Автор: Денис Якорев
Примеры - наиболее мощная техника, которую можно использовать для формирования новых когнитивных навыков. К тому же, она чрезвычайно привлекательна для самих учеников. Исследования показывают, что, если у ученика есть возможность выбрать между детальным описанием алгоритма решения задачи и изучением алгоритма на примерах - он, как правило, предпочтет именно второй вариант.
Если принять эту гипотезу за истину, то задачей педагогического дизайнера становится:
Объяснение этого феномена следующее: в процессе изучения эталонных действий (в отличие от активного решения проблем), рабочая память остается относительно свободной, готовой заимствовать и преобразовывать новые знания и формировать модель процесса. Чем больше дается примеров, тем больше у ученика материала для формирования и уточнения ментальной модели процесса, а значит, в итоге эта модель будет точнее и полнее. Практика в данном случае будет лишь материалом для проверки уже сформированной модели. Если практические задания выполняются успешно, это означает лишь то, что сформированная учеником модель процесса правильно и в достаточной мере отражает реальность.
Как правило, это обыкновенные тестовые вопросы, которые требуют от ученика еще раз задуматься над примером, найти лежащие под поверхностью принципы. Цель таких вопросов - повторный обзор материала. Достигается эта цель за счет:
Примеры - наиболее мощная техника, которую можно использовать для формирования новых когнитивных навыков. К тому же, она чрезвычайно привлекательна для самих учеников. Исследования показывают, что, если у ученика есть возможность выбрать между детальным описанием алгоритма решения задачи и изучением алгоритма на примерах - он, как правило, предпочтет именно второй вариант.
Почему примеры работают
В основе их использования лежит гипотеза о том, что человек усваивает новые навыки, как бы "заимствуя" их по следующей схеме:- Сначала он просто повторяет действия других
- Затем постепенно осмысливает их, после чего
- Строит собственную ментальную модель процесса.
Если принять эту гипотезу за истину, то задачей педагогического дизайнера становится:
- показать последовательность действий в максимально удобной форме, чтобы ученик мог легко ее воспроизвести
- подтолкнуть ученика к осмыслению собственных действий
Представление
Согласно исследованиям, максимально эффективной формой демонстрации являются "переработанные примеры". Иными словами, это пошаговая демонстрация решения задачи или проблемы, причем шаги, при необходимости, снабжаются пояснениями, уточнениями и комментариями. Такой вид примеров хорошо подходит как для формирования жестких, процедурных, навыков( заполнение электронных таблиц, работа с оборудованием и т.д), так и для мягких навыков( навыков межличностного общения, ведения переговоров, продаж и т.д).
Примеры для жестких навыков обычно выглядят, как демонстрация инструктором / наставником правильного порядка выполнения операций с комментариями. Для мягких навыков они строятся, в основном, на кейсах - описании проблемной ситуации, принятых решений и умозаключений, которые к ним привели.
Как правило, обучение с использованием примеров строится по проверенной схеме: краткое описание принципов или действий, 1-2 демонстрации и последующая практика. А между тем, исследования говорят о том, что обучение будет эффективнее, если часть практики заменить дополнительными примерами.
Примеры для жестких навыков обычно выглядят, как демонстрация инструктором / наставником правильного порядка выполнения операций с комментариями. Для мягких навыков они строятся, в основном, на кейсах - описании проблемной ситуации, принятых решений и умозаключений, которые к ним привели.
Как правило, обучение с использованием примеров строится по проверенной схеме: краткое описание принципов или действий, 1-2 демонстрации и последующая практика. А между тем, исследования говорят о том, что обучение будет эффективнее, если часть практики заменить дополнительными примерами.
Объяснение этого феномена следующее: в процессе изучения эталонных действий (в отличие от активного решения проблем), рабочая память остается относительно свободной, готовой заимствовать и преобразовывать новые знания и формировать модель процесса. Чем больше дается примеров, тем больше у ученика материала для формирования и уточнения ментальной модели процесса, а значит, в итоге эта модель будет точнее и полнее. Практика в данном случае будет лишь материалом для проверки уже сформированной модели. Если практические задания выполняются успешно, это означает лишь то, что сформированная учеником модель процесса правильно и в достаточной мере отражает реальность.
Осмысление действий
Для того, чтобы запустить процесс обдумывания учеником своих действий используются следующие техники:
1. Постепенный переход от демонстрации к практике.
Принцип реализуется следующим образом: сначала демонстрируется решение проблемы от начала и до конца. Затем, демонстрируется второй пример, в котором один из шагов выполняет ученик. С каждым последующим примером количество шагов, выполняемых учеником, должно расти, пока, наконец, он не выполнит задачу целиком. Такой подход обеспечивает постепенное нарастание нагрузки. Но, надо отметить, что всегда стоит учитывать имеющиеся у ученика знания. Если он уже имеет за плечами солидный опыт и знания в предметной области, то изучение примеров не только не дает нужного результата, но и может приводить к конфликту с уже имеющимися знаниями
2. Поощрение самостоятельного объяснения и пересказывания материала.
Проблема с изучением примеров заключается в том, что их очень часто либо пропускают вообще, либо проглядывают без особого осмысления. Для того, чтобы примеры реально работали - требуется вовлечь ученика в их активное изучение. Для этого используются 2 техники:
- Добавление специальных вопросов, направленных на дополнительное обдумывание материала и объяснение его самому себе
- Поощрение группового обсуждения примеров
Как правило, это обыкновенные тестовые вопросы, которые требуют от ученика еще раз задуматься над примером, найти лежащие под поверхностью принципы. Цель таких вопросов - повторный обзор материала. Достигается эта цель за счет:
- Во-первых, предупреждения беглого просмотра примеров, так как требуется явный ответ на вопрос
- Во-вторых, если вопрос поставлен правильно, учащемуся будет недостаточно просто повторить услышанное или прочитанное, а придется попытаться отыскать скрытые принципы и закономерности, лежащие в основе примеров и использовать их для ответа на вопрос
Исследования показывают, что после прохождения курса с такими вопросами ученики дают на 20-25% больше правильных ответов.
Совместное обсуждение
Активное обсуждение учениками примеров, в которых учитель или наставник объясняет ученику изучаемый предмет, столь же эффективно, сколько прямое обучение ученика преподавателем. Но при этом необходимо соблюсти 3 основных правила:
- В процессе изучения информации обучаемые должны пытаться решить проблему, аналогичную рассматриваемой в примере
- Лучше, если проблему ученики будут решать в парах, а не по одиночке
- Если вы используете в качестве примера видео-беседы ученика и учителя о какой-либо проблеме, то лучше, чтобы ученик был "способным" и задавал правильные вопросы
3. Добавление к примерам пояснений и комментариев
Есть 3 ситуации, в которых дополнительные объяснения оказываются чрезвычайно полезными:
- Когда пример нацелен на концептуальное понимание, а не на решение конкретной проблемы
- При отсутствии вопросов, направленных на повторное осмысление
- Для объяснения математических примеров
4. Использование принципов мультимедиа по отношению к примерам
- Проиллюстрируйте приводимые примеры подходящей по смыслу графикой. Использование примеров с графикой более эффективно, чем голый текст. Однако графика не должна быть "притянута за уши".
- Демонстрацию шагов в примерах лучше сопровождать аудио. Но в этом случае не дублируйте аудио текстом. Сопровождение материала аудио-комментариями позволяет задействовать оба канала восприятия, а использование только одного канала для передачи текстовой информации позволит избежать дублирования информации и сократить когнитивную нагрузку
- Графика и поясняющие ее комментарии должны подаваться совместно. Разделять их во времени и пространстве нельзя.
- Информацию необходимо разбивать на законченные и автономные порции, которые в свою очередь необходимо демонстрировать по отдельности
- Скорость подачи информации должна контролироваться самим учеником. Он должен иметь возможность ускорять и замедлять ее
- Познакомьте ученика с контекстом примера(терминами и концепциями, необходимыми для понимания материала) заранее! Для этого организуйте предварительное обучение.
5. Организация переноса знаний на практику
Можно выделить 2 типа переноса знаний и навыков, полученных в процессе обучения, на практику:
- Близкий перенос имеет место, если отрабатываемые на занятиях действия выполняются на рабочем месте точно без существенных отличий. Как пример - работа с e-mail, заполнение типовых бланков и т.д.
- Дальний перенос подразумевает, что нет жесткого нормирования выполняемых операций. Каждый раз сотрудник должен принимать решения, руководствуясь определенными принципами, адаптируя полученные знания под конкретную ситуацию. Иными словами учебная цель заключается не в обучении операциям, а в обучении адаптировать полученные знания и навыки, и принимать решения, исходя из конкретной ситуации. Это относится к обучению таким темам как "принципы ведения диалога" или продажам.
Для дальнего переноса существует несколько рекомендаций:
- используйте различные контексты для примеров. Показывайте примеры в различных ситуациях и обстановке. Покажите, как один и тот же принцип может использоваться в совершенно различных условиях. Эффект достигается за счет того, что ученик находит общность между несколькими примерами и выделяет основополагающий принцип. Одновременно с этим он понимает, как руководствоваться этим принципом в различных ситуациях
- обязательно используйте для самоконтроля вопросы, цель которых проверить понимание основополагающих принципов, лежащих в основе примеров.
- постарайтесь реализовать активное сравнение примеров в различных контекстах. Активное сравнение подразумевает явные ответы на вопросы о похожести и различии между примерами.
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Комментариев нет:
Отправить комментарий