среда, 1 октября 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 6. Примеры в eLearning

Автор: Денис Якорев

Примеры - наиболее мощная техника, которую можно использовать для формирования новых когнитивных навыков. К тому же, она чрезвычайно привлекательна для самих учеников. Исследования показывают, что, если у ученика есть возможность выбрать между детальным описанием алгоритма решения задачи и изучением алгоритма на примерах - он, как правило, предпочтет именно второй вариант.

Почему примеры работают

В основе их использования лежит гипотеза о том, что человек усваивает новые навыки, как бы "заимствуя" их по следующей схеме:
  1. Сначала он просто повторяет действия других
  2. Затем постепенно осмысливает их, после чего
  3. Строит собственную ментальную модель процесса.

Если принять эту гипотезу за истину, то задачей педагогического дизайнера становится:

  • показать последовательность действий в максимально удобной форме, чтобы ученик мог легко ее воспроизвести
  • подтолкнуть ученика к осмыслению собственных действий

Представление

Согласно исследованиям, максимально эффективной формой демонстрации являются "переработанные примеры". Иными словами, это  пошаговая демонстрация решения задачи или проблемы, причем шаги, при необходимости, снабжаются пояснениями, уточнениями и комментариями. Такой вид примеров хорошо подходит как для формирования жестких, процедурных, навыков( заполнение электронных таблиц, работа с оборудованием и т.д), так и для мягких навыков( навыков межличностного общения, ведения переговоров, продаж и т.д).

Примеры для жестких навыков обычно выглядят, как демонстрация инструктором / наставником правильного порядка выполнения операций с комментариями. Для мягких навыков они строятся, в основном, на кейсах - описании проблемной ситуации, принятых решений и умозаключений, которые к ним привели.

Как правило, обучение с использованием примеров строится по проверенной схеме: краткое описание принципов или действий, 1-2 демонстрации и последующая практика. А между тем, исследования говорят о том, что обучение будет эффективнее, если часть практики заменить дополнительными примерами. 

Объяснение этого феномена следующее: в процессе изучения эталонных действий (в отличие от активного решения проблем), рабочая память остается относительно свободной, готовой заимствовать и преобразовывать новые знания и формировать модель процесса. Чем больше дается примеров, тем больше у ученика материала для формирования и уточнения ментальной модели процесса, а значит, в итоге эта модель будет точнее и полнее. Практика в данном случае будет лишь материалом для проверки уже сформированной модели. Если практические задания выполняются успешно, это означает лишь то, что сформированная учеником модель процесса правильно и в достаточной мере отражает реальность.

Осмысление действий

Для того, чтобы запустить процесс обдумывания учеником своих действий используются следующие техники:

1. Постепенный переход от демонстрации к практике. 

Принцип реализуется следующим образом: сначала демонстрируется решение проблемы от начала и до конца. Затем, демонстрируется второй пример, в котором один из шагов выполняет ученик. С каждым последующим примером количество шагов, выполняемых учеником, должно расти, пока, наконец, он не выполнит задачу целиком. Такой подход обеспечивает постепенное нарастание нагрузки. Но, надо отметить, что всегда стоит учитывать имеющиеся у ученика знания. Если он уже имеет за плечами солидный опыт и знания в предметной области, то изучение примеров не только не дает нужного результата, но и может приводить к конфликту с уже имеющимися знаниями

2. Поощрение самостоятельного объяснения и пересказывания материала. 

Проблема с изучением примеров заключается в том, что их очень часто либо пропускают вообще, либо проглядывают без особого осмысления. Для того, чтобы примеры реально работали - требуется вовлечь ученика в их активное изучение. Для этого используются 2 техники:
  1. Добавление специальных вопросов, направленных на дополнительное обдумывание материала и объяснение его самому себе
  2. Поощрение группового обсуждения примеров
Добавление вопросов на обдумывание 
 Как правило, это обыкновенные тестовые вопросы, которые требуют от ученика еще раз задуматься над примером, найти лежащие под поверхностью принципы. Цель таких вопросов - повторный обзор материала. Достигается эта цель за счет:

  • Во-первых, предупреждения беглого просмотра примеров, так как требуется явный ответ на вопрос
  • Во-вторых, если вопрос поставлен правильно, учащемуся будет недостаточно просто повторить услышанное или прочитанное, а придется попытаться отыскать скрытые принципы и закономерности, лежащие в основе примеров и использовать их для ответа на вопрос
Исследования показывают, что после прохождения курса с такими вопросами ученики дают на 20-25% больше правильных ответов.

Совместное обсуждение
Активное обсуждение учениками примеров, в которых учитель или наставник объясняет ученику изучаемый предмет, столь же эффективно, сколько прямое обучение ученика преподавателем. Но при этом необходимо соблюсти 3 основных правила:
  • В процессе изучения информации обучаемые должны пытаться решить проблему, аналогичную рассматриваемой в примере
  • Лучше, если проблему ученики будут решать в парах, а не по одиночке
  • Если вы используете в качестве примера видео-беседы ученика и учителя о какой-либо проблеме, то лучше, чтобы ученик был "способным" и задавал правильные вопросы


 3. Добавление к примерам пояснений и комментариев

 Есть 3 ситуации, в которых дополнительные объяснения оказываются чрезвычайно полезными:
  • Когда пример нацелен на концептуальное понимание, а не на решение конкретной проблемы
  • При отсутствии вопросов, направленных на повторное осмысление
  • Для объяснения математических примеров


4. Использование принципов мультимедиа по отношению к примерам

  • Проиллюстрируйте приводимые примеры подходящей по смыслу графикой. Использование примеров с графикой более эффективно, чем голый текст. Однако графика не должна быть "притянута за уши".
  • Демонстрацию шагов в примерах лучше сопровождать аудио. Но в этом случае не дублируйте аудио текстом. Сопровождение материала аудио-комментариями позволяет задействовать оба канала восприятия, а использование только одного канала для передачи текстовой информации позволит избежать дублирования информации и сократить когнитивную нагрузку
  • Графика и поясняющие ее комментарии должны подаваться совместно. Разделять их во времени и пространстве нельзя. 
  • Информацию необходимо разбивать на законченные и автономные порции, которые в свою очередь необходимо демонстрировать по отдельности
  • Скорость подачи информации должна контролироваться самим учеником. Он должен иметь возможность ускорять и замедлять ее
  • Познакомьте ученика с контекстом примера(терминами и концепциями, необходимыми для понимания материала) заранее! Для этого организуйте предварительное обучение.


 5. Организация переноса знаний на практику

 Можно выделить 2 типа переноса знаний и навыков, полученных в процессе обучения, на практику:
  • Близкий перенос имеет место, если отрабатываемые на занятиях действия выполняются на рабочем месте точно без существенных отличий. Как пример - работа с e-mail, заполнение типовых бланков и т.д.
  • Дальний перенос подразумевает, что нет жесткого нормирования выполняемых операций. Каждый раз сотрудник должен принимать решения, руководствуясь определенными принципами, адаптируя полученные знания под конкретную ситуацию. Иными словами учебная цель заключается не в обучении операциям, а в обучении адаптировать полученные знания и навыки, и принимать решения, исходя из конкретной ситуации. Это относится к обучению таким темам как "принципы ведения диалога" или продажам.
Для дальнего переноса существует несколько рекомендаций: 
  • используйте различные контексты для примеров. Показывайте примеры в различных ситуациях и обстановке. Покажите, как один и тот же принцип может использоваться в совершенно различных условиях. Эффект достигается за счет того, что ученик находит общность между несколькими примерами и выделяет основополагающий принцип. Одновременно с этим он понимает, как руководствоваться этим принципом в различных ситуациях
  • обязательно используйте для самоконтроля вопросы, цель которых проверить понимание основополагающих принципов, лежащих в основе примеров.
  • постарайтесь реализовать активное сравнение примеров в различных контекстах. Активное сравнение подразумевает явные ответы на вопросы о похожести и различии между примерами.
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction 

Комментариев нет:

Отправить комментарий