вторник, 23 октября 2012 г.

«Перевернутое» онлайн-обучение

Автор: Иван Травкин

Ниже я расскажу о том, что значит «перевернуть» онлайн-обучение, и почему это потребует замены вебинаров чем-то более коллаборативным. Несмотря на излагаемые аргументы, я призываю не спешить ставить крест на самих вебинарах. Они — проверенный временем и вполне эффективный инструмент, как в смешанном, так и в онлайн-обучении.
Перевернутое обучение (flipped learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).

Оставляя в стороне вопрос о том, насколько новой или эффективной является такая форма обучения, предлагаю обратить внимание на следующую интересную проблему. В перевернутом обучении часто заостряют внимание на организации совместной работы в классе, ошибочно игнорируя сетевое взаимодействие. Меня интересует, что будет, если поступить наоборот — пренебречь очной составляющей, вовсе исключив ее. Иначе говоря, что будет, если «перевернуть» само онлайн-обучение?

Я исхожу из того, что в онлайн-обучении нам доступны следующие два типа взаимодействия: синхронное и асинхронное. Синхронное взаимодействие связанно с мероприятиями в режиме реального времени, когда все участники учебного процесса одновременно используют общий сервис. Это могут быть видео-трансляции в прямом эфире, конференц-звонки в Skype или чат, но, в первую очередь, сюда стоит отнести вебинары. К асинхронному взаимодействию можно отнести все то, что не требует одновременного участия (присутствия), хотя и не исключает его. Это, например, электронная почта, форумы и блоги, а также Facebook, Twitter и другие социальные сервисы.

Если теперь условно отождествить синхронное взаимодействие с работой в классе, а асинхронное — с работой дома, то, по аналогии с «перевертыванием» обычного класса, онлайн-обучение можно будет «перевернуть» следующим образом:
Синхронное взаимодействие организуется исключительно в форме фасилитируемой коллаборативной работы учащихся, а все остальные формы переводятся в асинхронный режим.
Есть несколько причин, по которым вебинары не отвечают данному представлению о перевернутом онлайн-обучении и должны быть заменены асинхронным («домашним») просмотром видео-лекций. Во-первых, вебинар как форма является наследием классического teaching environment, в рамках которого учащемуся отводится роль слушателя. Последний лишен возможности управлять своим временем, а также последовательностью изложения и объемом материала, что не слишком вписывается в картину персонализации учебного опыта. Во-вторых, вебинар как инструмент изначально не предназначен для организации коллаборации. В большинстве случаев онлайн-тьютор дает участникам задание, ожидая получить ответы либо через форму опроса, либо через чат. В момент решения хоть сколько-нибудь сложного или творческого задания каждый из участников предоставлен сам себе. Иногда используется флипчарт, но его возможности слишком ограничены.

Очевидно, что теоретическую часть вебинара можно заменить качественной и менее продолжительной записью. Я имею в виду тщательно срежиссированные мини-лекции (до 15 минут). При этом допустимо использовать и чужие записи, если они свободно доступны и отвечают требуемой тематике. Практическую часть вебинара можно переработать следующим образом: превратить в асинхронное задание (например, индивидуальный или групповой мини-проект), или же разработать на основе ее содержания коллаборативное занятие в синхроне. Заменив вебинар совокупностью короткой видео-лекции и задания, предполагающего асинхронное взаимодействие группы учащихся, мы получим подобие мини-курсов Говарда Рейнголда.

По-настоящему интересный вопрос заключается в том, как и посредством чего организовать синхронную коллаборацию в освободившееся от вебинаров время. Классический пример коллаборативного решения задач в режиме реального времени — это многопользовательские онлайн-игры, которые подсказывают нам один из возможных ответов: серьезные игры-симуляции в сети. Можно обратить внимание на всевозможные виртуальные миры, в том числе образовательного назначения (например, ультра-функциональный Крестьянство SDK или более простой и удобный vAcademia), а также на экспериментальные прототипы вроде Illumishare. В целом, у меня нет готового ответа прямо сейчас, но я предполагаю, что наличие рефлексивного компьютерного средства учебной деятельности (как, например, учебные компьютерные симуляции [*]) является необходимой составляющей эффективного синхронного взаимодействия.

В заключение несколько слов о том, как я постепенно «переворачиваю» собственную практику онлайн-обучения. В конце этого лета я проводил открытый двухнедельный онлайн-курс, стараясь максимально полно документировать свою деятельность, так как очень многое происходило экспромтом благодаря инициативе самих участников. Каждый из четырех вебинаров, проведенных повторно в четырех подгруппах, был записан на диктофон. После окончания курса я отредактировал эти записи и использовал, чтобы опубликовать первые два вебинара на Slideshare (презентация + звук за кадром). За два месяца с момента публикации эти слайдкасты были просмотрены более четырех тысяч раз (примерно по тысяче просмотров на каждый уже в первую неделю), в то время как непосредственная аудитория самого курса не превышала тридцати человек.

В первый месяц после публикации материалов курса я не переставал получать письма от новых людей, нашедших их в сети. Некоторые из моих слайдкастов были встроены в различные вики образовательных сообществ. Но этого недостаточно для реализации моей потаенной мечты — непрерывного развития и воспроизводства учебного сообщества подобных курсов. Следующим шагом станет попытка создать полноценные мини-курсы и предоставить новым участникам возможность самоорганизовываться в мини-сообщества. Также я попытаюсь заняться организацией периодических синхронных коллаборативных занятий для всех заинтересованных.

[*] Травкин И.Ю. Учебные компьютерные симуляции как средства учебной деятельности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 190-193

3 комментария:

  1. Давно не читал и не слышал ничего более интересного и нового в сфере e-learning. Мне уже казалось, что все ходят кругами. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! В очередной раз убеждаюсь, что всё новое - это хорошо забытое старое...

    ОтветитьУдалить