Одно из наиболее значимых преимуществ онлайн-обучения - это мобильность, возможность учиться в любое время в любом месте (с англ "mobile" - подвижный, живой, передвигающийся, изменчивый). И об этом говорили задолго до того, как у каждого сотрудника некой компании появился мобильный телефон, а у руководителей HR-службы этой компании появилась идея внедрения мобильного обучения. Давайте разберемся в этой запутанной истории.
Чаще всего можно услышать такие вопросы:
- как внедрить мобильное обучение?
- как перевести электронный контент в формат мобильного курса?
- есть ли своя методика для курсов и тестов, которые проходят на телефоне?
Все эти вопросы сфокусированы на мобильности устройства доставки обучающего контента, а не на мобильности самого человека, как потребителя этого контента. Отсюда и вытекает множество разочарований при внедрении.
Первое, что нам нужно осознать: мобильно не устройство, а сам человек. Цель не в том, чтобы переработать курс в мини-формат и вложить его в смартфон, а в том, чтобы дать нам возможность в любой момент обратиться к нужной информации. Это может быть обучение или просто информирование, но его необходимо гармонично вписать в мобильный ритм жизни человека.
Второй важный момент: необходимо доставить обучение к людям, а не людей к обучению. Ведь когда проводится тренинг или идет запись на электронный курсы, обязательно анализируется потребность в обучении. Тоже самое должно быть и с мобильным обучением. Не нужно только ради модного тренда переводить курсы в мобильный формат, не понимая, будут ли эти материалы использоваться. Из-за плохого анализа потребности мы потом сталкиваемся с проблемами мотивации и с напрасными затратами времени и бюджета на разработку ненужного контента. Если мы находим в LMS или в своем мобильном устройстве то, что нам нужно и то, что решит нашу текущую задачу, то можно с уверенностью говорить о том, что такое обучение будет востребованным.
Третий момент, который нужно учесть: человек чаще всего держит смартфон/планшет одной рукой, может читать что-то на ходу, чаще всего в вертикальной ориентации. От этого будет зависеть подача, организация и формат обучающего контента, который должен быть легким и доступным. Тоже самое касается платформы/сайта, с которого происходит обучение: такие процессы как регистрация, вход, восстановление пароля, поиск курса, добавления в закладки должны быть быстрыми и понятными. Стоит отметить, что видео-контент, не смотря на его популярность, не очень подойдет для мобильного обучения. Даже 2-х минутное видео будет длинным для обучения на ходу при большом количестве отвлекающих факторов, к тому же в нем сложно ориентироваться (отсутствует поиск, нужно постоянно слушать и смотреть).
Несомненно, практика - важная часть обучения, и в тоже время при мобильном обучении ее стоит применять не для того, чтобы получить отчет организаторам, а для самопонимания пройденного материала. Практика должна быть короткой.
Принципы, на которых строится мобильное обучение:
- мотивация (есть целевая аудитория, которой необходимо обучение и в рамках корпоративной LMS они не смогут его получить),
- потребность (есть потребность обучить целевую аудиторию, предоставив мобильный доступ к контенту, у людей есть возможность воспользоваться этим контентом в удобное время),
- регулярность (обучение должно стать процессом, к которому постепенно будет выработана привычка, например, каждый месяц блиц-опрос по определенной тематике),
- здравый смысл (не нужно пытаться использовать мобильное обучение не по назначению, применяя большие неудобные картинки или предоставляя длинные курсы, и не стоит сразу ожидать вау-реакции от сотрудников на возможность учиться на своем телефоне в личное время),
- скорость (основная задача - дать быстрый доступ и возможность легкого поиска информации, это может быть не обязательно полноценный курс, а чаще всего - информирование, некая система поддержки принятия решений; помнить о том, что телефон уже решает множество различных задач, помимо обучения).
Как проектируется мобильное обучение?
1. Анализируем момент потребности: когда нужны знания, какая нужна информация, нужна ли мобильная база знаний. в какой момент возникает потребность у целевой аудитории в этих знаниях и могут ли они реализовать эту потребность? как будет проходить обучение? сможет ли человек обратиться к мобильному контенту?
2. Анализируем процесс использования контента: будет ли время и возможность заглянуть в базу знаний или курс, сколько времени, что человек успеет посмотреть? можно ли будет воспользоваться телефоном при клиенте?
3. Непосредственно выбираем мобильное решение под потребность и процесс использования: где-то длиннее, где-то короче, где-то выжимка, где-то быстрый поиск.
4. Гармонично соединяем PUSH и PULL-процессы: не только самостоятельно искать контент, но и получать необходимые уведомления/напоминания из базы знаний, информирование о конкурсах, изменениях.
5. Приучаем пользователей мобильного контента к постоянству: одинаковый внешний вид курсов, стандартизированное изложение материала, привычный интерфейс.
Еще раз акцентируем внимание на том, что мобильное обучение проектируется под ярко выраженную потребность целевой группы в мобильном формате получения данных. То есть эта группа не может обучаться в другом формате, который уже существует в компании. Ведь если есть LMS и она всех устраивает, то не нужно терять голову в погоне за трендами.
Само по себе наличие у сотрудников мобильных устройств не является достаточной причиной для перевода курсов в формат телефона. К тому же, телефон далеко не единственный девайс, ведь в ритме нашей мобильной жизни мы постоянно пользуемся ноутбуками, планшетами, находясь вне корпоративной сети.
Попробуйте ответить на вопросы ниже:
- сотрудник вашей компании может вне корпоративной сети пройти обучение и при необходимости автоматически передать результаты обучения в единую LMS?
- корпоративная LMS доступна для сотрудников как внутри корпоративной сети, так и вне ее?
- корпоративная LMS доступна на смартфоне или планшете с синхронизацией данных, в том числе при обучении в оффлайн-режиме?
Комментариев нет:
Отправить комментарий