие связанно с мероприятиями в режиме реального времени, когда все участники учебного процесса одновременно используют общий сервис. Это могут быть видео-трансляции в прямом эфире, конференц-звонки в Skype или чат, но, в первую очередь, сюда стоит отнести вебинары. К асинхронному взаимодействию можно отнести все то, что не требует одновременного участия (присутствия), хотя и не исключает его. Это, например, электронная почта, форумы и блоги, а также Facebook, Twitter и другие социальные сервисы.
Если теперь условно отождествить синхронное взаимодействие с работой в классе, а асинхронное — с работой дома, то, по аналогии с «перевертыванием» обычного класса, онлайн-обучение можно будет «перевернуть» следующим образом:
Очевидно, что теоретическую часть вебинара можно заменить качественной и менее продолжительной записью. Я имею в виду тщательно срежиссированные мини-лекции (до 15 минут). При этом допустимо использовать и чужие записи, если они свободно доступны и отвечают требуемой тематике. Практическую часть вебинара можно переработать следующим образом: превратить в асинхронное задание (например, индивидуальный или групповой мини-проект), или же разработать на основе ее содержания коллаборативное занятие в синхроне. Заменив вебинар совокупностью короткой видео-лекции и задания, предполагающего асинхронное взаимодействие группы учащихся, мы получим подобие мини-курсов Говарда Рейнголда.
По-настоящему интересный вопрос заключается в том, как и посредством чего организовать синхронную коллаборацию в освободившееся от вебинаров время. Классический пример коллаборативного решения задач в режиме реального времени — это многопользовательские онлайн-игры, которые подсказывают нам один из возможных ответов: серьезные игры-симуляции в сети. Можно обратить внимание на всевозможные виртуальные миры, в том числе образовательного назначения (например, ультра-функциональный Крестьянство SDK или более простой и удобный vAcademia), а также на экспериментальные прототипы вроде Illumishare. В целом, у меня нет готового ответа прямо сейчас, но я предполагаю, что наличие рефлексивного компьютерного средства учебной деятельности (как, например, учебные компьютерные симуляции [*]) является необходимой составляющей эффективного синхронного взаимодействия.
В заключение несколько слов о том, как я постепенно «переворачиваю» собственную практику онлайн-обучения. В конце этого лета я проводил открытый двухнедельный онлайн-курс, стараясь максимально полно документировать свою деятельность, так как очень многое происходило экспромтом благодаря инициативе самих участников. Каждый из четырех вебинаров, проведенных повторно в четырех подгруппах, был записан на диктофон. После окончания курса я отредактировал эти записи и использовал, чтобы опубликовать первые два вебинара на Slideshare (презентация + звук за кадром). За два месяца с момента публикации эти слайдкасты были просмотрены более четырех тысяч раз (примерно по тысяче просмотров на каждый уже в первую неделю), в то время как непосредственная аудитория самого курса не превышала тридцати человек.
В первый месяц после публикации материалов курса я не переставал получать письма от новых людей, нашедших их в сети. Некоторые из моих слайдкастов были встроены в различные вики образовательных сообществ. Но этого недостаточно для реализации моей потаенной мечты — непрерывного развития и воспроизводства учебного сообщества подобных курсов. Следующим шагом станет попытка создать полноценные мини-курсы и предоставить новым участникам возможность самоорганизовываться в мини-сообщества. Также я попытаюсь заняться организацией периодических синхронных коллаборативных занятий для всех заинтересованных.
[*] Травкин И.Ю. Учебные компьютерные симуляции как средства учебной деятельности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 190-193
Ниже я расскажу о том, что значит «перевернуть» онлайн-обучение, и почему это потребует замены вебинаров чем-то более коллаборативным. Несмотря на излагаемые аргументы, я призываю не спешить ставить крест на самих вебинарах. Они — проверенный временем и вполне эффективный инструмент, как в смешанном, так и в онлайн-обучении.
Q. Привычные вебинары в онлайн-обучении — вчерашний день? Есть ли альтернативы, предлагающие более активное синхронное взаимодействие?Перевернутое обучение (flipped learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
— Ivan Travkin (@iwannt) October 22, 2012
Оставляя в стороне вопрос о том, насколько новой или эффективной является такая форма обучения, предлагаю обратить внимание на следующую интересную проблему. В перевернутом обучении часто заостряют внимание на организации совместной работы в классе, ошибочно игнорируя сетевое взаимодействие. Меня интересует, что будет, если поступить наоборот — пренебречь очной составляющей, вовсе исключив ее. Иначе говоря, что будет, если «перевернуть» само онлайн-обучение?
Я исхожу из того, что в онлайн-обучении нам доступны следующие два типа взаимодействия: синхронное и асинхронное. Синхронное взаимодействие связанно с мероприятиями в режиме реального времени, когда все участники учебного процесса одновременно используют общий сервис. Это могут быть видео-трансляции в прямом эфире, конференц-звонки в Skype или чат, но, в первую очередь, сюда стоит отнести вебинары. К асинхронному взаимодействию можно отнести все то, что не требует одновременного участия (присутствия), хотя и не исключает его. Это, например, электронная почта, форумы и блоги, а также Facebook, Twitter и другие социальные сервисы.
Если теперь условно отождествить синхронное взаимодействие с работой в классе, а асинхронное — с работой дома, то, по аналогии с «перевертыванием» обычного класса, онлайн-обучение можно будет «перевернуть» следующим образом:
Синхронное взаимодействие организуется исключительно в форме фасилитируемой коллаборативной работы учащихся, а все остальные формы переводятся в асинхронный режим.Есть несколько причин, по которым вебинары не отвечают данному представлению о перевернутом онлайн-обучении и должны быть заменены асинхронным («домашним») просмотром видео-лекций. Во-первых, вебинар как форма является наследием классического teaching environment, в рамках которого учащемуся отводится роль слушателя. Последний лишен возможности управлять своим временем, а также последовательностью изложения и объемом материала, что не слишком вписывается в картину персонализации учебного опыта. Во-вторых, вебинар как инструмент изначально не предназначен для организации коллаборации. В большинстве случаев онлайн-тьютор дает участникам задание, ожидая получить ответы либо через форму опроса, либо через чат. В момент решения хоть сколько-нибудь сложного или творческого задания каждый из участников предоставлен сам себе. Иногда используется флипчарт, но его возможности слишком ограничены.
Очевидно, что теоретическую часть вебинара можно заменить качественной и менее продолжительной записью. Я имею в виду тщательно срежиссированные мини-лекции (до 15 минут). При этом допустимо использовать и чужие записи, если они свободно доступны и отвечают требуемой тематике. Практическую часть вебинара можно переработать следующим образом: превратить в асинхронное задание (например, индивидуальный или групповой мини-проект), или же разработать на основе ее содержания коллаборативное занятие в синхроне. Заменив вебинар совокупностью короткой видео-лекции и задания, предполагающего асинхронное взаимодействие группы учащихся, мы получим подобие мини-курсов Говарда Рейнголда.
По-настоящему интересный вопрос заключается в том, как и посредством чего организовать синхронную коллаборацию в освободившееся от вебинаров время. Классический пример коллаборативного решения задач в режиме реального времени — это многопользовательские онлайн-игры, которые подсказывают нам один из возможных ответов: серьезные игры-симуляции в сети. Можно обратить внимание на всевозможные виртуальные миры, в том числе образовательного назначения (например, ультра-функциональный Крестьянство SDK или более простой и удобный vAcademia), а также на экспериментальные прототипы вроде Illumishare. В целом, у меня нет готового ответа прямо сейчас, но я предполагаю, что наличие рефлексивного компьютерного средства учебной деятельности (как, например, учебные компьютерные симуляции [*]) является необходимой составляющей эффективного синхронного взаимодействия.
В заключение несколько слов о том, как я постепенно «переворачиваю» собственную практику онлайн-обучения. В конце этого лета я проводил открытый двухнедельный онлайн-курс, стараясь максимально полно документировать свою деятельность, так как очень многое происходило экспромтом благодаря инициативе самих участников. Каждый из четырех вебинаров, проведенных повторно в четырех подгруппах, был записан на диктофон. После окончания курса я отредактировал эти записи и использовал, чтобы опубликовать первые два вебинара на Slideshare (презентация + звук за кадром). За два месяца с момента публикации эти слайдкасты были просмотрены более четырех тысяч раз (примерно по тысяче просмотров на каждый уже в первую неделю), в то время как непосредственная аудитория самого курса не превышала тридцати человек.
В первый месяц после публикации материалов курса я не переставал получать письма от новых людей, нашедших их в сети. Некоторые из моих слайдкастов были встроены в различные вики образовательных сообществ. Но этого недостаточно для реализации моей потаенной мечты — непрерывного развития и воспроизводства учебного сообщества подобных курсов. Следующим шагом станет попытка создать полноценные мини-курсы и предоставить новым участникам возможность самоорганизовываться в мини-сообщества. Также я попытаюсь заняться организацией периодических синхронных коллаборативных занятий для всех заинтересованных.
[*] Травкин И.Ю. Учебные компьютерные симуляции как средства учебной деятельности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 190-193
Давно не читал и не слышал ничего более интересного и нового в сфере e-learning. Мне уже казалось, что все ходят кругами. Спасибо!
ОтветитьУдалитьИван, респект!
ОтветитьУдалитьСпасибо! В очередной раз убеждаюсь, что всё новое - это хорошо забытое старое...
ОтветитьУдалить