понедельник, 15 августа 2016 г.

Летняя школа e-learning. Выпуск 11-й. Впечатления

Впечатления участника и организатора.

Автор: Елена Локтева

Наверное, это будет первая публикация о Школе, в которой не будет ни слова с позиции организатора - просто потому, что в этот раз я, как организатор, почти ни о чем не думала. За что отдельное спасибо как всем участникам, так и принимавшему нас "Фестивальному". Мой отзыв в этот раз - это отзыв участника.

День 1-й. Фантастические артефакты Натальи Кузнецовой


До сих пор все Школы открывали белорусские ведущие - по закону гостеприимства, так сказать. В этот раз эта традиция была нарушена: Школу открывала россиянка Наталья Кузнецова, известная в сообществе ведущая вебинаров про e-learning, человек творческий и разносторонний. Забегая вперед, скажу, что из 6 мастер-классов ни один, пожалуй, не смог бы так раскрепостить участников и настроить их на командную работу на все 4 дня.

Ибо нас ждала игра в стиле фентези. Нас разделили на 4 страны, подчиненные 4 основным стихиям - Воды, Огня, Земли и Воздуха. Нам нужно было построить общий мир, в котором нет границ, и все страны приносят друг другу пользу. Для этого нужно было включить несколько артефактов, а потом из подручных материалов построить мост, по которому в общую чашу спустить камни разных стихий. Чаша и камни были настоящие, и мосты мы тоже строили настоящие.

Идея мастер-класса была в том, чтобы показать собравшимся экспертам (а состав в этот раз был очень сильный), как не угодить в ловушки компетентности. Мы учились видеть одну и ту же задачу с позиции разных ценностей.
К сожалению, учились не на своей предметной области, а на абстрактной задаче. Уверена, если бы мы строили не новый мир, а создавали университет (пусть даже Хогвардс), то все ловушки вылезли бы как миленькие, и мы бы как раз нарвали шаблонов. 
Но Наташа нас с самого начала предупредила: будет эксперимент, и может не получиться. И меня порадовало, что все включились в этот эксперимент и прошли его до конца с большим задором, выполняя все задания - даже те, что не до конца были понятны. И вся критика была очень конструктивной, много было советов и идей, как улучшить.

А теперь о прекрасном. Наташа - гений метафор. Сколько идей заданий для электронных курсов я скреативила благодаря ее мастер-классу! Артефактом в этой игре был набор элементов, которые образовывали определенную форму на слайде. Нужно было найти место для каждого элемента - иначе артефакт "не заработает". А ведь сделать такие задания в том же iSpring совсем несложно - если, конечно, их сначала придумать :)
Аналогично - с мостом, который нужно строить, чтобы по нему наполнить общую для всех команд чашу. Онлайн-сервисов, с помощью которых можно сымитировать такую чашу с мостами, которые нужно построить - воз и маленькая тележка. Вот вам и геймификация в чистом виде. Только включай креатив!
В общем, спасибо Наташе: меня из пары ловушек компетентности точно вывела. Попробую на одном из курсов реализовать некоторые появившиеся задумки.


День 2-й. Белорусский

Все белорусские ведущие выступали именно в этот день. Можно сказать, что этот день был посвящен бизнес-анализу. Но по порядку.

Сначала на мастер-классе Виктории Пилипцевич мы анализировали заинтересованных лиц образовательных продуктов. И, увы, подтвердились некоторые мои опасения.
  • При создании образовательных продуктов мы в лучшем случае собираем хотелки Заказчика и худо-бедно анализируем целевую аудиторию. Мы теряем большие группы заинтересованных лиц (стейкхолдеров), т.е. не учитываем их интересы. В итоге получаем большие группы противодействующих там, где должны бы получить большие группы поддерживающих. 
  • Причина 1 этих потерь - мы попросту путаемся в понятии "заинтересованное лицо". Даже когда даешь определение, кто такой стейкхолдер, туда невероятным образом попадают все те, кто совсем не заинтересован в продукте (то есть те, чьи интересы вообще не надо учитывать) - например, конкуренты. Логика простая: раз оказывает влияние, значит, стейкхолдер. Видимо, потому и побаиваемся делать некоторые шаги - что "стейкхолдеры"-конкуренты подгадить могут.
  • Причина 2 - боязнь объема работ, связанных с анализом стейкхолдеров. "Нам бы хотя бы этих учесть" - очень популярная позиция. Еще более популярная - "А этих никто и не спрашивает" - странным образом формируется именно по отношению к обучаемым. Так что копья про мотивацию в обучении еще ломать и ломать: кто такой обучаемый, чтобы учитывать его интересы?
На моей части мастер-класса по анализу данных я сделала еще два вывода: утешительный и не очень. 
  • Утешительный. Участники пришли к выводу, что образованию нужны аналитики. Особенно - при внедрении ИТ в учебный процесс. Аналитики, которые соберут корректные модели данных и помогут выбрать необходимые решения.
  • Неутешительный. Объем и сложность аналитических работ может напугать, и от аналитики могут отказаться. Особенно - при создании востребованных на рынке программ для подготовки сильно недостающих специалистов. Быстрое, пусть и неподходящее решение, выиграет у тщательно взвешенного - даже если оно не дает высоких результатов (проклятые 20% результативных выпускников и тут включаются). Проще подогнать процесс под громоздкую, но готовую платформу, чем подобрать простые ИТ-решения и сделать процесс таким, каким он должен быть. 
Единственная надежда - творческие преподаватели, которые как раз внедряют технологии в свой процесс аккуратно, по шажочку, на тех участках, которые готовы передавать компьютеру.
Буду много думать над этим. По крайней мере, мой энтузиазм на предмет переноса технологий проектирования ИТ-решений на образовательные проекты поубавился. Надеюсь, что временно.



Вторая часть мастер-класса по управлению данными была "на совести" Сергея Запорожченко. И тут меня тоже ждали два инсайта.
  • Я разобралась наконец-то, что такое TinCan, и поняла, что это то решение, которого я ждала.
  • Но, вероятно, ждала я его напрасно: аналитика, которую я хотела бы собирать по ходу обучения, будет таких объемов, которые адекватно переработать вряд ли представляется возможным. 
То есть и здесь рассчитывать можно только на преподавательское мастерство и интуицию.

День 3-й. Мобильный и визуально выверенный


В очередной раз убедилась: если ведущий сильно интересуется темой, если готов рыть и рыть интересное в ее направлении, то мастер-класс получается на славу, а ведущий попадает в претенденты на главный приз. В этот день выступали сразу два таких ведущих! Неудивительно, что при выборе главного победителяАлександр Шумилин и Константин Бугайчук набрали поровну голосов в обоих турах голосования, и пришлось изобретать нестандартный способ голосования. :)

Александр Шумилин реализовал зародившийся в 2013 году "школьный" принцип щедрости: делился опытом, мыслями, ссылками, идеями, кейсами и тренерским мастерством. Я думаю, многие посмотрели на m-learning с нового ракурса. Так что совершенно не удивлюсь, если в ближайшее время у "школьников" появятся как минимум элементы m-learning в курсах. 

При этом мы успели разработать концепции 5 мобильных курсов. И, к большой моей радости, практически все команды пришли к двум выводам.
  • Мобильный курс - это, скорее, приложение или платформа с мобильным доступом, а не поднадоевший уже формат "тексты+тесты". Само мобильное устройство уведет от пассивной концепции к активному обучению. Хотя бы потому, что это устройство индивидуальное, и каждый использует его так, как ему удобно, и настроит любое ваше приложение так, как ему удобно.
  • Есть совершенно конкретные истории (переняла это словечко у Саши), для которых мобильное обучение подходит. И ровно там его и надо использовать. И, как правило, оно будет дополнительным элементом, позволяющим носить обучение в кармане.
Отдельно хочу выделить один из "мобильных курсов". Этот курс назывался "Чертенок № 13" и был предназначен для обучению делать пакости. Он набрал больше всего "денег", и сорвал больше всего аплодисментов. Его придумали 4 человека из поколения Х, и еще 17 "иксов" активно поддержали. Потому что желание получить фан, нестандартный продукт, возможность оторваться - это не особенность Ys и Zs. Мы все любим играть, нам всем нужен фан! И мы столько всего уже видели, что если продукт не удивляет, не цепляет, не выделяется, то он и не продается. 

Во второй половине дня Костя Бугайчук на собственной шкуре показал, как милиционер может стать дизайнером :) Он брал слайды из презентаций и электронных курсов "до дизайна" (в том числе - и свои) и показывал, как с помощью принципов дизайна и типографики привести их в совершенно неузнаваемое состояние, убрав все косяки и ошибки и добившись нужного эффекта. 
Иными словами, он наглядно продемонстрировал:
  • дизайн - это не рисование, а проектирование;
  • даже на базовых знаниях, потренировавшись, можно сотворить маленькое чудо;
  • визуальное оформление - это совсем не мелочь, и даже маленький нюанс может существенно повлиять на восприятие. 

День 4-й. "Непростой" CourseLab

Ведущий, которого я заманивала несколько лет, и наконец заманила - Сергей Колков, мой личный образец вдохновения в разработке е-курсов. Его курсы - это классический пример, когда все на своем месте. Нужна игра - будет игра. Нужен текст с файлом на скачивание - будет текст с файлом на скачивание. Ничего лишнего. Все на месте. У всего есть обоснование. Все реализовано просто и элегантно. 
Обсуждали перед отъездом мастер-класс с Сергеем Запорожченко, и я говорю: 
- Видишь, простой CourseLab, а сколько всего можно выкрутить!
- Нет, - говорит. - Это уже непростой CourseLab.
- Да, - соглашаюсь я. - Это хорошая иллюстрация, что курсы делает не софт, а человек.
- Не человек, а Мастер. 
Сережа Колков вдохновил многих.
  • Во-первых, он методично показал, как последовательно от цели курса дойти до содержания и реализации этого содержания. 
  • Во-вторых, сам того не зная, поддержал принцип щедрости Школ россыпью совершенно замечательных примеров и идей для электронных курсов. И, что примечательно, к тому моменту, как он стал ими сыпать, у нас уже было четко сложено, к чему что относится.
  • В-третьих, он напоминал нам на каждом шагу о возможных рисках и ошибках проектирования, убеждался, что мы понимаем, что делаем, и как будем потом будет это использовать. При этом не навязывал своих решений.
  • В-четвертых, он наглядно показал, насколько эффективным инструментом может быть слайдовый курс.

Подводя итоги

Итоги есть общеШкольные и личные. Личные я подвела выше. Общешкольные - это, конечно, выбранные по итогам работы победители.
  • Мастером разработки е-курсов стал Сергей Колков.
  • Мастером управления проектами e-learning - Александр Шумилин.
  • Гроссмейстером Школы уже в третий раз стал Константин Бугайчук.

Также я в очередной раз порадовалась, что голоса получили очень многие участники, а не только трое победителей :) И по секрету мне многие признавались, что их впечатлил тот или иной участник. Меня саму несколько новичков очень впечатлили - планирую на следующей Школе предложить им выступить ведущими.

Благодарности


Благодарностей море.
  • К "ветеранам", кто приезжает из года в год. Клиенты, которые стали друзьями. Радость встречи с которыми просто невозможно описать. Как и грусть очередного расставания.
  • К новичкам, которые приезжают и принимают правила игры. Обогащают нас своим опытом. Открываются для нас с новой, не виртуальной стороны. 
  • К тем, кто помогает в оргвопросах - отвезти кого-то или что-то, донести, привести в порядок столы и зал, приготовить шашлык и накрыть стол. "Лена, помощь нужна?" - я сбилась со счета, сколько раз я слышала эту фразу. А иногда и попросить не успевала: уже везут, несут, наводят порядок.
  • К тем, кто страхует меня. Я каждый раз чуть не плачу, когда мои "ветераны" говорят мне по секрету, что если вдруг какой форс-мажор, и кто-то из ведущих выйдет из обоймы, то они подготовили мастер-класс - могут подстраховать. Понимаете, вот классный специалист приезжает, платит за участие, и при этом готовит авторский, уникальный мастер-класс - на всякий случай. Чтобы просто подстраховать мою программу, если что! 
  • К тем, кто помогает призами. В этом году нам в очередной раз помогли наши старые друзья - компания iSpring. И новые друзья - коллеги из Украины, разработчики LMS Collaborator (личное спасибо Мирославу Боцуле). И "Альпина Паблишерз" - отлично переведенной книгой "E-learning". И организаторы конференции EdCrunch выделили моим Мастерам три путевки.
  • К сотрудникам загородного клуба "Фестивальный". О нас заботились. Наши вопросы решали. Нам шли навстречу всегда, когда мы просили. С нами были предельно корректны и вежливы. Пожалуй, никогда еще мне не было так комфортно организовывать мероприятие.
Мы каждую Школу делаем вместе! Вливайтесь к нам через год, с 25 по 28 июля - на Международной летней школе e-learning 2017. До встречи в Беларуси!


Источник




Впечатления новичка. Они настоящие!
Автор: Марина Орешко


Моё первое впечатление на "Летней школе e-learning-2016" можно выразить словами из новогодней рекламы "M&M's": "Они настоящие!". Люди, которых до этого я видела только на аватарках в "Фейсбуке", о которых много слышала, - практически "легенды электронного обучения" - вот они! Доброжелательные, улыбчивые... Нестрашные :)))

Потрясающая творческая атмосфера, замечательное общение на мастер-классах и после, необычные идеи и креативные проекты... Всё это "Международная летняя школа e-learning-2016"! Четыре дня пролетели совершенно незаметно.  Некоторые впечатления от Школьной жизни решила перенести на бумагу, то есть на монитор...

День первый. Весёлое безумие, или Разрыв шаблонов


Стартовала Школа мастер-классом Натальи Кузнецовой "Путь героя, или Ловушки компетентности". Нам предстояло погрузиться в мир фэнтези, перевоплотиться в "королей" и "королев", "хранителей" и "наследников" четырёх государств и, собрав древние артефакты, объединить эти государства в единое целое.


Сложновато было уйти от серьёзного настроя (Школа всё-таки, ответственное мероприятие как-никак) и включиться в игру. Глядя на озадаченную меня, Владимир Наумов сказал: "Присоединяйтесь к этому безумию! Всё равно про электронное обучение здесь не будет ни слова". И всё заверте...

Всей командой (мы представляли королевство Воды) мы изобрели "вечный двигатель", он же - "вечный клапан", сконструировали капсулы для "огненного дайвинга", нарисовали проект бездонной лейки... Венцом креатива стало создание суперсредства, приём которого визуализирует творческие образы из подсознания писателя и сразу переносит их на ПК, где и сохраняет. Это гениальное изобретение мы продвинули на рынок и заключили выгодную сделку, продав царству Воздуха.

Пересказывать мастер-класс - занятие неблагодарное. Здесь, как говорится, "смотреть надо". Посмотреть было на что! Особенно впечатлил эпизод строительства "Моста дружбы" из подручных материалов. Мы со Светланой Павловой, например, сконструировали канатную дорогу на ручной тяге из... шнурков от бейджиков.

В итоге получилась интересная игра: мы учились переворачивать знакомое "с ног на голову", совмещать несовместимое и "рвать шаблоны".

У меня заработала "мысль библиотечная". Игра по группам с артефактами и фэнтези-ходами - это же настоящая находка! Альтернатива викторинам и "угадайкам". Попробуем!

День второй. Через тернии - к звёздам!


Белорусский день в Школе открыла Виктория Пилипцевич  мастер-классом "Как не растерять заинтересованных в обучении?".

Четыре команды от лица школы, вуза, учреждения дополнительного образования и корпорации составляли списки заинтересованных в обучении лиц и "недоброжелателей", а потом в ходе "мозгового штурма" придумывали, как не отпугнуть первых и привлечь на свою сторону вторых.

На мастер-классе было нескучно

Наша команда выступала от лица вуза. Списки  заинтересованных в обучении у нас получились внушительными, начиная Министерством образования и заканчивая родителями студентов. В итоге обсуждения пришли к выводу, что самый лучший вуз - это вуз автономный!

Итоги мозгового штурма

Следующий мастер-класс - "Управление данными в учебной среде" от Елены Локтевой и Сергея Запорожченко - был напрямую связан с проектированием LMS (Learning Management System), системы управления обучением. Признаться, что за зверь LMS, я знала весьма приблизительно: что-то читала, что-то слышала.. Поэтому мастер-класс проходила, что называется, "методом погружения". Поначалу подрастерялась: сущности, атрибуты, связи между сущностями, потоки данных... Голова крУгом:)  Спасибо команде (Константин Бугайчук, Наталья Кузнецова, Юрий Майский, Александр Кузнецов) за помощь и подсказки.

Разобралась и с потоками данных, и с сущностями. Даже диаграмму нарисовала. "Сущность-связь" называется. Диаграмма, конечно, не безупречна (пара ошибок там все-таки есть). Но не ошибается тот, кто ничего не делает. А я очень старалась... :)


В заключение дня Сергей Запорожченко рассказал о форматах Scorm и TinCan, их принципах работы в деле сбора данных об учебной среде, объяснил, в чём их "плюсы" и "минусы".


Второй день оказался для меня самым насыщенным и сложным, а мастер-классы были, что называется, "на вырост". Но, думаю, попытка "глубокого погружения" в e-learning состоялась!

День третий. Кому мелких пакостей?, или Дизайн - дело серьёзное


В третий день мастер-класс "Мобильное обучение и микрообучение" проводил Александр Шумилин. МК начался шуткой: "Мобильное обучение - это обучение с помощью мобильного телефона. А микрообучение - это когда телефон маленький".


Шутки шутками, а мобильное обучение последние несколько лет - самый тренд. Два года назад мне посчастливилось участвовать в проекте по мобильному обучению библиотекарей под руководством Елены Николаевны Ястребцевой и стать одним из авторов блога "23 дела с мобильным".

Поэтому на мастер-классе мне было интересно и нескучно. Александр - потрясающий рассказчик, и мастер-класс прошёл на одном дыхании. Сначала мы обсудили "фишки" мобильного обучения, его достоинства и недостатки, а потом в командах проектировали мобильные обучающие курсы.

Наша команда (Виктория Пилипцевич, Константин Бугайчук, Сергей Колков и я) работала над мобильным приложением "Чертёнок № 13" по производству... мелких пакостей под девизом: "Пакость должна быть быстрой!".

Наша команда
Приложение обучающее, поэтому не всё так просто. Для того, чтобы сделать хорошую качественную пакость, пользователь должен поднадсосредоточиться и вспомнить законы физики и химии, а то и освежить в памяти основы права, чтобы пакость не зашла слишком далеко.

Какие  задумки у нас были?
- Галерея "лучших пакостников".
- Форум по "обмену премудростями".
- Интерактивная карта совершённых "подвигов".
- Энциклопедия самых известных мировых пакостей.

Вы думаете, что карусель на мастер-классе - это фантастика? А вот и нет! Было дело:)  Во время "карусели" команды, по очереди переходя от одного стола к другому, давали советы, как можно улучшить проект. Нам, например, присоветывали опцию "Опереди конкурента!" и расширение целевой аудитории (пакостям все возрасты покорны?)  от школьников 10+ до офисных работников.

В итоге наш проект победил, собрав больше всего "денежных знаков". Вот такой ответ "Pokemon Go".

Мастер-класс "Редактируем дизайном" проводил Константин Бугайчук. На конкретных примерах убедил слушателей, что дизайн - дело серьезное, а в создании учебного материала (и не только) мелочей не бывает.


Не секрет,  библиотекари и учителя - сами себе дизайнеры: и буклеты верстают, и презентации мастерят, и виртуальные выставки проектируют. Всегда ли удачно? Кажется, нет...

Слайд из презентации К.Л. Бугайчука

Совершенству нет предела! На мастер-классе мы работали художественными редакторами рекламных листовок: критиковали их дизайн, предлагали свои варианты улучшения. Оказалось, в дизайне всё гениальное просто... если придерживаться четырёх принципов: группировка, выравнивание, повтор и контраст.

Один из лучших и полезных мастер-классов на Летней школе. Константин Бугайчук оказался не только отличным спикером, но и самым щедрым ведущим, поделившись коллекцией книг по типографике и дизайну (уже скачала, уже читаю), а также своими презентациями по теме, за что ему большое спасибо.

День четвёртый. Вам не нравятся электронные курсы? Вы их просто готовить не умеете!


В последний день Школы нас ждал мастер-класс от Сергея Колкова "Per aspera ad... cursus" по разработке и проектированию электронного курса. Сергей подробно рассказал, как "кирпичик за кирпичиком" можно складывать свой электронный курс, не забывая про его цель, задачи и актуальность.


В итоге у нашей команды появилась чудная заготовка будущего электронного курса "Безопасный Интернет", которую мы для наглядности тут же водрузили на стену.

Процесс водружения
Идея курса как нельзя актуальна. И для подростков, которых мы учим информационной грамотности, и для людей элегантного возраста, которые только делают первые шаги в Сети. Проектируем? Поехали!

Первым делом нужно "заманить" пользователей на курс. Придумываем видеострашилку - объясняшку об опасностях Интернета. Не удержалась и сделала уже после Школы вот такой небольшой видеоролик (не судите строго). "Объясняшек" под руками не было, так что пока силами "Киностудии Windows Live".


После мастер-класса - голосование и награждение победителей. 
Героями Школы стали:
  • Александр Шумилин (Мастер управления проектами e-learning).
  • Сергей Колков (Мастер разработки е-курсов).
  • Константин Бугайчук (Гроссмейстер Летней школы e-learning 2016)
Самые тёплые поздравления победителям!

Победители Летней Школы


За кадром


Что осталось за кадром Школьной программы? Нескучное неформальное общение, поиск черники, малины и грибов в лесу, кормление кроликов, катание на качелях, прыжки на батуте.

Открытие  удивительной игры "UNO", о существовании которой раньше я и не подозревала. Неважно, что выиграть так ни разу и не удалось. Зато поучаствовала в трех часах безудержного веселья! Вспоминаю - и до сих пор улыбаюсь.
Пока всё серьезно. До безудержного веселья оставались считанные минуты...
Ни разу не пожалела, что оказалась на Летней школе. Рада была познакомиться с командой настоящих профессионалов своего дела. И особенно приятно, что меня приняли в эту команду. У меня и доказательство есть. Вот оно.


Огромная признательность Елене Локтевой за помощь, гостеприимство и потрясающую организацию Школы.

Спасибо за чудесную компанию Константину Бугайчуку, Наталье Кузнецовой, Юрию Майскому и Ульяне Мальцевой.

Благодарю Светлану Павлову, с которой нам наконец удалось развиртуализироваться, за приятный и неожиданный подарок - книгу Дэйва Берджеса "Обучение как приключение". 


Кроме Школьных занятий, были еще два совершенно замечательных дня знакомства с достопримечательностями Минска. Но это уже совсем другая история.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий