Автор: Иван Травкин
В качестве итога второй темы #соразвит14 и общего практического руководства по персональной учебной сети, предлагаю мою концептуализацию четырех этапов: построение, фокусирование, отображение и визуализация. Этапы выделены с точки зрения задач самостоятельного неформального (informal) повышения квалификации и профессионального развития в Интернет.
Это сообщение адресовано, в первую очередь, моим коллегам по курсу #соразвит14, дискуссия с которыми помогла собраться с мыслями. Отвечая на их вопросы, я заново взглянул на то, о чем долгое время думал и пытался рассказывать. Помимо коллег-однокурсников, думаю, изложенное будет интересно всем, кто интересуется социальным обучением в корпоративном секторе и связывает с ним будущее e-learning.
Важно: рассматриваемые этапы не являются шагами некоего линейного алгоритма. Данные этапы взаимосвязаны, параллельны и многократно повторяются в процессе работы с персональной учебной сетью.
1. ПОСТРОЕНИЕ
Построение персональной сети означает добавление новых контактов в различных сервисах Веб 2.0, в первую очередь, в социальных сетях. Развивая персональную сеть, мы также формируем персональную образовательную среду, т. е. совокупность инструментов (сервисов Веб 2.0), которые мы используем для работы с информационными ресурсами Интернет и дистанционного взаимодействия с коллегами. Например, знакомство с новыми коллегами в Интернет может привести к регистрации в новых сервисах (например, если они зарегистрированы в тех социальных сетях, в которых мы еще не состоим).
Процесс построения персональной сети предполагает добавление не только новых людей, но и уже знакомых коллег, например, когда у них несколько независимых профайлов в одних и тех же сервисах (с целью разграничить направления деятельности). Добавление новых контактов в персональную учебную сеть -- это процесс помещения самого себя в децентрированный центр коннективистской организации.
На что обратить внимание. Результат любого поиска в Google -- информационный ресурс. У каждого ресурса, в свою очередь, есть автор. Это то, о чем мы должны помнить, и чем можно активно пользоваться: выходить на связь с новыми интересными людьми. Ищите информацию об авторе, адрес его почты, ссылки на социальные сети и т. д.
2. ФОКУСИРОВАНИЕ
Фокусирование означает временное выделение ограниченного круга контактов из персональной учебной сети для взаимодействия на основе текущих целей. Рано или поздно мы столкнемся с ситуацией, когда персональная сеть станет слишком большой, а спектр интересов наших контактов -- слишком широким (для одновременного восприятия). При этом ленты обновлений в социальных сетях (в Facebook, в Twitter и т. д.) превратятся в мозаику из сообщений, никак не связанных между собой. Потребуется фокусирование.
Здесь важно (с т. з. коннективизма), что персональная образовательная среда позволяет автоматизировать фокусирование (пока частично, но инструменты продолжают развиваться). Большинство социальных сервисов позволяют: (1) организовывать контакты тем или иным образом и (2) выполнять поиск с учетом контекста (событие или тема).
Например, в Twitter для обозначения контекста используют хештеги (ключевые слова), при этом поиск по хештегам можно осуществлять как глобально, так и в сообщениях наших контактов (см. подсказку на рисунке ниже). Просматривая результаты, можно одновременно организовывать коллег в специально созданный список, который позже позволит оперативно просматривать обновления только от них (пока контекст будет актуален).
3. ОТОБРАЖЕНИЕ
Отображение означает непрерывную рефлексию учебной и профессиональной деятельностей путем публикации в персональной учебной сети. Публикуя собственное содержание, отдавая что-то коллегам, мы ожидаем их отклика, обратной связи (признак того, что сеть работает в обе стороны). Чтобы понять, как и чем можно делиться с сетью, мы так же наблюдаем за тем, как это делают наши сетевые коллеги.
Помните четыре основных типа активности участника cMOOC -- агрегацию, ремикс, повторное использование и распространение? Это четыре основных типа/режима учебного-познавательного процесса коннективистского учащегося (автономного учащегося). Отображение можно отнести к последнему, -- распространению, -- встроенному сразу и в агрегацию, и в ремикс, и в повторное использование. Отображение на уровне агрегации и ремикса называется кураторством содержания; повторное использования -- это уже производство оригинального, собственного содержания в сети.
В основе отображения -- мои давние размышления (почему это важно с т. з. сервисов персональной среды) и идея Дж. Сименса ("делающий свой учебный процесс прозрачным, становится учителем"). Вместе с фокусированием, отображение позволяет обладателю персональной учебной сети создавать или, точнее, перемещаться в зону своего ближайшего развития (см. простое объяснение ЗБР в блоге В. Бричник и обсуждение в блоге О. Брыксиной).
4. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Визуализация означает получение и анализ графиков социальных связей (графовые модели) в различных сервисах для того, чтобы понять структуру персональной учебной сети и принять решение о ее дальнейшем развитии. Для визуализации необходимо иметь специальные инструменты в персональной образовательной среде, которые позволяют собирать необходимые данные о наших связях и соответствующим образом их отображать (строить графики).
Ниже приведена визуализация той части моей персональной учебной сети, которая связана с контактами на Facebook (прошлогодние данные).
Как анализировать графовые модели? Во-первых, обратить внимание на связные компоненты, если граф распадается на две и большее количество независимых подсетей. Затем изучить состав кластеров -- "сгущений" внутри больших связных компонент. Почему отдельные группы сетевых коллег образуют такие кластеры? Возможно, они относятся к разным сообществам? Тогда какую роль играем мы? Можем ли мы стать тем самым "мостиком" ("брокером" в специальной терминологии), организующим сообщение отдельных компонент? Есть ли другие "мостики"? Входят ли они в нашу персональную сеть, и как их искать? О каких общих контактах наших контактов мы еще не знаем? К сожалению, не на все их этих вопросов можно ответить, просто глядя на изображения. Требуются специальные инструменты.
Главная сложность: инструменты визуализации достаточно сложны для неподготовленных пользователей. Часто приходится использовать сразу несколько сервисов и программ, чтобы получить наглядный результат (то, что можно анализировать). Я, как правило, использую собственные разработки для обработки данных перед получением графиков. Необходимая теория и инструменты универсального назначения подробно рассмотрены в работах А. С. Воронкина (рекомендую):
В качестве итога второй темы #соразвит14 и общего практического руководства по персональной учебной сети, предлагаю мою концептуализацию четырех этапов: построение, фокусирование, отображение и визуализация. Этапы выделены с точки зрения задач самостоятельного неформального (informal) повышения квалификации и профессионального развития в Интернет.
Это сообщение адресовано, в первую очередь, моим коллегам по курсу #соразвит14, дискуссия с которыми помогла собраться с мыслями. Отвечая на их вопросы, я заново взглянул на то, о чем долгое время думал и пытался рассказывать. Помимо коллег-однокурсников, думаю, изложенное будет интересно всем, кто интересуется социальным обучением в корпоративном секторе и связывает с ним будущее e-learning.
Важно: рассматриваемые этапы не являются шагами некоего линейного алгоритма. Данные этапы взаимосвязаны, параллельны и многократно повторяются в процессе работы с персональной учебной сетью.
1. ПОСТРОЕНИЕ
Построение персональной сети означает добавление новых контактов в различных сервисах Веб 2.0, в первую очередь, в социальных сетях. Развивая персональную сеть, мы также формируем персональную образовательную среду, т. е. совокупность инструментов (сервисов Веб 2.0), которые мы используем для работы с информационными ресурсами Интернет и дистанционного взаимодействия с коллегами. Например, знакомство с новыми коллегами в Интернет может привести к регистрации в новых сервисах (например, если они зарегистрированы в тех социальных сетях, в которых мы еще не состоим).
Процесс построения персональной сети предполагает добавление не только новых людей, но и уже знакомых коллег, например, когда у них несколько независимых профайлов в одних и тех же сервисах (с целью разграничить направления деятельности). Добавление новых контактов в персональную учебную сеть -- это процесс помещения самого себя в децентрированный центр коннективистской организации.
На что обратить внимание. Результат любого поиска в Google -- информационный ресурс. У каждого ресурса, в свою очередь, есть автор. Это то, о чем мы должны помнить, и чем можно активно пользоваться: выходить на связь с новыми интересными людьми. Ищите информацию об авторе, адрес его почты, ссылки на социальные сети и т. д.
2. ФОКУСИРОВАНИЕ
Фокусирование означает временное выделение ограниченного круга контактов из персональной учебной сети для взаимодействия на основе текущих целей. Рано или поздно мы столкнемся с ситуацией, когда персональная сеть станет слишком большой, а спектр интересов наших контактов -- слишком широким (для одновременного восприятия). При этом ленты обновлений в социальных сетях (в Facebook, в Twitter и т. д.) превратятся в мозаику из сообщений, никак не связанных между собой. Потребуется фокусирование.
Здесь важно (с т. з. коннективизма), что персональная образовательная среда позволяет автоматизировать фокусирование (пока частично, но инструменты продолжают развиваться). Большинство социальных сервисов позволяют: (1) организовывать контакты тем или иным образом и (2) выполнять поиск с учетом контекста (событие или тема).
Например, в Twitter для обозначения контекста используют хештеги (ключевые слова), при этом поиск по хештегам можно осуществлять как глобально, так и в сообщениях наших контактов (см. подсказку на рисунке ниже). Просматривая результаты, можно одновременно организовывать коллег в специально созданный список, который позже позволит оперативно просматривать обновления только от них (пока контекст будет актуален).
3. ОТОБРАЖЕНИЕ
Отображение означает непрерывную рефлексию учебной и профессиональной деятельностей путем публикации в персональной учебной сети. Публикуя собственное содержание, отдавая что-то коллегам, мы ожидаем их отклика, обратной связи (признак того, что сеть работает в обе стороны). Чтобы понять, как и чем можно делиться с сетью, мы так же наблюдаем за тем, как это делают наши сетевые коллеги.
Помните четыре основных типа активности участника cMOOC -- агрегацию, ремикс, повторное использование и распространение? Это четыре основных типа/режима учебного-познавательного процесса коннективистского учащегося (автономного учащегося). Отображение можно отнести к последнему, -- распространению, -- встроенному сразу и в агрегацию, и в ремикс, и в повторное использование. Отображение на уровне агрегации и ремикса называется кураторством содержания; повторное использования -- это уже производство оригинального, собственного содержания в сети.
В основе отображения -- мои давние размышления (почему это важно с т. з. сервисов персональной среды) и идея Дж. Сименса ("делающий свой учебный процесс прозрачным, становится учителем"). Вместе с фокусированием, отображение позволяет обладателю персональной учебной сети создавать или, точнее, перемещаться в зону своего ближайшего развития (см. простое объяснение ЗБР в блоге В. Бричник и обсуждение в блоге О. Брыксиной).
4. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Визуализация означает получение и анализ графиков социальных связей (графовые модели) в различных сервисах для того, чтобы понять структуру персональной учебной сети и принять решение о ее дальнейшем развитии. Для визуализации необходимо иметь специальные инструменты в персональной образовательной среде, которые позволяют собирать необходимые данные о наших связях и соответствующим образом их отображать (строить графики).
Ниже приведена визуализация той части моей персональной учебной сети, которая связана с контактами на Facebook (прошлогодние данные).
Как анализировать графовые модели? Во-первых, обратить внимание на связные компоненты, если граф распадается на две и большее количество независимых подсетей. Затем изучить состав кластеров -- "сгущений" внутри больших связных компонент. Почему отдельные группы сетевых коллег образуют такие кластеры? Возможно, они относятся к разным сообществам? Тогда какую роль играем мы? Можем ли мы стать тем самым "мостиком" ("брокером" в специальной терминологии), организующим сообщение отдельных компонент? Есть ли другие "мостики"? Входят ли они в нашу персональную сеть, и как их искать? О каких общих контактах наших контактов мы еще не знаем? К сожалению, не на все их этих вопросов можно ответить, просто глядя на изображения. Требуются специальные инструменты.
Главная сложность: инструменты визуализации достаточно сложны для неподготовленных пользователей. Часто приходится использовать сразу несколько сервисов и программ, чтобы получить наглядный результат (то, что можно анализировать). Я, как правило, использую собственные разработки для обработки данных перед получением графиков. Необходимая теория и инструменты универсального назначения подробно рассмотрены в работах А. С. Воронкина (рекомендую):
- обзорная статья: Воронкин, А. С. (2014). Социальные сети: эволюция, структура, анализ. Образовательные технологии и общество, Т. 17, 1.
- презентации на Slideshare
- Twitter и Facebook, чтобы добавить Алексея в свою сеть
Комментариев нет:
Отправить комментарий