Автор: Павел Безяев
Сколько стоит организовать
дистанционное обучение?
За 10 лет работы я наблюдал различные примеры приобретения, внедрения и поддержки решений в области e-learning:
За 10 лет работы я наблюдал различные примеры приобретения, внедрения и поддержки решений в области e-learning:
Первая LMS, с которой я работал, была вообще
пиратской копией, но при этом организация могла себе позволить себе держать
штат из 20 человек, которые занимались исключительно поддержкой и наполнением
системы, что может позволить себе далеко не каждая компания!
Довелось участвовать и в продажах СДО в наши
госучреждения, когда цена за лицензию была как за хороший танк, а покупались
они пачками - не глядя, что бы потом быть аккуратно складированными.
Знакомы мне и примеры использования
"бесплатных" LMS, когда для их поддержки и развития работала целая
команда программистов.
Ну и, наверное, все слышали за какие деньги западные
разработчики продают свои лицензии в наши крупные вузы - за эти деньги всех
сотрудников этих университетов можно было бы в космос отправить.
Из этих
примеров можно сделать вывод, что e-learning дешевым назвать нельзя, что
выгодно игрокам этого рынка, но это же вызывает ряд проблем.
Примерно
3-4 года назад, когда мне довелось участвовать в продажах e-learning решений, я обратил внимание
на поток запросов от небольших учебных центров, стартапов в области обучения и
даже просто от индивидуальных консультантов и тренеров, которые хотели бы
использовать дистанционные технологии. Общеизвестно, что e-learning особенно эффективен при большой
территориальной распределенности и значительных объёмах обучения, но при
грамотном подходе технологии дистанционного обучения могут быть очень полезными
и для небольших игроков. К сожалению, услышав ценники многие понимали, что
e-learning для них не доступен и уходили. Были и такие, кто не отступали и уговаривали
нас предоставить рассрочку, брали кредиты и с большим напряжением приобретали и
внедрял LMS. Было понятно, что стандартное предложение не подходит для таких
Клиентов.
Примерно в
тоже время волна SaaS докатилась и до e-learning и мы и наши конкуренты начали
предлагать тарифы аренды и развивать технологии хостинга, что бы сделать услуги
доступнее. Если в 2009 году таких предложений у нашей компании ещё не было, то
за последние пару лет тарифы на аренду прочно обосновались в верхних строчках
прайс-листов и становятся все боле разнообразными и интересными! Казалось бы
вот и решение проблем!
О
преимуществах SaaS уже многое говорилось - понятно, что ни есть и отдельно
останавливаться я на этом не буду. Лучше посмотрим статистику по нашим Клиентам
и оценим, как они оценили данную услугу.
И мы увидим, что крупные компании
умеют считать свои затраты и уже не боятся выносить свой «бесценный» контент из
стен офисов! Но где же свободные тренеры, стартапы в сфере обучения и небольшие
учебные центры? Почему их нет в списке клиентов?
Можно найти
целый комплекс причин, но одной из основных остается цена, которая для многих
так и осталась недоступной:
1) год аренды облака с LMS у нас и известных мне
конкурентов обойдется в 60-100 т.р., что не так уж и дешево для начинающей
организации или свободного тренера.
2) наш менталитет наводит на
мысль, что отдать за 2-3 года аренды стоимость лицензии и при этом не получить
ничего во владение - не самое выгодное предложение.
Как же
охватить этих потребителей? Стоит отметить, что здесь мы начинаем выходить за
рамки классической схемы B2B и приближаемся к частному потребителю, который в
ближайшее время все больше будет интересоваться подобными решениями, но для
которого актуальны другие расценки и правила игры. К примеру, я как частное
лицо никогда не покупал лицензионное ПО дороже 10$, а за хостинг для своих
интернет-проектов я не готов платить больше 500 рублей в месяц и я получаю
подобные услуги.
Можно
примерно оценить, что массовому пользователю облачная LMS станет интересной при
полноценном тарифе в 1-2 тысячи рублей в месяц и ниже.
Но как достичь таких расценок?
Нужны инвестиции в развитие технологической базы. Процесс аренды должен быть
максимально автоматизирован, функционал должен быть переработан и «причесан»
таким образом, что бы свести запросы в поддержку к минимуму, должны быть
доступны актуальные кейсы и библиотека востребованного контента. Все это
требует существенных вложений.
Для чего внедряли e-learning раньше:
1)
Оптимизировать затраты на обучение
2)
Получить инновационный статус
3)
Повысить доступность обучения
О мнении и
удобстве обучаемых мало кто задумывался в серьез – всё что было связно с
Интернет уже было в диковинку, а да и сама возможность удаленного обучения уже
считалась большим достижением.
Но, кто был
конечным пользователем e-learning 5-10 лет назад, а кто
сейчас? Всё сильно изменилось. Тогда для потенциального обучаемого Интернет был
чем-то новым, а обучение через Интернет казалось чем-то из разряда фантастики.
Но теперь, большая часть тех, кого надо учить – буквально живёт в сети! Они привыкли к удобству социальных сетей, в
которых они узнают интересующие их новости, общаются с родными, друзьями и
коллегами, делятся своими достижениями и настроениями. Заставьте такого
пользователя учиться в классической LMS с устаревшим дизайном и подходом к интерфейсу, при отсутствии
реального эффекта взаимодействия и обратной связи – мы получим только
отторжение. А что хочет понимающий Клиент приобретая LMS, как SaaS – хочет получить конкурентное
преимущество для привлечения потенциальны слушателей, а не оттолкнуть их устаревшими
технологиями.
Наши «забытые
потребители» хотят, чтобы сервис не
только помогал качественно организовать и провести дистанционное обучение, но и
привлекал новых клиентов.
Но как это сделать?
Оптимальное решение, если LMS
будет не просто интегрирована с социальными сетями, а весь основной процесс
обучения будет построен внутри популярных социальных сетей через глобальное
приложение. Тогда, приобретая такую облачную LMS заказчик будет получать не просто пустой клон системы, а еще
и огромную потенциальную базу клиентов. А конечные пользователи буду учиться
там, где они привыкли проводить своё время и используя привычные для них
инструменты.
Не которые
из моих коллег скептический высказывались по поводу необходимости переноса
обучения в социальные сети основываясь на корпоративном опыте обучения, когда
сотрудникам смешивать отдых и работу. Но тут важно помнить, что кроме
корпоративного обучения есть еще большой пул людей занимающих активную жизненную
позицию и стремящихся к развитию - люди разного возраста и по социальному
положению, но почти все из них хотели бы, чтобы обучение проходило в удобной и
комфортной для них обстановке – например, в социальной сети. При этом, если
кому-то из них это понравиться, то эта информация очень быстро станет известна
широкому кругу людей, благодаря известным особенностям социальный сетей. На мой
взгляд, появление подобной технологии вопрос 2-3 месяцев и вопрос только в том,
кто будет первым и в правильном позиционировании и продвижении такого сервиса.
В настоящий
момент я участвую в одном из таких проектов занимающихся разработкой глобального
приложения для обучения в facebook.
Если всё пойдёт по плану, то уже в конце этого года оно станет общедоступным и
займёт свою нишу на рынке e-learning, а может быть и
создаст новую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий