Автор: Денис Якорев
В этой главе мы начнем разговор о вопросах и учебных заданиях - наиболее важных практических элементах в электронных курсах.
Причем форма представления вопросов и учебных заданий, в этот раз, нас будет интересовать мало. В какой бы форме ни был представлен вопрос: в стандартной(одиночный/множественный выбор, правда или ложь и т.д.), либо в специфической, компьютерной (drag'n'drop, симуляции и т.д.), эффективность задания в большей степени будет определяться не формой, а скрытым за ней содержанием.
А основное требование к содержанию, как вы помните из предыдущих частей конспекта - попасть в правый верхний угол матрицы вовлеченности:
Если упражнение попадает в другую часть матрицы, например в нижнюю правую, то оно не будет способствовать обучению, а будет являться бесполезной физической активностью, не требующей "включить голову". К такого рода активностям относятся, например, вопросы, требующие просто найти в курсе какую-либо информацию и подставить ее в ответ. К сожалению, такие вопросы в тестах встречаются всегда, прежде всего потому, что придумать их проще всего.
Совсем другое дело - вопросы на понимание материала - они требуют от обучаемого еще и мыслительной активности, поэтому попадают в нужную нам вторую секцию матрицы.
О том, какие принципы нужно соблюсти для создания высококлассных практических заданий, мы поговорим далее.
Зависимость между объемом практики и уровнем достижений в той или иной области, безусловно, есть. Так, исследования показали, что музыканты, достигшие вершин в искусстве провели за практической работой более 10 000 часов (Sloboda, Davidson, Howe, & Moore, 1996, p. 287). Или, например, что наиболее успешные игроки в Scrabble за 3 года отдают этой игре в среднем 3 541 час, в то время как середнячки - только 886 (Tuffi ash, Roring, & Ericsson, 2007).
Но парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что лучшие представители в своих областях обязательно имеют огромную практику, сам по себе большой объем работы не гарантирует высоких достижений.
Достижениям способствует только специфический вид практики, а именно - осознанная практика.
Практические задания - дорогое удовольствие. Они требуют времени как на разработку, так и на прохождение. Вопрос в том, стоит ли игра свеч? Оправдывают ли себя вложения в практические задания и сколько их будет достаточно?
Как показывают исследования, игра свеч стоит. Обучение в интерактивном режиме - с выполнением практических заданий, в среднем, эффективнее на 63%:
А вот с вопросом о количестве практики определенности чуть меньше.
Несмотря на то, что навыки появляются уже на самых ранних этапах практики, даже после тысяч повторений они все еще продолжают улучшаться - предела совершенству нет. На ранних этапах навыки совершенствуются за счет того, что ученики находят все более удобные и быстрые пути выполнения действий, а на поздних - за счет того, что сами действия оттачиваются до автоматизма.
Но с другой стороны, с ростом количества повторений эффективность каждого из них падает. Эта зависимость получила название "Закон практики"
Из этого закона можно сделать два основных вывода:
1. Чем больше практики, тем лучше. Поэтому, если пед.дизайнер стоит перед выбором - дать больше практики или меньше, он должен выбрать первый вариант, если он действительно заинтересован в результате обучения
2. После определенного количества задач прирост в результативности будет слабо различим, в то время как затраты на разработку будут увеличиваться пропорционально. Так, для математики опытным путем было установлено оптимальное количество упражнений - 3-4 задачи каждого типа. Сравните результаты 2х групп - одна из них решила 9 задач по одной теме, вторая - только 3
Чем больше особенностей рабочей обстановки будет учтено в практических заданиях, тем проще ученику будет уложить новый материал в долговременной памяти, связать его с уже имеющимися знаниями и перенести в дальнейшем на реальные задачи в реальной рабочей обстановке.
Ну и, конечно, не используйте в курсах практические задачи, нацеленные на простой поиск информации в материалах курса - они не запускают глубоких когнитивных процессов, а значит не способствуют связыванию материала с имеющимися знаниями и, тем более, не способствуют их переносу на практику.
Остальные принципы рассмотрим в следующем посте.
Источник
В этой главе мы начнем разговор о вопросах и учебных заданиях - наиболее важных практических элементах в электронных курсах.
Причем форма представления вопросов и учебных заданий, в этот раз, нас будет интересовать мало. В какой бы форме ни был представлен вопрос: в стандартной(одиночный/множественный выбор, правда или ложь и т.д.), либо в специфической, компьютерной (drag'n'drop, симуляции и т.д.), эффективность задания в большей степени будет определяться не формой, а скрытым за ней содержанием.
А основное требование к содержанию, как вы помните из предыдущих частей конспекта - попасть в правый верхний угол матрицы вовлеченности:
Если упражнение попадает в другую часть матрицы, например в нижнюю правую, то оно не будет способствовать обучению, а будет являться бесполезной физической активностью, не требующей "включить голову". К такого рода активностям относятся, например, вопросы, требующие просто найти в курсе какую-либо информацию и подставить ее в ответ. К сожалению, такие вопросы в тестах встречаются всегда, прежде всего потому, что придумать их проще всего.
Совсем другое дело - вопросы на понимание материала - они требуют от обучаемого еще и мыслительной активности, поэтому попадают в нужную нам вторую секцию матрицы.
О том, какие принципы нужно соблюсти для создания высококлассных практических заданий, мы поговорим далее.
Парадокс и принципы эффективной практики
Зависимость между объемом практики и уровнем достижений в той или иной области, безусловно, есть. Так, исследования показали, что музыканты, достигшие вершин в искусстве провели за практической работой более 10 000 часов (Sloboda, Davidson, Howe, & Moore, 1996, p. 287). Или, например, что наиболее успешные игроки в Scrabble за 3 года отдают этой игре в среднем 3 541 час, в то время как середнячки - только 886 (Tuffi ash, Roring, & Ericsson, 2007).
Но парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что лучшие представители в своих областях обязательно имеют огромную практику, сам по себе большой объем работы не гарантирует высоких достижений.
Иными словами практика - необходимое, но не достаточное условие высоких достижений.
Достижениям способствует только специфический вид практики, а именно - осознанная практика.
Ericsson (2006) описывал осознанную практику как задачи, изначально выходящие за рамки возможностей учеников, но достижимые в рамках нескольких часов занятий в условиях полной концентрации на ключевых аспектах и с постепенным совершенствованием собственных возможностей за счет многократного повторения после получения обратной связи.5 основных составляющих осознанной практики:
- Наряженные усилия для совершенствования собственных действий
- Внутренняя мотивация, вовлекающая в процесс решения задачи
- Специально подобранные задачи, которые развивают слабые стороны ученика
- Обратная связь, которая обеспечивает понимание результата
- Продолжительные повторения в течение многих лет
- Практики должно быть достаточно для достижения учебных целей
- Практика должна отражать реальную деятельность
- Необходимо давать эффективную обратную связь
- Практика должна быть распределена между и смешана с другими учебными событиями
- Должны соблюдаться принципы мультимедиа
- Необходимо реализовать постепенный переход от примеров к практике
Принцип 1. Достаточный объем практики
Практические задания - дорогое удовольствие. Они требуют времени как на разработку, так и на прохождение. Вопрос в том, стоит ли игра свеч? Оправдывают ли себя вложения в практические задания и сколько их будет достаточно?
Как показывают исследования, игра свеч стоит. Обучение в интерактивном режиме - с выполнением практических заданий, в среднем, эффективнее на 63%:
А вот с вопросом о количестве практики определенности чуть меньше.
Несмотря на то, что навыки появляются уже на самых ранних этапах практики, даже после тысяч повторений они все еще продолжают улучшаться - предела совершенству нет. На ранних этапах навыки совершенствуются за счет того, что ученики находят все более удобные и быстрые пути выполнения действий, а на поздних - за счет того, что сами действия оттачиваются до автоматизма.
Но с другой стороны, с ростом количества повторений эффективность каждого из них падает. Эта зависимость получила название "Закон практики"
Из этого закона можно сделать два основных вывода:
1. Чем больше практики, тем лучше. Поэтому, если пед.дизайнер стоит перед выбором - дать больше практики или меньше, он должен выбрать первый вариант, если он действительно заинтересован в результате обучения
2. После определенного количества задач прирост в результативности будет слабо различим, в то время как затраты на разработку будут увеличиваться пропорционально. Так, для математики опытным путем было установлено оптимальное количество упражнений - 3-4 задачи каждого типа. Сравните результаты 2х групп - одна из них решила 9 задач по одной теме, вторая - только 3
Принцип 2. Практика как отражение реальной деятельности
Практика должна максимально отражать реальную обстановку, в которой ученику в дальнейшем потребуется эти знания использовать.Чем больше особенностей рабочей обстановки будет учтено в практических заданиях, тем проще ученику будет уложить новый материал в долговременной памяти, связать его с уже имеющимися знаниями и перенести в дальнейшем на реальные задачи в реальной рабочей обстановке.
Ну и, конечно, не используйте в курсах практические задачи, нацеленные на простой поиск информации в материалах курса - они не запускают глубоких когнитивных процессов, а значит не способствуют связыванию материала с имеющимися знаниями и, тем более, не способствуют их переносу на практику.
Остальные принципы рассмотрим в следующем посте.
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Комментариев нет:
Отправить комментарий