По материалам выступления Елены Тихомировой, директора eLeanring center и основателя e-learningPRO, на конференции "Электронное обучение в бизнесе"
Построение эффективной системы электронного обучения подразумевает использование достаточно большого количества различных инструментов. Невозможно обучить человека только с помощью онлайн-курса. Если сравнить с очным обучением, то хороший учитель, тренер всегда выполняет со своими учениками не одно, а несколько видов мероприятий: лекция, практика, вопрос-ответ, групповая дискуссия и так далее. И те преподаватели, которые используют только один формат доставки знаний (например, лекция у доски), непопулярны у своих учеников. Такие примеры каждый из нас может вспомнить из практики обучения в школе, институте. При переходе к электронному формату обучения мы продолжаем делать ошибку тех самых непопулярных преподавателей, предоставляя подобные однообразные скучные лекции, только в онлайн-виде.
Давайте рассмотрим, как грамотно подойти к построению эффективной системы электронного обучения.
Важно помнить, что обучение это не событие, а процесс.
В течение этого процесса знания не только проникают в наши головы, но и упорядочиваются, образуют связи с уже имеющейся информацией, анализируются и таким образом запоминаются. И для этого процесса необходимо время: дни, недели, месяцы и даже годы. В одной из своих книг Малкольм Гладуэлл пишет: чтобы чему-то научиться, стать профессионалом в своем деле, нужно посвятить этому 10 000 часов времени, по 8 часов ежедневно. И когда мы проектируем систему электронного обучения в самом ее начале, важно не уйти в событийность: изучил курс - сдал тест - закрыл учебный портал. Важно научиться проектировать процесс. Лучше 5 курсов по 10 минут, чем один курс длительностью час.
Настоящее обучение не может быть коротким.
Комплексное знание быстро получить нельзя. Единичный вебинар не поможет мгновенно по окончанию этого мероприятия освоить некий навыки, например, эмоциональный интеллект. Это не обучение, а скорее ознакомление, информирование, возможность просто заинтересовать темой. Мы также не сможем за 40 минут обучить человека навыкам продаж или тайм-менеджмента, даже используя очень качественный интерактивный курс с практическими заданиями. Для освоения и практики навыка требуется время и сочетание различных мероприятий: вебинар, курс, практикум, обсуждение, конференция, тренинг.
Ученикам нужна возможность думать.
К сожалению, в современном электронно обучении, возможность задуматься не предусмотрена: онлайн курсов достаточно много, высокий темп непрерывного обучения на работе, использование закрытой навигации, в курсах варианты ответов могут быть совершенно очевидны, редко используются открытые варианты вопросов. В итоге мы закрываем возможность обдумывания и принятия решений. Даже предложение написать три своих цели для изучения определенного курса на этапе его описания, включит "думательную" активность. Это помогает пропустить через себя информацию, осмыслить тему, понять как это будет применяться, погрузиться в процесс обучения. Этот момент особенно важен, если учитывать невысокий уровень мотивации на обучение и саморазвитие, что наблюдается в большинстве компаний, где сотрудники нацелены на выполнение основных своих функций как специалиста. Если человек на этапе обучения не задумается о том, как будет применять новые знания, то после завершения курса, вебинара или другого учебного мероприятия, он уже не вернется к этим мыслям.
Классический курс не создан для большого количества материалов.
Сам по себе формат онлайн курса предназначен для небольшой "порции" информации. Учебный материал на 100 слайдов, пусть даже насыщенных и интерактивных, никогда не будет эффективно работать без поддержки/сопровождения процесса обучения преподавателем. Но и преподавателю будет удобнее использовать небольшие фрагменты знаний, в которых легко акцентировать внимание на одной-двух главных мыслях/идеях. Представьте, что вам нужно прослушать 3-5 часовую видеолекцию от начала до конца. Легко ли это сделать? Комфортно ли проходить обучение в таком темпе и формате? Насколько качественные знания вы сможете получить, пытаясь охватить такой объем информации?
Сочетание ресурсов делает учебный процесс богаче.
Курсы, книги, подкасты, видео, закладки, инфографика - все это создает богатый полный учебный процесс, в который человек может погрузиться. Можно использовать и внутренние, и внешние ресурсы. Рабочие документы и внешние сайты - все это тоже может быть часть учебного процесса. Сочетание инструментов, в том числе, позволяет сэкономить на разработке курсов, когда у вас нет необходимости адаптировать и переделывать то, что уже доступно для сотрудников на каких-то корпоративных ресурсах. И также это учит сотрудников пользоваться первоисточниками. Вы спросите, как мотивировать пойти на внешний ресурс и что-то там изучить? Как вариант решения - заложить в электронный курс практикум, который можно пройти только после изучения внешнего ресурса. Также можно приучать сотрудников использовать как внутренние, так и внешние ресурсы, с помощью регулярных новостных рассылок по почте.
Книги дают возможность размышления, персонализации и рационального использования e-learning.
Внутренняя электронная библиотека в компании дает массу возможностей для развития сотрудников. Во-первых, каждый человек может читать книгу в удобном для себя темпов и делать выводы, исходя из своего восприятия. Во-вторых, книги станут частью учебного процесса: их можно изучать сами по себе, не переводя в формат онлайн-курсов. В-третьих, само чтение погружает в тему обучения и наталкивает на размышления.
Практика - самая сильная сторона e-learning.
Электронное обучение дает возможность постоянной тренировки: в различных форматах, в различном темпе, с множеством попыток. Можно, например, ежедневно отрабатывать речевой модуль или навыки продаж на тренажере. Практикумы - наиболее рациональное и эффективное вложение средств в e-learning. Если в курсе нельзя создать практические задания, то задайте себе вопрос: нужен ли такой курс, какова его цель?
Как сформировать траектории обучения?
Мы уже обсудили, что обучение - это процесс. Для того, чтобы погрузиться в него, нам необходимо время и сочетание различных инструментов. Как из этого всего сформировать траекторию, по которой будет проходить процесс обучения?
1) сочетать различные типы умственной активности: смотреть, читать, слушать, отвечать, практиковаться
2) комбинировать простые и сложные задачи для оптимальной учебной нагрузки, давать моменты для отдыха
3) комбинировать самостоятельно обучение и общения с другими учениками, с преподавателем
4) сочетать push и pull материал, когда часть информации дается преподавателем/системой, другую часть ученик должен взять/найти самостоятельно
Нам важно понять, как доставить обучения к людям, в каких знаниях есть потребность. И закрыть эту потребность с помощью e-learning. Система электронного обучения будет востребована только в том случае, когда в этой системе есть ответы на вопросы, интересующие вашу целевую аудиторию. И еще один момент - расскажите о том, что там есть эти ответы, помогите их найти, напомните о такой возможности и сделайте ее простой, доступной, быстрой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий