Автор: Денис Якорев
Когнитивная теория (которую мы рассматривали в предыдущей главе) говорит о том, что учебный материал должен быть подан в максимально удобной для обучаемого форме.
Вопрос данного поста - как представить в такой форме различные виды мультимедиа, которые мы используем в электронных курсах.
Что интересно, динамическая графика (видео и анимации), вопреки расхожему мнению, зачастую уступают в эффективности серии статических иллюстраций, пошагово демонстрирующей материал.
Объясняется это тем, что последовательность картинок вовлекает ученика в активное учение - нахождение и визуализацию связей между ними, их повторное обдумывание, в то время как для анимаций более характерно пассивное восприятие.
Кроме того, анимации, как правило, содержат большое количество деталей и быстро сменяющихся картинок, что способствует когнитивной перегрузке. Серия иллюстраций такого недостатка не имеет - у ученика есть возможность самостоятельно регулировать скорость изучения, и он всегда может вернуться на несколько шагов назад.
В то же время, есть ряд случаев, когда анимации оказываются эффективнее иллюстраций:
И, конечно же, при выборе графики всегда стоит учитывать, что стоимость разработки анимаций и стоимость внесения в них изменений, как правило, существенно выше стоимости разработки и содержания иллюстраций.
Существует несколько принципов, руководствуясь которыми, можно существенно улучшить восприятие мультимедиа-информации. Все они вытекают из рассмотренной ранее когнитивной теории. Мы начнем рассматривать их в этой публикации и продолжим в следующих:
Графика и описывающий ее текст (как в аудио, так и в печатном формате) не должны демонстрироваться раздельно. Текст должен находиться на одном экране с описываемой графикой, а аудио-комментарии - произноситься именно тогда, когда показывается соответствующий кусок анимации или видео. Когда текст и графика разделены во времени или пространстве, пользователю приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы их объединить.
В соответствии с принципом смежности, названия элементов, например, лучше располагать непосредственно на схемах, чем использовать выноски с нумерацией и легендой.
Еще несколько выводов из принципа смежности для печатного текста:
Принцип основан на предположении когнитивной теории о раздельных каналах восприятия. В данном случае будут задействованы оба канала - через аудио канал будет поступать текстовая информация, через визуальный канал - графическая.
В то время как при использовании печатного текста и текст, и графика поступают только через визуальный канал, оставляя незадействованными ресурсы аудио канала.
Основные ограничения в использовании аудио:
Максимальная эффективность аудио, как вы уже поняли, достигается при изложении несложного материала, не содержащего незнакомых слов и в быстром темпе, - в условиях, когда одновременная обработка печатного текста и графики может привести к когнитивной перегрузке или игнорированию части материала.
При максимально подходящих для аудио формата условиях его использование позволяет получить прирост в эффективности в 20 - 30% по сравнению с печатным текстом.
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Когнитивная теория (которую мы рассматривали в предыдущей главе) говорит о том, что учебный материал должен быть подан в максимально удобной для обучаемого форме.
Вопрос данного поста - как представить в такой форме различные виды мультимедиа, которые мы используем в электронных курсах.
Общие положения
Текст - это хорошо, хорошо написанный текст - еще лучше. Наверняка, найдутся люди, которые будут утверждать, что одна хорошая книга, пусть и без иллюстраций может заменить сотню анимационных роликов низкого качества, и они будут правы. Но при прочих равных, текст, дополненный графикой усваивается примерно в 1,5 раза* лучше голого текста (* - более подробное описание порядка и результатов исследования - в оригинале книги). Причем графика максимально полезна для учеников, малознакомых с темой - профессионалы одинаково хорошо усваивают иллюстрированный и неиллюстрированный материал. И, конечно же, графика будет эффективна только в том случае, если она не живет сама по себе, а специально разработана для упрощения понимания текста, привнесения в курс новой информации.Какую графику лучше использовать.
Что интересно, динамическая графика (видео и анимации), вопреки расхожему мнению, зачастую уступают в эффективности серии статических иллюстраций, пошагово демонстрирующей материал.
Объясняется это тем, что последовательность картинок вовлекает ученика в активное учение - нахождение и визуализацию связей между ними, их повторное обдумывание, в то время как для анимаций более характерно пассивное восприятие.
Кроме того, анимации, как правило, содержат большое количество деталей и быстро сменяющихся картинок, что способствует когнитивной перегрузке. Серия иллюстраций такого недостатка не имеет - у ученика есть возможность самостоятельно регулировать скорость изучения, и он всегда может вернуться на несколько шагов назад.
В то же время, есть ряд случаев, когда анимации оказываются эффективнее иллюстраций:
- при изучении ручных операций;
- для демонстрации невидимых глазу взаимосвязей;
- в случае, когда необходимо использование спецэффектов - замедленной съемки, нестандартных ракурсов, привлечения внимания к отдельным деталям.
И, конечно же, при выборе графики всегда стоит учитывать, что стоимость разработки анимаций и стоимость внесения в них изменений, как правило, существенно выше стоимости разработки и содержания иллюстраций.
Принципы мультимедиа
Существует несколько принципов, руководствуясь которыми, можно существенно улучшить восприятие мультимедиа-информации. Все они вытекают из рассмотренной ранее когнитивной теории. Мы начнем рассматривать их в этой публикации и продолжим в следующих:
Принцип смежности
Графика и описывающий ее текст (как в аудио, так и в печатном формате) не должны демонстрироваться раздельно. Текст должен находиться на одном экране с описываемой графикой, а аудио-комментарии - произноситься именно тогда, когда показывается соответствующий кусок анимации или видео. Когда текст и графика разделены во времени или пространстве, пользователю приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы их объединить.
В соответствии с принципом смежности, названия элементов, например, лучше располагать непосредственно на схемах, чем использовать выноски с нумерацией и легендой.
- Лучше избегать добавления в курсе ссылок на другие ресурсы. Переход к другому окну браузера создает разрыв в восприятии. Особенно сложно придется ученику, если информацию придется собирать по кусочкам, перемещаясь между разными окнами. Кроме того, переключившись на другой ресурс, ученик может так на нем и остаться, совсем позабыв о курсе
- Не стоит отделять инструкцию/условия задачи от области ее выполнения, или контрольный вопрос от вариантов ответа. Они также должны размещаться на одном экране?
- Текст стоит размещать слева от графики. Мы читаем слева-направо, и такое размещение наиболее удобно для восприятия
- Не разделяйте аудио и видео потоки. Они должны запускаться одной кнопкой и быть синхронизированы - т.е. описание должно звучать ровно тогда, когда на экране показан описываемый предмет.
Принцип модальности
Представление текста в аудио-формате предпочтительней печатного варианта.Принцип основан на предположении когнитивной теории о раздельных каналах восприятия. В данном случае будут задействованы оба канала - через аудио канал будет поступать текстовая информация, через визуальный канал - графическая.
В то время как при использовании печатного текста и текст, и графика поступают только через визуальный канал, оставляя незадействованными ресурсы аудио канала.
Основные ограничения в использовании аудио:
- техническая возможность (наличие наушников, колонок и т.д.)
- сложность материала - аудио эффективно только при относительно простом содержании курса. Для сложных или технических курсов предпочтительно текстовое представление
- терминология - аудио эффективно, если текст содержит минимум незнакомых терминов
- скорость подачи - аудио эффективно, если курс нацелен на интенсивную подачу материала
- язык курса. Аудио формат предполагает, что для всех учеников язык изложения является родным
- возможность цитирования. Если в дальнейшем предполагается ссылаться на текст курса, то стоит предпочесть текстовый вариант
Максимальная эффективность аудио, как вы уже поняли, достигается при изложении несложного материала, не содержащего незнакомых слов и в быстром темпе, - в условиях, когда одновременная обработка печатного текста и графики может привести к когнитивной перегрузке или игнорированию части материала.
При максимально подходящих для аудио формата условиях его использование позволяет получить прирост в эффективности в 20 - 30% по сравнению с печатным текстом.
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Спасибо! Полезно!
ОтветитьУдалитьКак всегда, здорово, Денис. Спасибо!
ОтветитьУдалить