Автор: Владимир Нюренберг
Вводные замечания: текст страдает огрехами в связи с тем, что я не являюсь профессиональным переводчиком. Может быть, отчасти, и поэтому разграничения между обозначенными подходами выглядят размытыми. Для меня важно не то, что в тексте дана классификация с различениями, а то, что названы принципы, важные как с точки зрения формального, так и неформального учебного процесса. Наиболее важные, с моей точки зрения, тезисы я выделил в тексте. Всё это является важными атрибутами неформального обучения, и я убеждён, что все три названных подхода в той или йной мере воплощены в сетевом (взаимном) обучении.
Беттина Ланкард. Новые методы обучения на рабочем месте
В современной «высокоэффективной организации» работники должны быть готовы к непрерывному профессиональному росту и развитию. Учитывая их возраст, разнообразие опыта, и различия в образе жизни и культуре сотрудников, понятно, что образование взрослых специалистов, должно выйти за рамки традиционной модели, рассматривающей учителей как поставщиков знаний, а учащихся как её пассивных получателей. Методы и приемы обучения, которые основываются на предыдущем опыте сотрудников, связывание концепций (теории) и практики и перенос знаний на различные ситуации являются непременными для такого процесса обучения. В этом обзоре рассматриваются некоторые новые способы обучения на рабочем месте: обучение в деятельности (action learning), ситуативное обучение (situated learning), а также случайное (эпизодическое) обучение (incidental learning).
Обучение в деятельности
Обучение в деятельности - это систематический процесс, посредством которого индивидуумы учатся на практике. Этот подход основан на предпосылке, что обучение требует действий, и действия требуют обучения. Такое обучение предполагает обучение по принципу «точно в срок» (just-in-time), основанном на «предоставлении возможности для развития знаний и понимания в соответствующее время, когда в этом есть непосредственная потребность». Желаемым результатом такого подхода является именно обученность, а не решение проблем, хотя сам процесс обучения может происходить в процессе поиска решений проблем. Это тип обучения, который помогает человеку более эффективно реагировать на изменения.
Обучение в деятельности было принято на вооружение организациями как жизнеспособный подход к практическому управленческому образованию и важный элемент подготовки (training) и стратегий развития. Он предполагает включение сотрудников организации в групповые ситуации (in group situations) с целью помочь каждому члену группы обучаться в процессе поиска решений их собственных проблем. Через этот процесс, учащиеся повышают сознательность (в совершении действий) (self-awareness) и осваивают новые знания, отношения, поведение и навыки для принятия изменений и подстройки (уточнения) своих ролей в новых контекстах.
Характеристики обучения в деятельности в приложении к обучению на рабочем месте:
- Обучение основано на решении реальных проблем.
- Обучение носит взаимный характер и происходит совместно с другими, кто заинтересован в решении реальных проблем.
- Члены группы несут ответственность за решение собственных проблемы, в отличие от тех, кто задействован в проектных командах или в рабочих группах.
- Членами группы являются заинтересованными в осуществлении мер на основе принятых решений, а не только в проведении анализа и получении советов.
Ситуативное обучение является другим подходом, заслуживающим внимания в вопросе обучения взрослых и обучения на рабочем месте. В ситуативном подходе к обучению, знания и навыки осваиваются в контекстах, которые соответствуют тем условиям, в которых знания будут применяться в реальных жизненных ситуациях. Эта стратегия основана на предпосылке, что знание не является независимым, но принципиально, является частью деятельности, контекста и культуры, в которых оно получено . Ори и Нельсон предложили трактовку ситуативного обучения, на основе утверждения, что «обучение требует больше, чем просто мысли и действия, или конкретной (physical or social) ситуации, или просто получения набора фактических сведений; оно также требует участия в актуальных культурных практиках (actual practices of the culture)». Таким образом, в ситуативном обучении важен определённый (authentic) социальный контекст, в котором происходит обучение, что даёт преимущество в наращивании знаний и предлагает учащемуся возможность применения этого знания на новом уровне и в новых ситуациях.
Одним из примеров ситуативного обучения является участие в сообществах практики, которые складываются через деятельность и социальное взаимодействие, подобно тому, как происходи овладение ремеслом. Однако в случае с сообществами практики происходит освоение определённой предметной области через освоение, разработку и использование инструментов познания, соответсвующих определённой области деятельности...
В теории ситуативного обучения «знание рассматривается как совместно производимое учащимся и ситуацией; погружённость обучающегося в ситуацию является критически значимой». Дамарин разъясняет различия между обучением и контекстно-определяемым познанием, используя как аналогию различие между путешественником и туристом: «Путешественник и турист могут посетить один и тот же город, но при этом получат совершенно разный опыт. Цель туриста, как правило, посетить как можно больше достопримечательностей, узнать их названия, сделать потрясающие фотографии, попробовать местные яства и увидеть традиционные ритуалы города. Путешественник же пытается понять город, познакомится и пообщаться с людьми, чтобы понять язык, его вербальные и невербальные составляющие, участвовать в ритуалах города. В итоге, конечно, турист, увидит и узнает больше о памятных местах города, а путешественник, будет гораздо лучше ориентироваться в том, как пользоваться общественным транспортом».
Случайное обучение
Ситуативное обучение, как и обучение в деятельности, в большей степени ориентировано на изменение поведения как результат рефлексии опыта деятельности. Случайное обучение - это еще один способ обучения на рабочем месте, который в меньшей степени подразумевает рефлексию.
Росс-Гордон Доулинг дают следующее определение этого типа обучения: «случайное обучение определяется как спонтанные действия, целью которых является решение задачи, но которые случайным образом обеспечивают прирост специального знания, навыков или понимания. Случайное обучения, таким образом, включает в себя такие вещи, как обучение на ошибках, обучение в процессе работы, обучения на основе сетевого взаимодействия, обучение в ходе межличностных экспериментов.
Случайное обучение является непреднамеренным и не предполагает контроля освоения. Оно не основано на рефлексии, а попросту является частью любой осмысленной активности. (В.Н.: утверждение сомнительное, поскольку я, например, склонен считать анализ ошибок простейшим способом рефлексии, который требует понимания сути нормативного действия и способности откорректировать ошибочные действия).
Трудности в обосновании ситуативного обучения в качестве эффективного способа обучения является то, что обучение не планируется, а, следовательно, его сложно оценить. Основная цель деятельности в том, чтобы выполнить работу, а не учится. Когда случайное обучение происходит, это побочный и неожиданный продукт другой деятельности...
Общие характеристики способов обучения
Каждый из способов обучения, рассмотренных в данном обзоре, имеет с другими общие свойства и атрибуты. Например, все они предполагают вовлечение учащихся в экспериментальное обучение. Разрыв между обучаемым и экспертом исчезает, так как каждый может являться экспертом в какой-то части работы сообщества. Кроме того, все три способа обучения имеют коллективное измерение. На рабочем месте обучение часто имеет место в команде, и усиливается за счёт коммуникации и сотрудничества между отдельными участниками и группами, и приносит пользу всей организации. «Решения часто принимаются и реализуются группами и испытывают на себе влияние явных или неявных общих социальных норм, взаимоотношений между членами группы, их ценностей и убеждений». Из-за этой социальной обусловленности контекста рабочего места и требований межличностного взаимодействия, интерпретации ситуации отдельными участниками и зависящие от этого действия порождаю большое количество разногласий. Названные виды обучения предоставляют сотрудникам возможность уточнить свое понимание ситуации в социальном контексте и снизить уровень непонимания (неверных интерпретация) или ошибок в обучении.
Условия, которые повышают эффективность обучения, и которые являются общими для трех подходов, заключаются в следующем:
1. Проактивность, когда учащийся берёт ответственность и управляет своим обучением. Она определяется самостоятельностью и ответственностью.
2. Критическое мышление, с помощью которого учащиеся создают и производят отбор формализованных норм, ценностей, а также рабочих гипотез, которые позволяют получать требуемые результаты.
3. Творческий подход, позволяющий увидеть ситуацию с различных позиций и точек зрения.
Источник: Lankard, Bettina A. New Ways of Learning in the Workplace. ERIC Digest.
Блог Владимира Нюренберга
Отличный материал. Владимир, огромное спасибо за этот труд!
ОтветитьУдалитьПросто текст лёгким оказался. Приятно такие работы переводить) Вот бы наши коллеги из академического сектора, в том числе по группам, также легко на русском писали) Это я не в упрёк. Просто иногда некомфортно ощущать себя "академическим ауслендером")
ОтветитьУдалитьХорошее замечание! Я, в первую очередь, повторю его себе -- у меня, к несчастью, тяжелый слог :( Еще раз спасибо, переводить такие вещи очень важно!
ОтветитьУдалитьЗамечу, со своей стороны, что идеи, которые вы формулируете, новые, и подобрать терминологию и формулировки ещё надо суметь. и в основном про тех, кто полагает себя академикаами и центром любого учебного процесса) вот уж, кто работает над формулировками по принципу "чем непоянтнее, тем ркуче". это хороший интсрумент, чтобы завести обсуждение в тупик) а я вспоминаю при этом слова одного тульского оружейника: "сделать сложно - легко, гораздо сложнее сделать спросто")
ОтветитьУдалить