Недавно мы обсудили процесс разработки курсов. Он может быть разный, в зависимости от того, мы говорим о внутренней разработке или внешней. Также может зависеть от темы курса, целевой аудитории, приоритета и скорости обучения. Возникает достаточно много вопросов:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Во-первых, нужно определиться с тем, кто участвует в процессе разработки.
Внутренняя разработка (в идеале, так как некоторых специалистов может не быть в отделе обучения или один специалист может выполнять функции сразу нескольких, что не очень эффективно и в то же время встречается):
- эксперт (тот, кто знает тему курса, это может быть или тренер, или просто специалист, который занимается тем, чему надо обучить, например, старший кассир)
- методист (тот, который поможет эксперту правильно скомпоновать курс на основе имеющейся у эксперта информации)
- педагогический дизайнер (тот, кто понимает, как перенести знания эксперта в электронный формат и сделать обычный слайдовый или интерактивный курс, симулятор, тренажер и т.д.)
- корректор (тот, кто исправит ошибки в тексте и возможно, адаптирует текст для наилучшего восприятия)
- администратор СДО или др. специалист, который будет отвечать за сборку курса в редакторе и размещение его в СДО
- контент-менеджер СДО или др. e-learning специалист, который будет отвечать за назначение курсов, графики обучения, отслеживание процесса обучения и аналитику.
- руководитель проекта (тот, кто соберет вместе эксперта, методиста и пед.дизайнера и на начальном этапе установит, какая стоит задача обучения и с помощью каких форматов ее можно реализовать и нужен ли вообще в данном случае электронный курс).
Внешняя разработка (у провайдеров чаще всего процесс налажен таким образом, что за каждый этап создания курса отвечает конкретный специалист):
- эксперт по теме (чаще всего это представитель компании-заказчика)
- методист
- педагогический дизайнер
- корректор
- сборщик (верстальщик)
- дизайнер (анимации, изображения)
- программист (если требуется доп.работа над объектами курса вне редактора курса или средства разработки)
- руководитель проекта по разработке эл. курса от провайдера (тот, кто полностью курирует разработку от постановки целей до пилотного тестирования)
- руководитель проекта по разработке эл. курса от компании-заказчика
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ (ЭТАПЫ)
Когда все действующие лица уже названы, то построить процесс и расписать его поэтапно не составит труда. Тут важно еще понимать основы педагогического дизайна, который говорит нам о том, что разработка курса состоит из таких ключевых этапов:
1. Анализ (оценка потребности в обучении, анализ целевой аудитории, определение целей обучения)
2. Проектирование и разработка (определение формата обучения, используемых методов и технологий, разработка сценария и самого курса)
3. Внедрение (организация обучения, назначение, сопровождение процесса)
4. Оценка (реакция на обучение, результаты, изменение поведения/навыков, влияние на бизнес, тут читаем про Киркпатрика и другие модели измерения эффективности)
Каждый из этих этапов заслуживает отдельного внимания.
Рекомендуем детальнее изучить:
1) педагогический дизайн
2) модель ADDIE:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ШАБЛОНЫ, ДОГОВОРЕННОСТИ)
Участники процесса названы. Этапы процесса прописаны. Как теперь настроить эффективное взаимодействие? Чаще всего возникают такие вопросы:
Во взаимодействии участников в процессе разработки курса ключевой момент - это работать в команде. Каждый участник должен понимать, что он тут делает, какие его задачи, для чего мы все тут собрались и что будет в результате.
Если говорить о внешней разработке, то тут бывает проще, так как есть техническое задание на электронный курс. И тогда внимание участников процесса акцентируется на том, чтобы качественно это задание подготовить, согласовать и поэтапно идти, отслеживая сроки.
Если говорить о внутренней разработке, то большой поток курсов также приводит отдел обучения (иногда, не сразу, а со временем) к тому, что с заказчиком (да, даже с внутренним) мы общаемся через анкету, запрос, проводим очные встречи и анализируем потребности в обучении. Эксперту мы помогаем тем, что предлагаем готовые шаблоны для сценариев, презентаций и даже самих электронных курсов (например, если есть стандартизированные корпоративные макеты и простой удобный редактор курсов).
Если не договориться о том, по каким правилам будет идти взаимодействие, то знание этапов и разработки электронных курсов нам не поможет эффективно наладить этот процесс.
В итоге, для того, чтобы настроить разработку эл. курсов, нужно:
1. Знать действующих лиц (и внутренней, и внешней разработки, так как часто компания так или иначе сталкивается с обоими вариантами)
2. Знать этапы разработки курсов и основные модели проектирования.
3. Утвердить правила взаимодействия для всех участников процесса разработки.
Также читайте:
- В каком виде/формате/шаблоне документа должен предоставлять исходные материалы преподаватель/эксперт?
- Что должно быть в сценарии курса?
- Где прописываются инструменты, которые будут в электронном курсе?
- Кто прописывает план занятий после того, как будет все загружено в СДО?
- Какая должна быть очередность подготовки данных документов?
- Какие этапы разработки курсов?
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Во-первых, нужно определиться с тем, кто участвует в процессе разработки.
Внутренняя разработка (в идеале, так как некоторых специалистов может не быть в отделе обучения или один специалист может выполнять функции сразу нескольких, что не очень эффективно и в то же время встречается):
- эксперт (тот, кто знает тему курса, это может быть или тренер, или просто специалист, который занимается тем, чему надо обучить, например, старший кассир)
- методист (тот, который поможет эксперту правильно скомпоновать курс на основе имеющейся у эксперта информации)
- педагогический дизайнер (тот, кто понимает, как перенести знания эксперта в электронный формат и сделать обычный слайдовый или интерактивный курс, симулятор, тренажер и т.д.)
- корректор (тот, кто исправит ошибки в тексте и возможно, адаптирует текст для наилучшего восприятия)
- администратор СДО или др. специалист, который будет отвечать за сборку курса в редакторе и размещение его в СДО
- контент-менеджер СДО или др. e-learning специалист, который будет отвечать за назначение курсов, графики обучения, отслеживание процесса обучения и аналитику.
- руководитель проекта (тот, кто соберет вместе эксперта, методиста и пед.дизайнера и на начальном этапе установит, какая стоит задача обучения и с помощью каких форматов ее можно реализовать и нужен ли вообще в данном случае электронный курс).
Внешняя разработка (у провайдеров чаще всего процесс налажен таким образом, что за каждый этап создания курса отвечает конкретный специалист):
- эксперт по теме (чаще всего это представитель компании-заказчика)
- методист
- педагогический дизайнер
- корректор
- сборщик (верстальщик)
- дизайнер (анимации, изображения)
- программист (если требуется доп.работа над объектами курса вне редактора курса или средства разработки)
- руководитель проекта по разработке эл. курса от провайдера (тот, кто полностью курирует разработку от постановки целей до пилотного тестирования)
- руководитель проекта по разработке эл. курса от компании-заказчика
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ (ЭТАПЫ)
Когда все действующие лица уже названы, то построить процесс и расписать его поэтапно не составит труда. Тут важно еще понимать основы педагогического дизайна, который говорит нам о том, что разработка курса состоит из таких ключевых этапов:
1. Анализ (оценка потребности в обучении, анализ целевой аудитории, определение целей обучения)
2. Проектирование и разработка (определение формата обучения, используемых методов и технологий, разработка сценария и самого курса)
3. Внедрение (организация обучения, назначение, сопровождение процесса)
4. Оценка (реакция на обучение, результаты, изменение поведения/навыков, влияние на бизнес, тут читаем про Киркпатрика и другие модели измерения эффективности)
Каждый из этих этапов заслуживает отдельного внимания.
Рекомендуем детальнее изучить:
1) педагогический дизайн
2) модель ADDIE:
- Analyze (анализ) — анализ характеристик учащегося.
- Design (дизайн) — разработка учебных целей, выбор подхода к обучению.
- Develop (разработка) — создание учебных материалов.
- Implement (применение) — доставка знаний.
- Evaluate (оценка) — контроль достижения учебных целей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ШАБЛОНЫ, ДОГОВОРЕННОСТИ)
Участники процесса названы. Этапы процесса прописаны. Как теперь настроить эффективное взаимодействие? Чаще всего возникают такие вопросы:
- Как наладить совместную работу с экспертом?
- Как понять, чего хочет заказчик?
- Что делать, если нарушаются сроки разработки курса?
- Почему электронный курс получился совсем не такой, как планировали?
Во взаимодействии участников в процессе разработки курса ключевой момент - это работать в команде. Каждый участник должен понимать, что он тут делает, какие его задачи, для чего мы все тут собрались и что будет в результате.
Если говорить о внешней разработке, то тут бывает проще, так как есть техническое задание на электронный курс. И тогда внимание участников процесса акцентируется на том, чтобы качественно это задание подготовить, согласовать и поэтапно идти, отслеживая сроки.
Если говорить о внутренней разработке, то большой поток курсов также приводит отдел обучения (иногда, не сразу, а со временем) к тому, что с заказчиком (да, даже с внутренним) мы общаемся через анкету, запрос, проводим очные встречи и анализируем потребности в обучении. Эксперту мы помогаем тем, что предлагаем готовые шаблоны для сценариев, презентаций и даже самих электронных курсов (например, если есть стандартизированные корпоративные макеты и простой удобный редактор курсов).
Если не договориться о том, по каким правилам будет идти взаимодействие, то знание этапов и разработки электронных курсов нам не поможет эффективно наладить этот процесс.
В итоге, для того, чтобы настроить разработку эл. курсов, нужно:
1. Знать действующих лиц (и внутренней, и внешней разработки, так как часто компания так или иначе сталкивается с обоими вариантами)
2. Знать этапы разработки курсов и основные модели проектирования.
3. Утвердить правила взаимодействия для всех участников процесса разработки.
Также читайте:
- Как рассчитать срок разработки электронного курса?
- Секрет эффективного электронного курса
- 10 советов для тех, кто разрабатывает электронные курсы (по принципам педагогического дизайна)
- Универсальный менеджер - всегда ли это оправдано? Поговорим о разделении труда
Комментариев нет:
Отправить комментарий