пятница, 29 марта 2013 г.

Как создать интерактивное портфолио?

Автор: Светлана Панюкова


Делюсь примером коллаборации из моей практики и краткое описание того сайта с помощью которого это реализовано. Я являюсь научным руководителем этого проекта.
Социальная сеть  4portfolio.ru предназначена для создания и ведения интерактивного веб-портфолио. Зарегистрированные пользователи имеют возможность создавать собственный сайт-портфолио, который будет доступен для просмотра везде, где есть Интернет.

На сайте 4portfolio.ru ученики, студенты и учителя, преподаватели вузов имеют возможность:
 * наглядно и красочно демонстрировать собственные успехи и достижения, легко и просто собирать на своей страничке любую информацию, текстовые, графические, видео, аудио файлы;
 * лично контролировать доступ к страницам и разделам своего портфолио;
 * писать комментарии к открытым для просмотра страничкам портфолио других пользователей;
* общаться с друзьями, вступать в профессиональные сообщества или сообщества по интересам, расширить круг общения;
 * вести блоги, делиться своими идеями и мыслями с многомиллионной аудиторией сети Интернет.

Детям цифровой эпохи от самых маленьких дошколят до студентов вузов привычней, интересней и комфортней учиться в информационно-образовательном пространстве Интернет, чем работать с карандашом и бумагой!

Возможности портала позволят легко и просто разместить свои наиболее значимые достижения в учебе или работе в виде красочных страничек. Например: сочинения, рассказы, рефераты, доклады, контрольные работы, эссе или рисунки, анимацию, фото и видео, словом все, что может храниться в электронном виде. Обучаемый сможет загружать в систему информацию для своих педагогов, сверстников, членов семьи и потенциальных работодателей, постепенно заполнять резюме, вести записные книжки, формулировать планы на будущее. Но портал 4портфолио – это не просто копилка важной информации и файлов. Это полноценная социальная сеть с возможностью ведения блогов, написания комментариев, обмена мнениями, участия в форумах, создания сообществ, дистанционного общения педагогов, обучаемых и их родителей.

Инструментарий сети позволяет:
 * использовать богатый арсенал средств информатизации и коммуникации для ведения безбумажного портфолио и наглядного представления коллекции достижений в цифровом формате;
 * повысить открытость и объективность оценки результатов деятельности, реализовать возможно выявить динамику развития способностей обучаемого и профессионального становления педагога;
 * проводить всевозможные конкурсы, осуществлять рейтинговую оценку достижений обучаемых и педагогов,
 * поднять на новый уровень педагогический альянс семьи и школы;
 * вступать в сообщества единомышленников, обмениваться мнениями, создавать виртуальные объединения преподавателей, учителей – предметников.

Интерактивный веб-портфолио педагога позволит расширить использование его инновационного педагогического опыта, станет основой профессионального роста и признания в педагогическом сообществе!

Пользователями системы могут стать:
* ученики (дошкольники, школьники, студенты);
 * педагоги (воспитатели ДОУ, учителя школ и колледжей, преподаватели вузов);
 * профессионалы (начинающие или опытные специалисты в любой профессиональной области);
* юридические лица (индивидуальные предприниматели, учреждения и организации различных форм собственности, в том числе школы, колледжи и вузы).

Если руководство образовательной или иной организации желает контролировать принадлежность к своей организации тех, кто проходит регистрацию в качестве обучаемого, педагога или сотрудника, не допускать посторонних в информационное пространство своей школы или вуза, исключать из списка тех, кто закончил учебное заведение или уволился, мы готовы предоставить права администрирования учетных записей. В этом случае руководство образовательной организации сможет гарантированно контролировать размещаемый контент и корректность комментариев, модерировать общение учеников и педагогов на форумах портала. Пользователям предоставляются инструменты социального сетевого взаимодействия внутри образовательной организации: отдельная страничка, доска объявлений, форум, возможность хранения файлов для общего доступа и прочее, что позволяет создать внутреннее информационно - образовательное пространство. Администратор организации имеет возможность регулировать совместную дистанционную работу сотрудников, оперативно собирать и выставлять на сайте информацию о готовых проектах или выполненных работах.

В сети предусмотрено ведение четырех видов портфолио:
* личное портфолио,
* портфолио достижений (учебные, научные, профессиональные, спортивные и пр.),
 * портфолио отзывов;
 * портфолио документов.

В каждом из этих видов портфолио пользователь имеет возможность размещать неограниченное число страниц и разделов, открывать или закрывать их для просмотра и комментариев. Собранная в веб-портфолио ученика информация станет наглядным подтверждением его личностного развития, образовательных, научных, спортивных и прочих достижений и успехов, основой создания карьерного портфолио.

Ведение портфолио в социальной сети 4portfolio.ru не привязано к конкретной системе автоматизации управления учебным заведением и поэтому ориентировано на весь жизненный цикл человека: детский сад → школа → вуз → профессиональная деятельность.

У вас появляется новый, бесплатный, простой в использовании инструмент, который позволит сформировать свое персональное пространство,«представить себя миру».

Уважаемые коллеги, цифровое окружение 21 века меняет мир, меняет нас. Новые технологии можно и нужно использовать на благо человека. Помогите нашим ученикам развиваться и процветать в цифровую эпоху! Желаем вам активной и плодотворной работы в информационно – образовательном пространстве, достижения новых высот в учебной или профессиональной деятельности!
Более подробная информация об этом проекте размещена на сайте www.4portfolio.ru.
Если у вас при прочтении данного сообщения появились вопросы или предложения, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Будем рады продуктивному сотрудничеству с творческими и креативными педагогами.
Научный руководитель проекта: доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования Светлана Валерьевна Панюкова. 
E-mail: 4рortfolio.help@gmail.com

14 комментариев:

  1. Уже несколько лет технология портфолио используется учениками и учителями в школе. Постепенно и в вузах начинают задумываться об этой форме представления своих успехов и результатов.

    ОтветитьУдалить
  2. Мы преподаватели осень много думаем о том как обеспечить запоминание студентами изучаемого материала, понимание и практическое использование. Мы повышаем наглядность, мы продумываем способы представления материала на разных уровнях сложности, мы создаем условия для выбора индивидуальной траектории обучения. Но ... часто ли мы задумываемся о том, какое огромное значение для студента имеет возможность самопредставления своих успехов и достижений? Как хочется креативным и творческим студентам рассказать о себе и о проделанной работе? А может быть им хочется обсудить свои работы с другими студентами или даже представить их на суд профессиональной общественности?
    Понимаю, что потребность в самопредставлении есть не у каждого студента, не каждый захочет выставить свою работу для обсуждения и оценок. Но почему бы не предоставить эту возможность наиболее креативным, продвинутым и амбициозным.
    Задумывался ли кто-нибудь из преподавателей об этой возможности и как ее реализовывал? Напишите об этом.
    С. В. Панюкова

    ОтветитьУдалить
  3. Дополнительно по теме нашла интересную статью - Вебфолио учителя на основе Сайта Google http://edublogru.blogspot.ru/2013/03/google_30.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина. Это, действительно очень интересный сервис, который подходит для создания портфолио учителя "на скорую руку".
      Но прикрепить к портфолио учителя наиболее интересные странички портфолио учеников и открыть их для всех желающих уже значительно сложнее. Прежде всего потому, что информация о детях попадает под закон о безопасности персональных данных.
      К сожалению эту технологию сложно использовать и в учебном процессе для работы в группе, для создания сообществ и представления этим сообществам результатов своей работы, для полноценного обсуждения результатов и проявления рефлексии по результатом каждой работы.
      Вернулась из Рима с конференции, проходившей в университете "La Sapienza".
      Обсуждали вопросы информатизации образования.
      Итальянцы обсуждают похожую проблематику. Много говорилось о возрастании роли ИКТ, о том, что необходимо расширять использование соц сетей в системе образования, влиять на ментальность возрастных педагогов, ориентироваться на ментальность "рожденных в сетях".
      Интересные мысли были высказаны и о коллаборационном образовании. Помимо ведения блогов и обсуждения, представленных в блогах мыслей, высказываний, положений, проблем необходимо вести речь о создании в ходе этого обсуждения нового контента (содержания).
      Еще один момент: обсуждалась необходимость нового понимания Web2 + мобильные технологии + платформы в облаках (для создания контента) + интерактив и систематизация знаний + социальные аспекты использования облачных технологий (реализация социального заказа общества на подготовку специалистов, способных эффективно работать в условиях информационного общества). Интересно было услышать от коллег о моделях обучения, создающих взаимодействие, реализующих социальную интеграцию, обучение 7/24. Много говорилось о создании сообществ в сетях, которые создают знания, идеи, обобщают опыт о необходимости интегрирования технологий и дидактики. Говорилось о том, что ничего из возможностей соцсервисов нельзя отбрасывать: сотрудничество, построение знаний, создание собственного продукта, контента, который необходимо обсудить и многое другое. Чтение обсуждений, мнений студентов и преподавателя, их анализ позволяет студенту создавать более качественно свой собственный контент. Итогом обсуждения становятся знания, созданные группой.
      Было интересно все это слушать, обсуждать, потому что именно эти аспекты и предусмотрены в новой сети 4portfolio.ru.
      Студенты, действительно очень естественно чувствуют себя в сетях. С удовольствием используют 4portfolio.ru, как очередную соцсеть, но уже для других, не личных, а учебных целей. Они даже не замечают новизны этого подхода, настолько среда соц сетей для них обычна и привычна.
      Они привычно используют мобильные устройства, чтобы принять сообщения и написать комментарии в форуме или комментарии к открытым для обсуждения страничкам портфолио своих одногруппников.
      Они создают контент. Они активно обсуждают представленные другими студентами материалы выполненных контрольных работ, которые они никогда бы не увидели в традиционной технологии обучения. Они могут сравнивать сделанные ими работы с работами других студентов. Они учатся обсуждать сложные проблемы, они привыкают к рефлексии, адекватному оцениванию своих достижений.
      Сложно за небольшой срок существования этого социального сервиса оценить значимость и влияние на эффективность обучечения, формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций таких психологических аспектов, как
      - возможность самопредставления, самопрезентации в открытом пространстве - вспоминаем пирамиду Маслоу;
      - возможность обучения в условиях открытого обсуждения, дискуссии, взаимного обучения;
      - возможность оценивания динамики формирования творческих способностей (таксономия Блума);
      - возможности проявления рефлексии и антиципации.
      Я пока продолжаю наблюдение за своими студентами и стараюсь оценить перечисленные выше факторы.
      Очень хочется узнать мнение коллег о перечисленных выше вопросах!

      Удалить
  4. Немного из истории развития технологии портфолио:
    Развитие технологии портфолио можно условно разбить на три этапа: бумажный, электронный, веб-портфолио.
    Этап первый – бумажный портфолио. До недавнего времени всем желающим вести портфолио рекомендовалось собирать в папочке документы, свидетельствующие об основных достижениях и успехах.
    Этап второй – электронный портфолио. По мере развития информационных технологий появилось новое понятие «электронный портфолио». В электронном портфолио хранится информация в цифровом формате. Добросовестный студент собирает отсканированные документальные подтверждения тематики и содержания курсовых и квалификационной работ, сертификатов и дипломов, отзывы руководителей, а также результаты личных достижений вне образовательной системы (спорт, танцы, социальная работа и пр.). В некоторых вузах электронное портфолио размещается на официальном сайте. Пока студент учится в вузе, он заполняет портфолио, но при переходе из одного учебного заведения в другое или после его окончания администрация ограничивает или закрывает доступ автора к собственной информации.
    Этап третий – веб-портфолио. Расширение использования Интернет во всех сферах человеческой деятельности способствовало развитию и совершенствованию функциональных возможностей социальных сетей. Ответом на новые вызовы, следующим закономерным этапом развития технологии портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (webfolio). Ведение веб-портфолио в социальной сети обеспечивает доступ к персональной информации вне зависимости от места вашей работы или учебы, что позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократно сбора и представления одной и той же информации на сайте школы, а потом и вуза.

    ОтветитьУдалить
  5. О самопрезентации студента:
    «Портфолио» является не только современной эффективной формой самопрезентации и самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
    • усилению мотивации студента к образовательным достижениям;
    • формированию рефлексивных умений, умений объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
    • приобретению опыта в общении и деловой конкуренции;
    • развитию профессиональных компетентностей;
    • повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
    Студентам удобно создавать свое веб-портфолио и заполнять его информацией во время учебы, отбирать самые важные достижения и демонстрировать эти странички работодателю. На сайте размещается такая информация, которая наглядно продемонстрирует преимущества автора. Возможно именно эта информация убедит работодателя в том, что именно этот соискатель соответствуете его требованиям в полной мере.

    ОтветитьУдалить
  6. Отличительные особенности интерактивного веб-портфолио студента:
    – создание не просто профиля, персонального Интернет-пространства для хранения любой информации в цифровом формате и общения;
    – самопредставление в интернет-сообществе: представление в наглядном и красочном виде не только полученных знаний, умений, навыков, но и учебных, творческих и коммуникативных способностей;
    – демонстрация своих достижений родителям, друзьям, преподавателям, профессиональному сообществу, работодателям, поиск интересной работы;
    – оценка собственных достижений и сравнение их с достижениями других студентов;
    – управление доступом к содержанию собственных страниц (управление контентом);
    – получение помощи, консультации и подсказки от преподавателя, комментариев от друзей и сокурсников;
    – ведение дискуссии с заинтересованными людьми, со студентами из других вузов, занимающихся похожей проблематикой;
    – ориентация на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения (начальная школа → средняя школа → вуз →…).

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемые коллеги!

    Информируем вас о возможности ведения бесплатного интерактивного веб-портфолио ученика (студента, дошкольника), педагога (учителя, преподавателя вуза, воспитателя ДОУ) в социальной сети 4portfolio.ru. В том числе: презентации и обсуждения достижений, вступления в сообщества, организации личного информационного пространства каждого пользователя, организации дистанционного обучения, проектной деятельности, ведения блогов, общения в форумах, выделения и администрирования внутренней социальной сети в образовательном учреждении и многое другое.

    Приглашаем принять участие в международном конкурсе 2013 года «Лучший веб-портфолио в социальной сети 4portfolio.ru» всех пользователей, зарегистрированных в социальной сети 4portfolio.ru!

    Обращаем внимание на сроки представления конкурсных работ:

    Учащиеся 1 - 11 классов: с 15 апреля по 25 мая 2013 года.
    Учителя и педагоги НПО и СПО: с 20 апреля по 20 октября 2013 года.
    Студенты (ВПО, СПО, НПО): с 15 апреля по 10 июня 2013 года.
    Преподаватели вузов: с 20 апреля по 05 октября 2013 года.
    Дошкольники: с 20 апреля по 15 июня 2013 года.
    Воспитатели ДОУ: с 20 апреля по 20 июня 2013 года.


    Ждем ваших работ и желаем успеха всем участникам конкурса!

    С более подробной информацией о социальной сети и конкурсе можно ознакомиться по адресу: http://4portfolio.ru.

    ОтветитьУдалить
  8. Создание портфолио – не только труд, но и творчество!

    Основная цель создания портфолио студента – сбор и наглядное, красочное представление основных достижений в процессе обучения в вузе!
    Создание портфолио – интересный и творческий процесс, позволяющий собрать в одном месте результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, общественной) за время обучения, систематизировать их и представить в самом выгодном для вас свете. Особенную активность в ведении и заполнении портфолио проявляют студенты, которым есть что рассказать о себе и своих успехах. Если вы читаете наши рекомендации, значит вы явно принадлежите к числу тех, кому не безразлична собственная профессиональная деятельность, судьба, личностное развитие, удачная карьера.
    Портфолио студента рано или поздно должно стать эффективным инструментом самопрезентации выпускника. Именно поэтому рекомендуем отнестись к ведению портфолио ответственно и серьезно. Необходимо понимать, что ваша конкурентоспособность, как профи будет зависеть от того насколько правдиво и наглядно вы представите свои преимущества по сравнению с другими выпускниками или уже работающими специалистами. После окончания вуза ваше портфолио можно будет назвать карьерным портфолио.
    Создайте свое неповторимое, содержательное веб-портфолио в социальной сети 4portfolio.ru, соберите в него полный отчет о своих успехах и достижениях. Именно это портфолио вы с гордостью можете представить не только родственникам и работодателю, но и на ярмарках вакансий, карьерных форумах.
    В ходе заполнения портфолио обязательно учитывайте требования работодателя к вам, как личности, которой предстоит работать в коллективе, продемонстрируйте не только достижения, ваш уровень профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда, но и ваше стремление к самореализации, умение общаться, мотивацию к личностному росту и профессиональному развитию, приобретению опыта в деловой конкуренции.

    ОтветитьУдалить
  9. Структура персонального пространства студента

    Приступая к заполнению своего личного интернет-пространства каждый пользователь задумывается над тем, что же стоит собрать и разместить на своем сайте-портфолио, в материалах для портфолио. Эти документы будут доступны для Вас через Интернет в любое время.
    Приступая к ведению портфолио на нашем сайте, пожалуйста, прочитайте наши рекомендации о том какие материалы вы сможете собрать и разместить на портале.
    Используйте дополнительные возможности сайта 4portfolio.ru! Итак, веб-портфолио студента в социальной сети 4portfolio.ru содержит следующие закладки:
     «Профиль»,
     «Материалы для портфолио»,
     «Портфолио»,
     «Сообщества».

    В закладке «Профиль» есть возможность собрать личную информацию о себе, о семье и увлечениях в свободное от учебы время. Профиль разбит на несколько страничек, чтобы Вам было удобно размещать ту или иную страничку в своем портфолио.
    В закладке «Материалы для портфолио» рекомендуется собирать наиболее интересные факты из жизни, вести резюме, записные книжки, планы, записи для ведения блогов и прочее. Очень удобно использовать эту закладку в качестве дистанционного черновичка при написании докладов, рефератов, контрольных работ. Эти материалы всегда защитят вас от обвинений в плагиате. Соберите в личном пространстве файлы (артефакты), коллекции рисунков, графиков, чертежей, схем, проектов и творческих работ (фотографий событий, поделок, собранных моделей) в текстовом, графическом, мультимедийном формате; коллекции текстовых файлов, ссылок, презентаций и фотографий, видео и анимационных роликов; оцифрованную коллекцию грамот, дипломов, свидетельств, сертификатов, лицензий и прочих документов; рекомендации, комментарии, сообщения и советы друзей и педагогов.
    Закладка «Портфолио» содержит в себе четыре раздела: «Личное портфолио», «Портфолио достижений», «Портфолио отзывов» и «Портфолио документов». Более подробно особенности заполнения портфолио мы рассмотрим ниже.
    Закладка «Сообщества» содержит в себе все возможности социальной сети для общения с друзьями и представителями профессионального сообщества. Для поиска друзей и общения с ними. В случае необходимость есть возможность открыть странички портфолио друзьям, получить от них комментарии и пожелания.
    Вступление в профессиональные сообщества расширяет рамки Вашего общения, способствует Вашему профессиональному и личностному росту. Можно организовать сообщество конкретной учебной группы и размещать интересную для вас информацию на мини сайте данного сообщества. Есть возможность вести в рамках сообщества форумы. Особенное внимание хочется обратить на возможность ведения страничек сообщества и возможность размещения файлов всех форматов для просмотра или скачивания.
    Еще одной уникальной возможностью сети является возможность создания мини социальной сети образовательной организации, любой другой организации или учреждения для общения внутри сети. При регистрации образовательной организации в сети (в рамках договора) создается специализированный сайт, который можно использовать в самых разных целях.

    ОтветитьУдалить
  10. Рассмотрим содержание раздела
    «Личное портфолио»

    В этом разделе портфолио у вас есть возможность разместить личную информацию, которая может быть интересна вашим близким друзьям, родителям и родственникам.

    Обратите внимание на то, что не стоит открывать всю личную информацию посторонним людям.

    Любая информация, которые вы собирали в закладке «Материалы для портфолио» может быть размещена на отдельных страницах портфолио, доступ к которым вы имеете возможность контролировать. Если возникнут вопросы, ознакомьтесь с рекомендациями по заполнению страничек портфолио.

    ОтветитьУдалить
  11. «Портфолио достижений»

    Соберите в портфолио достижений на сайте 4portfolio.ru материалы, которые будут наглядно демонстрировать ваши успехи и достижения. Это позволит вам представить работодателю конкретные доказательства Вашей конкурентоспособности на рынке труда.
    Рекомендуем систематизировать ваши материалы по следующим разделам:
    В первом разделе «Учебные достижения» следует отразить наиболее значимые учебные достижения (успеваемость, сведения о рефератах, докладах, контрольных и курсовых работах, о дипломной работе, об участии в предметных олимпиадах, свидетельства о прохождении дополнительных образовательных программ),
    Во втором разделе «Научно-исследовательская и проектная деятельность студента» рекомендуем собрать материалы о научно-исследовательской и проектной деятельности (участие в научно-практических конференциях, в конкурсах проектов, в научно – исследовательской, опытно-конструкторской и прочих видах научной деятельности).
    В третьем разделе «Внеучебная деятельность» рекомендуем отметить участие в работе органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединениях, спортивные достижения, творческие достижения.

    ОтветитьУдалить
  12. «Портфолио документов»

    В данном разделе представлены документы. Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
    В «Портфолио документов» приложите электронные копий всех сертифицированных документов, подтверждающих индивидуальные достижения в различных видах деятельности. Систематизируйте и разместите на страничках портфолио отсканированные дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства, свои дипломы, отзывы и рецензии на курсовые работы и дипломный проект, рецензии на статьи, на результаты научной, исследовательской, конструкторской деятельности.
    Если все эти файлы вы разместили в закладке «Материалы для портфолио», то они могут копироваться на любое количество страниц. Например, на страницу «Портфолио достижений» и на страницу «Портфолио документов» или «Портфолио отзывов».

    ОтветитьУдалить
  13. «Портфолио отзывов»

    На страничках в «Портфолио отзывов» можно размещать все отзывы, которые вы считаете важными для себя. Например, это могут быть отзывы об уровне компетенций, уровне выполненных рефератов, докладов, исследовательских проектов, тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее.
    Представьте в виде отзывов характеристики Вашего отношения к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями и другие.
    Особое значение имеет анализ Вашего отношения к своей деятельности и ее результатам.
    Примерный перечень отзывов:
     Отзыв преподавателя. Студент может взять отзыв у преподавателя того курса, который он прослушал, с краткой характеристикой его как обучаемого;
     Рекомендательные письма друзей. Обучаемый может взять несколько (2-3) рекомендательных писем от друзей, где они могут написать свои впечатления от общения с ним.
     Заключение о качестве различных работ, в которых принимал личное участие студент (коллективный проект и т.д.).
     Рецензии на статью, опубликованную в СМИ;
     Резюме о работе в общественной организации;
     Благодарственные письма из различных органов и организаций.
     Благодарности.

    ОтветитьУдалить