среда, 8 февраля 2017 г.

Мотивация к обучению через стратегию e-learning в компании (Основная идея)

Автор: Марина Литвинова

По материалам онлайн-конференции "Мотивация и геймификация в e-learning". 


Презентация: http://www.slideshare.net/marinalitvinova/elearning-71587301

Постепенно в этом блоге буду описывать все элементы стратегии обучения, которая нацелена на создание культуры обучения в компании. Или, как еще говорят, создание самообучающейся организации. 

Акцент на корп.сектор.


Основная идея стратегии, нацеленной на создание культуры обучения в компании.


Если вы еще не задумывались над тем, как перейти от точечной мотивации (изучение конкретной темы, курса, программы) к мотивации в целом (когда в компании принято учиться и все относятся к этому уважительно и с энтузиазмом), то советую ответить на несколько вопросов:


1) По каким критериям вы понимаете, что у сотрудников низкая мотивация к обучению? 


Участники мероприятия активно подключались к вопросу о том, что говорит нам о низкой мотивации, и предложили свои варианты. Посмотрите, что еще можете добавить?

  • Не проходят назначенные курсы
  • Игнорируют уведомления про обучение
  • Нарушают сроки обучения
  • Проявляют низкую активность
  • Учатся с плохим настроением, не имеют стимула
  • Не довольны предоставленным контентом
  • Не внимательны, часто допускают ошибки
  • Обучаются с позиции "это лишнее и мне не надо"
  • Не хотят учиться тому, что не соответствует их опыту
  • Не заинтересованы в обучении, которое не влияет на работу
  • Не выполняют домашние задания
  • Демонстрируют низкие результаты тестов
  • Не доходят до финиша
  • Нет связи с преподавателем
  • Обучение только обязательное и по приказу
  • Не применяют знания, полученные в ходе обучения
  • Дают негативную обратную связь
  • Не могут совместить обучение с работой

Скажите, насколько объективно перечисленные критерии говорят о низкой мотивации? 

  • Что говорит нам о том, что не учатся или учатся плохо? Допустим, низкий балл, не сдают тесты, не заходят в систему обучения - это вполне даже понятные критерии
  • Что говорит о том, что обучение не принесло результата? 
  • Как понимаем, что обучение в компании нужно только отделу HR?
  • А если балл высокий, но при этом после обучения руководители сотрудников жалуются, что сотрудники ничему не научились? 85 баллов из 100 это хорошо или плохо? Это научились или ознакомились? Списали или ответили сами? Это закрытые простые вопросы или продуманные кейсы?

2) Анализируете ли вы обратную связь от сотрудников?

  • Понимаете ли вы, как они учатся, на что жалуются, что особенно ценят? 
  • Есть ли у них возможность сказать об этом? 
  • Если у них возможность стать теми, кто тоже может делиться знаниями?

3) Если в обучении тесная взаимосвязь с деятельностью сотрудников?

  • Какой % обучения проводится для профилактики, для всех и из серии "лишним не будет"? 
  • Может ли сотрудник то, что изучил, применить в своей работе? 
  • Знаете ли он, как это делать? 
  • Не мешает ли его опыт применению новых знаний?

Важно понять, что проблемы с мотивацией в обучении могут быть: 

  • явными (не заходят в систему обучения, не проходят курсы, плохо сдают тесты).
  • скрытыми (про обучение в компании не говорят, отдел обучения – отдельное автономное государство, которое редко кто посещает, никто не понимает как и на что влияют назначенные курсы и тесты).
Допустим, вопросы пока не показались вам настолько значимыми, чтобы найти ответы. 

Тогда давайте представим ситуацию, когда в отдел обучения обращается руководитель HR или крупного бизнес-подразделений (заказчик обучения, инициатор) или даже топ-менеджер. И с озадаченным лицом констатирует "Мы плохо обучаем наших сотрудников", потому что:

  1. В компании повысилась текучесть персонала, сотрудники не видят, куда им развиваться. 
  2. Наши сотрудники плохо продают и не умеют общаться с клиентами. 
  3. После стажировки ни у кого нет хороших навыков работы в ПК. Наверное, вы даете им слишком легкие тесты. 
  4. Наши сотрудники не соблюдают дресс-код. 
  5. Наши сотрудники не читают.
А так как отдел обучения действительно старается и работает, то им есть что ответить на это. «Как же так? Мы ведь столько делаем для развития сотрудников!», потому что:
  1. Мы постоянно наполняем систему дистанционного обучения разными курсами, в библиотеке уже их более 100. 
  2. У нас много курсов и видео по продажам и диалогу с клиентом. 
  3. Все стажеры проходят программу обучения средний балл по тестам 85. 
  4. Курс по корпоративной этике по статистике прошли 99% сотрудников. 
  5. В библиотеке есть 50 электронный книг и постоянно появляются новые!
И вроде, молодцы, все правильно ответили, только вот этих аргументов недостаточно.

В чате мероприятия был замечательный ответ на вопрос, что не так с аргументами: Приведенные ответы никак не связаны с результатами обучения, а только с усилиями.


Да, часто бывает, что в отделе обучения делается много, но не всегда понимается, для чего, ради чего и что получаем в результате. Потому что:

  1. 100 курсов - хорошо, а вот их проходят? Они полезны? Актуальны?
  2. Материалы по продажам тоже отлично. А они опираются на практику? 
  3. Сдают тесты на знание ПК? Можно ли на основании тестов утверждать, что сотрудник приобрел навыки?
  4. Единоразово изучили дресс-код, прошли и забыли? Или есть напоминания, рассылки, погружение в тему в течение нескольких недель, месяцев?
  5. Наличие книг не говорит о том, что их читают. Есть ли отзывы? Рекомендации? Форумы, обсуждения? А топ-менеджеры читают?

Если кажется, что ситуация не для вашей компании, то, возможно, пока вы не дошли до этапа, когда много курсов это уже не хорошо, хотя и не плохо. Но уже появляется ощущение, что смотреть надо глубже. Или может быть второй вариант - ваша компания уже имеет высокую культуру самообучения. Или все же нет? Хотите представить, как это? Это не фантастика. Такие примеры действительно есть. Давайте поймем, куда двигаться.


Представим идеальную компанию, в которой все сотрудники мотивированы учиться. 

  • С каким настроением сотрудники учатся? 
  • Что именно изучают? В каком формате? 
  • Какие материалы размещены в системе обучения? 
  • Легко ли находить нужную информацию?
  • В какое время можно учиться? 
  • Есть ли удаленный доступ?
  • Как поддерживается культура обмена знаниями? 
  • Кто разрабатывает учебные материалы?
  • Кто может поделиться знаниями?
  • Есть ли возможность оставить свой отзыв после обучения?
  • Как себя ведут руководители в отношении обучения?
  • Когда возникает необходимость в обучении, обращаются ли за разработкой курсов?
  • Принято ли обучаться? Знают ли, понимают ли, для чего это надо?
Во время конференции участники делились своими мыслями о том, как выглядит идеальная компания, в которой все любят и хотят учиться:
  • Правильно построенная система мотивации за обучения, когда от результатов зависит ЗП, включено в показатели KPI
  • Сотрудники видят перспективу назначенного обучения, понимают, зачем
  • Особенно мотивированы новички после успешного прохождения исп срока (то есть есть зависимость от опыта работы)
  • В компании не мешают работать тем, кому не нужно данное обучение
  • На уровне корпоративной культуры есть сознательность в отношении обучения, есть базы знаний, есть культура обучения
  • В компании существует преемственность и наставничество
  • Сотрудники понимают, что без систематического обучения невозможен карьерный рост
  • Сотрудники находят профессионала-лидера в своей области и контактируют с ним
  • Сотрудники делятся полученными знаниями с коллегами
  • Сотрудники высказывают пожелания о том, чему хотели бы научиться
  • Сотрудники не бояться ошибаться во время обучения
  • Полученные знания применимы в реальной деятельности
  • Портал обучения доступен в любое время в любой точке доступа к сети Интернет
  • В коллективе царит позитивная профессиональная атмосфера

В целом, мы говорили о том, что в такой компании хорошо сдают тесты, часто посещают систему обучения, советуют что изучить, сами учатся без назначения, сами делятся знаниями, любят учиться для себя. И еще многое другое. В принципе, ответы есть в самих поставленных вопросах. Хотя на этот вопрос было сложнее ответить, чем на вопрос про то, как выглядит плохая мотивация.




Почему я вижу, что проблемы с мотивацией надо решать через понимание стратегии развития обучения и понимание самого процесса? 

Во первых, это возможность обнаружить скрытые причины, по которым у людей нет мотивации учиться.

Во вторых, я знаю множество примеров, когда:
- спец-т по обучению не понимает, что происходит с курсом после его разработки,  потому что этим занимаются другие специалисты; но нам важно знать чем завершается процесс и какими критериями он измеряется,
- обратную связь не берут или спрашивают очень редко или не применяют полученную из опросов информацию.
- обучение называют неэффективным, хотя, на самом деле, причина не в курсе, а, например, в ПК, где постоянные сбои или в том, что обучение провели в январе, а продукт внедрили с марте. И еще множество таких примеров оторванности обучения от др .процессов в компании. 

И в результате мы слышим : плохо организовано обучение, не эффективно, нет мотивации учиться. Первыми подозреваемыми такого положения становятся: - отсутствие нужных материалов в системе обучения, - плохое качество контента, - неудобный портал обучения. 

Но что делать, когда это исправлено, а ситуация с мотивацией по прежнему грустная? 

Стоит заглянуть в стратегию обучения, в то из чего состоит сам процесс, где и на каком этапе есть неполадки, которые нужно устранить. И понять, как создать обучающую среду, где все мотивированы учиться, потому что это часть корпоративной культуры.









Как эти элементы влияют на мотивацию к обучению?

  • В основном мы помним только о тех, кто изучает курсы, а мотивировать нужно всех участников процесса обучения.
  • Плохая работа ПК или ненастроенная интеграция снижают мотивацию даже при качественном контенте.
  • «Оторванность» процесса обучения от «жизни» компании рождает бесполезный контент и пустую трату времени.
  • Если процесс обучения не вплетен в работу сотрудника, то никакой супер удобный портал этого не исправит.
  • Даже если время на разработку ограничено, контент должен быть, как  минимум, применим в работе. И да, кроме курсов и тестов, есть множество других инструментов для обучения онлайн.
  • Ученикам нужна мотивация не только на старте, но и в долгосрочной перспективе.
  • Мы редко регулярно спрашиваем, понравилось ли обучение, удобно ли учиться . А без этой информации мы никогда не поймем процесс и не сможем его улучшить.
P.S. После презентации я попросила участников поделиться самой ценной идеей, которую они для себя взяли из этой темы. Получилось очень интересно:


  • Принцип "работаем вместе на результат"
  • Связь всех процессов в компании
  • Создание атмосферы для желания учиться
  • Принцип обучающей компании
  • Нужно уметь организовать весь цикл обучения
  • Мотивация важна на всех этапах обучения, подход нужен системный
  • Проводить анкетирование на нескольких этапах обучения и  сделать вопросы измеримыми
  • Заранее мотивировать и использовать несколько каналов: письма, плакаты в офисе, форумы
  • Использовать анкеты не только для участников, но и для руководства
  • Никто сам по себе самообучаться не будет, нужно создать среду
  • Идея трейлеров к курсам и идея форумов
  • Увидеть систему глазами сотрудника
  • Мотивировать руководителей чтобы они мотивировали сотрудников
  • Обучение не решает глубинные проблемы бизнеса. Это подчиненный инструмент
  • Идея разработки программы обучения сотрудниками в редактируемом вики - формате

И отвечаю на вопрос (для Парнюк Андрей Леонидович): Все просто здорово и, что главное для меня - как раз в тему и к месту. Но это только 1 сторона мотивации в компании - внутренний персонал. А как быть с организацией мотивации внешних - диллеров, партнеров и т.п? Какие особенные инструменты, ведь здесь практически не работает  внешняя мотивация к обучению?


На мой взгляд, в любых взаимоотношениях есть два способа их наладить: слушать друг друга и озвучивать свои пожелания. То есть просить обратную связь и предлагать свои варианты взаимодействия. И приходить к компромиссу. Этот метод лучше, чем некие психологические уловки или инструменты, потому что они временное решение. А нам ведь надо долгросрочное, верно?


В общих деталях каждый из элементов описан в презентации.
Подробности - в следующем посте.
Ниже смотрите рекомендации о том, что почитать по теме культуры обучения.



Мотивация к обучению через стратегию e-learning в компании from Marina Litvinova

Источник


>>>> Также читайте по теме:

вторник, 7 февраля 2017 г.

Команда внедренцев e-learning - кто они?

Автор: Елена Денисова

Существует несколько вариантов запуска внедрения и самого внедрения. Я знаю следующие алгоритмы:

1. Ставится задача перед внешним провайдером - Команда внедренцев прорабатывает проект - Проект презентуется руководству заказчика - Проект внедряется директивно сверху-вниз

2. Ставится задача перед внутренним подразделением - Прорабатывается проект - Внутреннее подразделение занимается внедрением внутри организации

3. Ставится задача - собирается команда "внедренцев", включая заинтересованных лиц и руководство организации - распределяются роли - прорабатывается проект на всех слоях организации - внедряется там, где требуется

Я назвала основные возможные пути развития. Их сочетаний в действительности гораздо больше, но основное отличие - это вовлечение заинтересованных лиц, включая непосредственных пользователей внедрения, или их исключение.

Не так давно пыталась прорисовать возможные вариации развития событий в зависимости от выбранного варианта, учитывая риски, плюсы и возможности. 

Конечно, основным критерием успеха любого внедрения в организации является вовлечение его руководства. Это обязательное условие, но, увы, недостаточное. 

Директивный способ распространения информации не дает гарантии его принятия - в большинстве случаев данный способ дает обратный эффект в виде итальянской забастовки. 

Как правило, если процесс или необходимость его внедрения/изменения не принят на местах, то люди будут только имитировать его реализацию, продолжая выполнять свою работу так, как считают нужным, удобным, эффективным - "мало ли что там кажется наверху - мы то эксперты своего дела!". Без поддержки руководства мероприятие маловероятно будет успешным - "что-то сами там придумали, не зная бизнеса, и теперь пытаетесь нам это навязать, даже руководство не принимает это, лучше работать как работали - только время наше тратят".

Мой опыт субъективен, но тем не менее. Намного проще продвигать идею, если в процессе подготовки и самого внедрения участвуют не только руководители высшего звена, но и те, кто впоследствии будет использовать внедряемый продукт в своей работе.

Это не означает, что конечных пользователей нужно привлекать сразу же для разработки продукта - важно определить тот момент, когда их обратная связь и даже помощь в виде экспертизы не только желательна, но и обязательна. 

В своей работе, при разработке электронных курсов, моделей профессиональных компетенций или автоматизации процессов, я всегда использовала экспертизу экспертов стороны пользователей - только они могут по достоинству оценить конечный результат. 

Думаю, проще потратить усилия на начальном этапе, чтобы сделать из них союзников и приверженцев продукта на этапе разработки, чем вкладываться в рекламу и продвижение того, что на входе не принимается, так как "их не спросили, не учли, не подумали". 

Да, заказчики, как правило говорят, что им нужно готовое решение и чтобы их не трогали - "просто дайте нам то, что мы хотим!". Но чаще всего угадать правильный вариант без уточнения у заказчика пожеланий и видения, его заочного принятия, практически невозможно - итогом является решение "не его, заказчика". 

Если заказчик не находится в команде "внедренцев" в качестве "главного" эксперта, это означает, что этап "установление контакта" проигнорирован и не пройден. В итоге существует риск, что он в итоге не примет окончательный вариант внедряемого продукта, так как у него не было возможности принять его в качестве "своего" решения. Для "своего" мы всегда найдем аргументы в его пользу - для принятия "чужого" решения требуется сильная аргументация и желание принятия, что часто не хватает в действительности.

Почему же мы чаще всего предпочитаем исключать заказчиков и конечных пользователей из процесса разработки? 

С уважением,
Денисова Елена

Источник

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Академия Best in e-learning объявляет набор на курсы!

Академия Best in e-learning вновь открывает свои двери этой весной и совсем скоро мы проведем дистанционные и очные курсы.

По всем вопросам можно обращаться сюда.


Обучение - это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием. Эбигейл Адамс


Цель наших курсов - научить всех заинтересованных в электронном обучении делать его таким, чтобы обучение для сотрудников не было случайным, чтобы им нравилось и хотелось самим учиться.


А теперь коротко о курсах:
Стратегия внедрения
e-learning в компании

Дистанционно в форме вебинара
13 - 16 марта | 11:00 - 13:00
Стоимость: 5 900 рублей
Посмотреть программу и записаться
Разработка электронных курсов: от сценария до геймификации

Дистанционно в форме вебинара
20 - 24 марта | 11:00 - 13:00
Стоимость: 5 900 рублей
Посмотреть программу и записаться
Неделя разработчика курсов | очные тренинги
CourseLab для разработчиков курсов

Очно | г. Москва
10 апреля | 10:00 - 18:00
Стоимость: 15 000 рублей
Посмотреть программу и записаться
Педагогический дизайн: углубленный курс

Очно | г. Москва
11 - 12 апреля | 10:00 - 18:00
Стоимость: 47 000 рублей
Посмотреть программу и записаться
Разработка курсов в Articulate Storyline

Очно | г. Москва
13 - 14 апреля | 10:00 - 18:00
Стоимость: 32 500 рублей
Посмотреть программу и записаться
Скидка при обучении на открытом очном тренинге двух и более сотрудников от компании.

пятница, 3 февраля 2017 г.

Мотивация онлайн учеников

Автор перевода: Константин Бугайчук

Мотивация это, когда люди хотят что-то делать, желают делать, и, соответственно делают. Мотивация является ответом на вопрос: "Почему люди делают определенные вещи? Что заставляет людей выбирать именно этот объект или цель, а не что-то другое?"

Вы можете обнаружить мотивированного человека на расстоянии. Помимо общеизвестного блеска в глазах, его действия, фокус и упорство указывают на сильное внутреннее убеждение, которое толкает его / ее на определенные поступки. Как правило, разработчики курсов электронного обучения, хотят, чтобы ученики были мотивированы на полное прохождение программы обучения, вследствие чего необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего учебного курса.

****

Вспомните время, когда вы были в школе. Там всегда был предмет который вы считали более интересным, чем другие. Было ли это из-за вашего учителя или благодаря интересной книге, но вы с нетерпением ждали его, готовили уроки вовремя, и даже пошли лишнюю милю, чтобы пойти в библиотеку за новой информацией. 


Мотивация это топливо обучения. К сожалению, мотивации трудно достичь, если вы не можете решить, почему вам надо учиться. Любопытный ребенок вчера - тот, кто никогда не переставал задавать вопросы, хотел исследовать себя и мир - ВДРУГ стал взрослым скептиком, который не заинтересован в изучении новой информации и реализации полученных знаний в практических сценариях.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

****
Наиболее распространенные препятствия на пути к мотивации:

Слушатели чувствуют, что их вынуждают пройти курс. Взрослые ученики не любят, когда им диктуют, что делать.

Обучающиеся имеют предубеждение против курса. Многие взрослые учащиеся считают, что курс сделал только для того чтобы пройти его, т.е. это "обучение ради обучения" и они уже заранее настроены против курса, прежде чем они будут его проходить.

Время. Если работник имеет кучу срочной работы и постоянно загружен, - естественно, что она (работа) будет иметь приоритет перед обучением. Развитие навыков с помощью обучения принесет пользу вашим ученикам в долгосрочной перспективе, вместе с тем людям трудно игнорировать то, что надо делать срочно (т.е. эту самую срочную работу -Б.К.)

Непрозрачная информация. Люди не знают, какие ресурсы могут быть им быть полезны в будущем, какую пользу принесет им обучение. Игнорирование этого момента естественным образом снижает мотивацию на прохождение обучения.

****
Два типа побуждений учащихся:
  • Внутренняя мотивация: Это убеждение, то что люди чувствуют внутри себя, то что продиктовано эмоциями, стремлениями, страхами, желанием.
  • Внешняя мотивация: Относится факторам, которые содержатся за пределами учебной среды (наказания, поощрения и т.д.).






П.С. Добавлю от себя: внешняя мотивация способствует увеличению объема выполняемой работы (или по крайней мере видимости этого), а внутренняя — качества этой работы.

четверг, 2 февраля 2017 г.

Клиентоориентированный подход для e-learning системы

Автор: Елена Тихомирова

В продолжение поста "Клиентоориентированность в e-learning или погоня за wow-эффектом"

В какой-то момент резко стало понятно, что принципы, которые нам нужны для долгосрочного успеха и развития e-learning, они сильно отличаются от того, что можно использовать для разового вовлечения и привлечения внимания. Продолжая читать по теме я стала все больше обращать внимание на подходы, которые используют клиентоориентированные компании для удержания своих клиентов.

Нашлась фраза Генри Форда, которую я всегда любила: "Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он - черный". О чем она? О формировании ожиданий клиента и о том, что ими, ожиданиями, нужно управлять. В противном случае, нам придется отвечать тем требованиям, которые сформировал кто-то другой.

К e-learning и к курсам все это имеет самое прямое отношение - как я уже говорила, мы должны управлять ожиданиями наших клиентов, то есть сотрудников и слушателей. Каким должен быть e-learning, что от него ждать, как им пользоваться - все это мы можем сами проговорить и сами продвигать внутри нашей компании. Потому как, если говорить честно, то большинство сотрудников не имеют никакого представления о том, каким должен быть корпоративный e-learning и часто от него ничего не ждут.

Теперь практика - как сделать так, чтобы были правильные ожидания, которые можно оправдать?

  • Нужна стратегия и видение e-learning в компании. В большей степени именно видение, картинка, на которой будет нарисовано, какие у нас в компании есть курсы и учебные ресурсы и как мы их делаем? Где какие методы применяются, где нужен wow-эффект, а где нет, какие курсы будут рабочим лошадками, а какие люкс-продуктами? Все это должно быть описано и сформировано в единую систему, которой можно пользоваться. 
  • Сотрудникам нужно рассказать, что такое e-learning и его основные инструменты, как они работают и как ими эффективно пользоваться. Сформировать у них, у пользователей, правильную картину. Это же действие имеет большое значение для повышения эффективности обучения - далеко не все слушатели понимают, как пользоваться e-learning и как получать от него пользу. Тут и управление ожиданиями и обучение работе с инструментом. 
  • Руководителям нужно пояснить, что e-learning умеет, а что нет, и что он не может решить все ваши задачи, даже если выбрать самый новые и вовлекающий формат. Ни один ролик, скрайбинг, игра или симуляция, ни одна даже сама яркая графика не решают все задачу обучения. До обучения нужно участие руководителя, чтобы мотивировать и пояснить, после обучения от того же руководителя нужна поддержка использования и сопровождение процесса применения новых знаний. При хорошем сопровождении курс может быть самым простым, а эффект от него будет значительным. При недостаточном сопровождении - даже самый невероятный курс не даст результата. 
  • Постоянная проверка актуальности и полезности содержания должна стать частью деятельности e-learning подразделения компании. Один материал плохого качества может оказаться большой проблемой для всех дальнейших инициатив по обучению. И плохое качество не значит, что материал какой-то скучный или написан не тем языком. Важно то, что он нужен и слушатели понимают, как его использовать и зачем они его только что изучили. Да, ошибки и неаккуратная верстка тоже не самым позитивным образом влияют на восприятие материала. Но отсутствие смысла и практической пользы делают такой опыт сугубо отрицательным. 
Я совсем не хочу сказать, что будучи клиентоориентированными мы не должны пробовать что-то новое. Важно, чтобы это новое не начинало нам мешать работать, чтобы не было таких ожиданий, которые мы не можем выполнить.