вторник, 14 февраля 2017 г.

Как меняются МООК (MOOC) и меняют мир e-learning


Автор: Павел Безяев
В своем блоге я уже не раз поднимал тему так называемых массовых открытых онлайн-курсов (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC). Например, здесь «Как MOOC извращает понятие e-learning!» или здесь «Муки из-за MOOC и немного о BigData HR». Из названий уже видно мое не самое лучше отношение к этой тенденции e-learning, да что там скрывать — с 2013 года я реально противопоставлял МООК полноценным интерактивным электронным курсам. Для меня МООК были чем-то, что дискредитировала идею e-learning, но при этом они не могли меня не интересовать, так как явление действительно приобретало все более массовый характер. Надо признать, что сейчас уже выросло поколение пользователей и разработчиков для которых МООК это и есть e-learning и которые даже не слышали про «наш» SCORM, а если и слышали, то относятся к нему как… как к чему-то древнему как «г… динозавров». В последние годы на рынке появляются сотни или даже тысячи «LMS», которые и не думают поддерживать SCROM (привет моей любимой WebCT 3, с которой и начинался мой путь в e-learning!) и которые заточены идеологию МООК. А на рынке разработки контента появилась целая армия провайдеров, которая опять же делает курсы в формате… и не знает ничего про… Ну вы поняли.

К сути! На днях мне настоятельно посоветовали еще раз взглянуть на МООК и я сделал это максимально непредвзято. И скажу честно – МООК меня удивили! За последние год-два все сильно изменилось.

Возьмем для примера вот эту подборку – «10 лучших практик онлайн-курсов»:
Можно выделить два типа МООК:
  1. Курсы, которые можно изучать самостоятельно – максимально близкий аналог привычных нам (в корпоративном секторе) электронных интерактивных курсов в SCORM. 
  2. Курсы с расписанием и обязательной поддержкой — аналог очного обучения, но с дистанционной коммуникацией участников. 
В курсах первого типа ставка делается на:
  • Качественный видеоконтент (короткие лекции с инфорграфикой, примерами, интерактивными вставками, качественным сценарием). 
  • Обязательную работу с мотивацией (промо-ролик, яркие примеры, атмосфера) 
  • Интерактивные субтитры всех видеолекций, самарии лекций. 
  • Понятную структура курса с прогрессом изучения. 
В курсах с обязательной поддержкой и расписанием:
  • Ставка на создания взаимодействия в курсе и создание сообщества (вопросы и задания на форуме, «социальная стена» для знакомства участников, групповые задания, конкурсы). 
  • Творческие задачи (с возможностью взаимной оценки). 
  • Виртуальные лабораторные работы. 
  • Виртуальные коллекция (участник делятся своими примерами – «создаем коллекцию минералов»). 
  • Вебинары для поддержки курса. 
Выводы:
Производство видеконтента для хороших MOOK уже сравнимо с разработкой лучших интерактивных курсов и съемкой фильмов:
  • Качественный сценарий 
  • Визуализация примеров и процессов 
  • Подготовленные ведущие 
  • Работа с мотивацией 
  • Интерактивные вставки (вопросы) 
  • Подобранные декарации 
  • Разбивка контента на короткие модули (до 10-15 минут) 
  • Сегодня MOOK это уже не просто видеозапись лекций с тестами после них, а полноценные дистанционные курсы с очень качественным видеоконтентом в основе. 
  • Большинство MOOK рассчитаны на обучение по заданному расписанию с обязательной поддержкой. В таких курсах ставка делается на взаимодействие участников (сообщества) и возможность общения с преподавателем (вопросы на форуме, вебинары). 
Какие это дает возможности для корпоративного обучения:
  • Дистанционные курсы, построенные по методологии современных качественных MOOK могут быть успешно использованы в корпоративном обучении. Можно добиться существенного процента успешного прохождения курсов (явно выше классических для MOOK 4-9%). 
  • Потенциально разработка курсов в формате MOOK может быть быстрее, чем разработка типовых интерактивных курсов (не нужно так детально прорабатывать сценарий). 
  • На рынке можно найти готовые качественные MOOK под требуемые тематики и использовать в обучении. 
  • Можно привлекать к разработке корпоративных электронных курсов команды разработчиков специализирующихся именно на МООК. 
  • На базе модели MOOK с поддержкой строить учебные программы внутренних тренеров (дать тренерам подходящую платформу и методологию). 
Для себя я принял решения плотно поработать в этом году с этим форматом и часть заказов от бизнеса реализовать «по мотивам МООК». Вижу ли я в этом риски? Конечно! Будут ли сложности? Будут! Ну, например, нам придется снова убедить бизнес, что дистанционное обучение требует на поддержку ресурсов сравнимых с поддержкой очного обучения (я именно про ресурсы на тех кто учит) и что чуда с электронными курсами, которые «сами все делают» будет становиться все меньше. Но мир уже изменился и надо брать лучше и делать! А взять это этой истории точно уже много!Меняйте этот мир к лучшему!

Ваш,
Павел Безяев

Источник: i-elearning.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий