четверг, 21 июня 2012 г.

Мобильный кампус как я его вижу

Автор: Травкин Иван

В данном посте я попытаюсь кратко и максимально доступно изложить концепцию мобильного кампуса, которая позволяет привнести элемент мобильного обучения в вузовский учебный процесс. Перед тем как изложить собственное видение мобильного кампуса, я должен сказать пару слов о том, чем для меня является университет.

Университет я понимаю как некую инфраструктуру, центральным элементом которой выступает учебно-исследовательское сообщество, состоящее из студентов и членов профессорско-преподавательского состава. Совокупность площадей и материально-технического обеспечения мне видятся как один большой хакерспейс, принадлежащим этому сообществу. Ну а опыт обучения в университете — как опыт активно-результативного участия в указанном сообществе. Предлагаю опустить обсуждение некоторых очевидных недостатков такой точки зрения и прямо сейчас перевести внимание на мобильное обучение. Я думаю, что наибольший потенциал мобильного обучения, а, точнее, мобильного учения (mobile learning) кроется в возможности быть частью учебного сообщества в каждый момент времени, непрерывно. Главное здесь вовсе не доступ к учебному контенту в любое время и из любого места, главное — это трансляция собственного и участие в чужом учебно-познавательном опыте. И, да, если вы хотите преподавать в данном контексте, то должны позволить студентам стать соучастниками вашего собственного учебно-познавательного опыта (актуального или воспроизводимого).

Общаясь с коллегами, я придумал очень простое определение для мобильного кампуса. Мобильный кампус — это неформальный «backchannel» формального учебного процесса (в вузе/ссузе). К этому определению достаточно сделать всего два пояснения:
1) в отличие от «backchanell» на вебинарах (чат участников), общение в мобильном кампусе не ограниченно ни временными, ни какими-либо другими организационными рамками; 2) общение в мобильном кампусе опосредовано инструментами учебной аналитики и прочими интеллектуальными алгоритмами, упрощающими навигацию и анализ дискурса.

Для более полной картины, скажу, что под общением в мобильном кампусе я подразумеваю производство и обмен артефактами осмысления. Я называю это циркуляцией «квантов» рефлексии, которая осуществляется в контексте всевозможных пересечений взаимопроникающих персональных учебных сетей участников мобильного кампуса. Звучит сложно и расплывчато, но я уверен, что счастливые обладатели персональных учебных сетей поймут меня. В качестве примера «кванта» рефлексии можно привести составленный студентом опорный конспект лекции. Комментарии и дополнения к этому конспекту (в т. ч. написанные преподавателем!) — тоже «кванты» рефлексии. В свою очередь, интеллектуальные алгоритмы, которые ищут, связывают, анализируют и представляют тем или иным образом артефакты осмысления, т. е. единицы пользовательского контента, должны использоваться для выявления вероятных учебных достижений и упрощения процедуры их аккредитации.

Мобильный кампус — это, прежде всего, возможность быть частью учебного сообщества (когнитивное присутствие) в любое время и в любом месте. Причем «в любое время» подразумевает и такие моменты как «до поступления» или «после окончания» (будущие студенты, успешные выпускники). Мобильный кампус нужен для того, чтобы создать в учебном заведении коллективно-рефлексивное измерение неформальной учебной деятельности, опосредованной мобильными технологиями. Что же касается учебного контента, об оптимизации которого для мобильных устройств мы сегодня так много говорим, то этот контент должен быть в СДО, т. е. там, где ему и место. Мобильный интерфейс становится чем-то само собой разумеющимся в наши дни, поэтому всякая СДО, как и прочие сервисы электронной инфраструктуры учебного заведения, должны обладать им. От мобильного кампуса остается потребовать интеграции с данной инфраструктурой.

Могу порекомендовать так же объяснение мобильного кампуса на языке студентов. Кроме того, приглашаю всех, кому данная концепция кажется важной или просто интересной, в соотвествующую группу на Facebook. Наконец, я буду очень признателен, если вы найдете время поделиться собственными мыслями и замечаниями в комментариях к данному посту.

2 комментария:

  1. Несколько мыслей вслух при попытке разобраться с целями и назначением мобильного кампуса. Вопрос о мотивах, культуре образования и целях/ожиданиях самих студентов и преподавателей от мобильного кампуса. Насколько я понимаю, ключевой момент - «трансляция собственного и участие в чужом учебно-познавательном опыте», т.е. совместная познавательная деятельность, формирование неких знаний о чем-то конкретной персоне/группе интересном/нужном, а не потребительский подход (какой имеет место в студенческой сети – взаимопомощь-выручка). Своеобразный сетевой тематический клуб? Студенческо-преподавательское научное сообщество с доступностью «в любое время отовсюду» всем заинтересованным в решении когнитивной задачи?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень просто! Мобильный кампус нужен для утилизации неформальной (учусь, занимаясь своими делами) и социальной (учим друг друга) составляющих учебной деятельности, опосредованных мобильными технологиями (в первую очередь, всевозможными носимыми устройствами для доступа к сети). Но чтобы сделать это эффективно, необходимо ввести и поддерживать высокую культуру учебной деятельности, основным элементом которой является рефлексивное взаимодействие участников (я пока не говорю о том, каким образом создается эта культура; в наших условиях создать такую культура практически с нуля крайне сложно). Иначе говоря, мобильный кампус не должен "скатываться" до простого обмена сообщениями ("Че делаешь?", "Пойдешь на пару?", "В какой аудитории?") и файлами (a la "kursa4_allreferats.ru.doc.rar"); он должен стать интерфейсом учебного сообщества. Ожидания преподавателей и студентов можно описать следующим образом. Преподаватели ждут, что студенты будут интересоваться их предметами и за пределами университета ("обидно, когда студентам плевать! зачем вообще они учатся?"). Студенты ожидают удовлетворить свои интересы в рамках учебного сообщества ВУЗа ("преподам свой собственный предмет неинтересен: бубнит час, неповорачиваясь от доски, потом собирается и уходит. с однокурсниками тоже не поговорить особо...").

    ОтветитьУдалить