среда, 17 октября 2012 г.

Перспективы развития SaaS в сфере e-learning




Автор: Павел Безяев

Сколько стоит организовать дистанционное обучение? 
За 10 лет работы я наблюдал различные примеры приобретения, внедрения и поддержки решений в области e-learning:
Первая LMS, с которой я работал, была вообще пиратской копией, но при этом организация могла себе позволить себе держать штат из 20 человек, которые занимались исключительно поддержкой и наполнением системы, что может позволить себе далеко не каждая компания!
Довелось участвовать и в продажах СДО в наши госучреждения, когда цена за лицензию была как за хороший танк, а покупались они пачками - не глядя, что бы потом быть аккуратно складированными.
Знакомы мне и примеры использования "бесплатных" LMS, когда для их поддержки и развития работала целая команда программистов.
Ну и, наверное, все слышали за какие деньги западные разработчики продают свои лицензии в наши крупные вузы - за эти деньги всех сотрудников этих университетов можно было бы в космос отправить.
Из этих примеров можно сделать вывод, что e-learning дешевым назвать нельзя, что выгодно игрокам этого рынка, но это же вызывает ряд проблем.

Примерно 3-4 года назад, когда мне довелось участвовать в продажах e-learning решений, я обратил внимание на поток запросов от небольших учебных центров, стартапов в области обучения и даже просто от индивидуальных консультантов и тренеров, которые хотели бы использовать дистанционные технологии. Общеизвестно, что e-learning особенно эффективен при большой территориальной распределенности  и значительных объёмах обучения, но при грамотном подходе технологии дистанционного обучения могут быть очень полезными и для небольших игроков. К сожалению, услышав ценники многие понимали, что e-learning для них не доступен и уходили. Были и такие, кто не отступали и уговаривали нас предоставить рассрочку, брали кредиты и с большим напряжением приобретали и внедрял LMS. Было понятно, что стандартное предложение не подходит для таких Клиентов.

Примерно в тоже время волна SaaS докатилась и до e-learning и мы и наши конкуренты начали предлагать тарифы аренды и развивать технологии хостинга, что бы сделать услуги доступнее. Если в 2009 году таких предложений у нашей компании ещё не было, то за последние пару лет тарифы на аренду прочно обосновались в верхних строчках прайс-листов и становятся все боле разнообразными и интересными! Казалось бы вот и решение проблем!
О преимуществах SaaS уже многое говорилось - понятно, что ни есть и отдельно останавливаться я на этом не буду. Лучше посмотрим статистику по нашим Клиентам и оценим, как они оценили данную услугу.
И мы увидим, что крупные компании умеют считать свои затраты и уже не боятся выносить свой «бесценный» контент из стен офисов! Но где же свободные тренеры, стартапы в сфере обучения и небольшие учебные центры? Почему их нет в списке клиентов?
Можно найти целый комплекс причин, но одной из основных остается цена, которая для многих так и осталась недоступной:
1) год аренды облака с LMS у нас и известных мне конкурентов обойдется в 60-100 т.р., что не так уж и дешево для начинающей организации или свободного тренера.
2) наш менталитет наводит на мысль, что отдать за 2-3 года аренды стоимость лицензии и при этом не получить ничего во владение - не самое выгодное предложение.
Как же охватить этих потребителей? Стоит отметить, что здесь мы начинаем выходить за рамки классической схемы B2B и приближаемся к частному потребителю, который в ближайшее время все больше будет интересоваться подобными решениями, но для которого актуальны другие расценки и правила игры. К примеру, я как частное лицо никогда не покупал лицензионное ПО дороже 10$, а за хостинг для своих интернет-проектов я не готов платить больше 500 рублей в месяц и я получаю подобные услуги.

Можно примерно оценить, что массовому пользователю облачная LMS станет интересной при полноценном тарифе в 1-2 тысячи рублей в месяц и ниже.
Но как достичь таких расценок? Нужны инвестиции в развитие технологической базы. Процесс аренды должен быть максимально автоматизирован, функционал должен быть переработан и «причесан» таким образом, что бы свести запросы в поддержку к минимуму, должны быть доступны актуальные кейсы и библиотека востребованного контента. Все это требует существенных вложений.

Для чего внедряли e-learning раньше:
1)  Оптимизировать затраты на обучение
2)  Получить инновационный статус
3)  Повысить доступность обучения
О мнении и удобстве обучаемых мало кто задумывался в серьез – всё что было связно с Интернет уже было в диковинку, а да и сама возможность удаленного обучения уже считалась большим достижением.

Но, кто был конечным пользователем e-learning 5-10 лет назад, а кто сейчас? Всё сильно изменилось. Тогда для потенциального обучаемого Интернет был чем-то новым, а обучение через Интернет казалось чем-то из разряда фантастики. Но теперь, большая часть тех, кого надо учить – буквально живёт в сети! Они привыкли к удобству социальных сетей, в которых они узнают интересующие их новости, общаются с родными, друзьями и коллегами, делятся своими достижениями и настроениями. Заставьте такого пользователя учиться в классической LMS с устаревшим дизайном и подходом к интерфейсу, при отсутствии реального эффекта взаимодействия и обратной связи – мы получим только отторжение. А что хочет понимающий Клиент приобретая LMS, как SaaS – хочет получить конкурентное преимущество для привлечения потенциальны слушателей, а не оттолкнуть их устаревшими технологиями.

Наши «забытые потребители» хотят,  чтобы сервис не только помогал качественно организовать и провести дистанционное обучение, но и привлекал новых клиентов.
Но как это сделать? Оптимальное решение, если LMS будет не просто интегрирована с социальными сетями, а весь основной процесс обучения будет построен внутри популярных социальных сетей через глобальное приложение. Тогда, приобретая такую облачную LMS заказчик будет получать не просто пустой клон системы, а еще и огромную потенциальную базу клиентов. А конечные пользователи буду учиться там, где они привыкли проводить своё время и используя привычные для них инструменты.

Не которые из моих коллег скептический высказывались по поводу необходимости переноса обучения в социальные сети основываясь на корпоративном опыте обучения, когда сотрудникам смешивать отдых и работу. Но тут важно помнить, что кроме корпоративного обучения есть еще большой пул людей занимающих активную жизненную позицию и стремящихся к развитию - люди разного возраста и по социальному положению, но почти все из них хотели бы, чтобы обучение проходило в удобной и комфортной для них обстановке – например, в социальной сети. При этом, если кому-то из них это понравиться, то эта информация очень быстро станет известна широкому кругу людей, благодаря известным особенностям социальный сетей. На мой взгляд, появление подобной технологии вопрос 2-3 месяцев и вопрос только в том, кто будет первым и в правильном позиционировании и продвижении такого сервиса.

В настоящий момент я участвую в одном из таких проектов занимающихся разработкой глобального приложения для обучения в facebook. Если всё пойдёт по плану, то уже в конце этого года оно станет общедоступным и займёт свою нишу на рынке e-learning, а может быть и создаст новую. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий