вторник, 24 октября 2017 г.

Нужен ли педагогический дизайн учебному тексту?

Автор: Владимир Наумов

Сейчас для обучающихся на постсоветском пространстве  уже нет тех ограничений в доступе к учебным и научным текстам, которые имели место всего 30-15 лет назад. Времена, когда имели место
  • одна каноническая учебная программа,
  • плюс 1 (как правило) - 2 правильных учебника к ней,
  • плюс преподающий (и конспект его лекций) как приложение к программе и учебнику,
постепенно погружаются в Лету.

Роли и место и ученика и обучающегося в современном образовании изменились. Изменилась и продолжает меняться и работа с учебными текстами.  

Тенденции и проблемы:
  • Составление учебников и учебных пособий перестаёт быть уделом избранных. Всё более активно в этот процесс включаются преподаватели и учителя.  Они создают собственные учебно-методические материалы, сценарии собственных занятий, готовят тексты своих лекций, все более активно (и не всегда по собственной воле) вовлекаются в создание  различных жанров электронных образовательных ресурсов. Находясь между предметной областью, научным знанием и обучающимся, преподаватель становится их своеобразным представителем. Не пассивным транслятором информации, а организатором и управленцем работы учеников с нею. Готов ли весь преподавательский корпус к новой роли?
  • От преподавателей всё более активно требуются методические и научно-методическиепубликации  в профессиональных изданиях или на уровне требований таких изданий.
  • Порою забывается, что устный текст —  это тоже текст. Учитель в школе, преподаватель в колледже или вузе, бизнес-тренер постоянно генерирует устные тексты. В полной мере это относится и видео-лекциям (включая и постановочные),  которые набирают все большую популярность. Устная речь преподавателя суть творческое текстопрорждение, динамически меняющаяся в зависимости от учебной ситуации. При таком говорении не должна искажаться или неполно представляться информация об изучаемой предметной области.
  • По мере роста удельного веса самостоятельной работы обучающихся от них все больше  требуется активно писать и говорить, владеть высокоразвитыми навыки успешного чтения, воспроизведения и интерпретации изученного,  а также составления сочинений различного рода:  ученических портфолио,  презентаций, эссе,  оформления индивидуальных и групповых проектов.  Всё более очевидным на постсоветских территориях становится необходимость обучение академическим чтению, письму и академическому говорению.
  • Как бы ни активничали сторонники визуализации учебного материала и апологеты минимизации удельного веса текстового контента в учебном процессе, значение учебно-научных, учебно-методических  текстов, а также творческих работ учащихся в вербальной форме очевидно возрастает. При этом не нужно забывать, что визуальный ряд иллюстрирует вербальную информацию, а не наоборот.  В случае же, когда учащиеся осваивают новые знания, опираясь не на текстовые способы  представления знаний (графики, схемы, диаграммы, концепт-карты, семантические сети, фреймы, модели и тому подобное) они, в конечном итоге, переводит их на естественный язык и/или на язык логики изучаемой дисциплины.

Представленный выше список позиций ( отнюдь неполный и не завершенный)  всё же, думается, позволяет сделать следующие выводы:

Необходимо обучать как преподавателей, так и обучающихся  работе с текстами:
учеников — академическому чтению и письму
преподающих — такому изложение информации (устному или письменному), чтобы она превращалась в знания учащегося.

Чтобы это случилось, нужен новый подход к созданию учебного текстового контента. Его реализация позволит:
организовать учебный текст таким образом, чтобы он определял содержание деятельности на стороне ученика, управлял бы его учением так, чтобы обеспечивать формирование и дальнейшее развитие
  • когнитивного (интеллектуального),
  • эмоционально-ценностного,
  • практического
опыта обучающихся.

Учебные тексты должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать самостоятельную работу учащихся по обретению такого опыта, как минимум, такую организацию учебного процесса, в рамках которой реализовывалась бы раскрытие, формирование и развитие интеллектуальных и иных психических ресурсов каждого обучающегося. Не в виде деклараций и благих пожеланий, а на прочном фундаменте инструментальных, измеримых и проверяемых процедур. Нужна межпредметная дисциплина, включающая достижения психологии, логики, ряда когнитивных наук, изучающая и описывающая педагогический дизайн*различных жанров учебной литературы, включая и электронные обучающие ресурсы.
-----
*Design (англ.) — конструкция, проект, проектирование, разработка, расчет, план.


Впервые опубликовано

1 комментарий:

  1. Владимир, а что, кто-то ставит под сомнение нужность пед. дизайна? Проблема, видимо, в том что пед. дизайн или то что Вы называете "межпредметной дисциплиной" непрерывно обогащается, одновременно с развитием ИКТ и многим не удается угнаться за этим. Очень часто преподаватель вуза автор и разработчик курса в одном лице и, если учесть весь объем работы (преподавание, исследования и т. д.) то для "роста", т. е. изучения того нового, что появляется практически ежедневно, не остается времени. Спасибо, таким как Вы, которые проводят качественные вебинары и курсы и держат многих в курсе.

    ОтветитьУдалить