воскресенье, 5 августа 2012 г.

Советы по проведению вебинаров


Автор: Михаил Тресер

Из своих наблюдений за коллегами, я заметил, что проведение вебинаров (онлайн-лекций) многим кажется довольно простым и банальным делом. Тем не менее, все воспринимают это по-разному. Так, например, технически продвинутые люди и гики, считают, что вообще ничего не надо знать, достаточно выбрать правильный инструмент для проведения онлайн-лекций. Докладчикам, которые привыкли выступать публично перед живой аудиторией на семинарах и конференциях, кажется, что достаточно освоить основные функции программы, понять её интерфейс, а в остальном можно проводить онлайн-сессию как обычный доклад. Однако, после проведения одного-двух вебинаров большинство замечают разницу, и очень быстро понимают, что различия довольно существенные и есть моменты, которые приводят их в ступор или заставляют задуматься. В этой статье я коснусь нескольких проблематичных моментов, связанных с проведение онлайн-лекций, и постараюсь дать рекомендации, которые у меня выработались за годы проведения таких встреч. Прочесть её будет полезно как гикам, которые быстро осваивают любой новый софт и не вдаются в детали электронного обучения, так и профессорам / докладчикам, которым будет полезно скорректировать метод проведения лекции для нового формата.
Подготовка к онлайн-лекции и инструкция для подключения
Начнем мы с подготовки участников к онлайн-встрече. Если в вашей фирме / организации / ВУЗе есть человек, который профессионально занимается подготовкой и поддержкой вебинаров, то вам повезло, и вы можете пропустить этот параграф. Для всех остальных хочу сообщить, что недостаточно просто выслать ссылку на мероприятие и указать, когда пройдет встреча. Желательно иметь текстовый документ с пошаговыми инструкциями по подключению к онлайн-сессии и отправлять его всем участникам заранее, чтобы они могли установить всё за несколько дней до онлайн-конференции и проверить, что у них всё работает. В документе также стоит отметить то, что подключаться к встрече можно за полчаса до начала и само собой, не забыть открыть виртуальный класс заранее. Таким образом, участники успеют подготовиться, и вам не придется тратить время лекции на технические проверки.
BlackBoard
Организациям, которые планируют регулярно проводить вебинары, я рекомендую нанять продюсера онлайн-встреч. Продюсер поможет заранее подготовить ваше оборудование для онлайн-лекции, проверит, что у пользователей всё в порядке и будет сопровождать вашу сессию, оказывая необходимую техническую поддержку вам и слушателям во время вебинара. Если такой возможности нет, найдите, по крайней мере, технически подкованного человека, который будет мониторить сообщения о технических проблемах во время онлайн-встреч и реагировать на них. Не забывайте дать ему права администратора или со-ведущего, чтобы он имел все права и мог в случае неполадок заменить вас и сообщить участникам о технической паузе. Вы сделаете большое одолжение вашим нервным клеткам, если такой человек будет присутствовать с вами во время сессий.
Фидбек пользователей во время онлайн-лекций
Основным отличием между выступлением в живую и проведением онлайн-лекции является невозможность видеть и чувствовать аудиторию. Докладчики, привыкшие выступать на семинарах, понимают это довольно быстро, как только начинают вести онлайн-встречу. Ведущий не может прочесть по лицам слушателей, насколько хорошо усвоился тот или иной момент, не может увидеть недоумение и недопонимание, он даже не знает, слушают ли его вообще или же участники в данный момент занимаются другими делами. У тех, кто впервые проводит вебинары, появляется ощущение, что ты говоришь сам для себя, и профессора, привыкшие к тому, что аудитория их внимательно слушает, начинают теряться.
Если вам повезет, ваши участники будут задавать голосом вопросы и реагировать на какие-то ваши шутки смехом. Но принятая практика в проведении онлайн-сессии – это постоянно включенный микрофон только у ведущего, плюс, возможно, со-ведущего. Иначе появляются шумы, помехи, и лектору довольно сложно в такой атмосфере проводить сессию. Тоже самое касается видео-камер. Некоторые пытаются использовать их, чтобы таким образом иметь хоть какой-то контакт со слушателями. Задумка правильная и хорошая, проблема в том, что в отличие от живого присутствия в аудитории, когда, кинув взгляд, можно увидеть всех вместе, в онлайн-сессии так сделать не получится. Каждый участник отображается в отдельном окошке, у каждого разное освещение в комнате / кабинете, некоторые, пока вас слушают, отвлекаются на свои дела, и вы всё это видите. В большинстве случаев, ведущий просто не успевает обрабатывать такое количество разнообразной информации, параллельно рассказывая участникам материал, поэтому начинает запинаться. Если в онлайн-лекции участвует больше 4 человек, я рекомендую вообще не включать видео участников. Максимум, если очень хочется использовать видео, могу посоветовать транслировать только видео ведущего и включать видео участников, задающих вопросы в паузах, специально выделенных для этого. Чтобы такое организовать, вы должны хорошо освоиться в программе, с которой работаете, чтобы это вас не отвлекало от самой лекции и не создавало технических пауз.
Мы пойдем другим путем
Возникает довольно логичный вопрос, что же делать ведущему в случае, если нет видео или аудио контакта с участниками? В большинстве программ для проведения вебинаров существуют кнопки индикации для пользователей. Иногда, это кнопка «Поднять руку», иногда кнопка «Да» и «Нет», иногда целая панель с набором всевозможных кнопок. Преимущество всех этих кнопок в том, что сразу после нажатия по одной из них, напротив имени участника появляется соответствующая иконка и будет там висеть, пока вы её не заметите, отреагируете и не уберете. Заметьте, никто вас не ограничивает в использовании этих кнопок, и вы можете их применять не только по их прямому предназначению. Таким образом, вы можете взять их на вооружение и использовать, как вам захочется, главное, обговорить условные знаки с участниками сессии непосредственно перед началом сессии.
Saba Emoticons
Так, например, когда я провожу онлайн-сессию, в качестве вступления я демонстрирую всем участникам основные функции программы, которые могут пригодиться в процессе, после чего договариваюсь с ними об условленных знаках. Я прошу, чтобы в моменты, когда я делаю паузы, и перехожу от одного блока информации к другому, участники нажимали на значок со смайлом или на значок «Аплодисменты», если им всё понятно. Если у участников есть вопрос, они нажимают на знак поднятой руки, а если во время сессии возникают технические проблемы, я прошу их нажимать на иконку с красным крестом «No» и описать детали проблемы в текстовом чате. Таким образом, даже если у моих слушателей нет вопросов и нет желания поднимать руку, они регулярно дают мне индикации, и я знаю, что они со мной, слушают меня, и я могу продолжать дальше.
Есть ещё одна веская причина использовать кнопки индикации на протяжении всей сессии. В отличие от живых выступлений, просидеть час или полтора перед монитором, только слушая, – очень сложная для пользователя задача. Так, у большинства из нас компьютер уже давно ассоциируется с активным поиском информации, а не с пассивным слушаньем. По этой причине использование иконок индикации помогает участникам сессии чувствовать себя причастными к происходящему. Хотите задействовать слушателей ещё больше – рекламируйте возможность писать вопросы в текстовый чат, поощряйте пользователей за это и реагируйте на их сообщения.
Первые слайды презентации
Хорошим тоном в проведении онлайн-лекций считается вступительный слайд, поясняющий наиболее востребованные функции программы, с помощью которой вы проводите онлайн-встречу. Уделив две-три минуты объяснению в начале сессии, вы сэкономите себе массу времени впоследствии. Само собой, что если аудитория слушателей у вас постоянная, нет смысла давать пояснения перед каждой встречей. Достаточно одного-двух раз.
Предпочитаете обходиться без презентаций – пожалуйста! В таком случае, будьте добры, расскажите в двух словах участникам сессии об основных функциях программы и договоритесь об условных знаках, которые они будут давать вам для индикации происходящего.
Текст только в заголовках всё остальное визуальные образы
В любой презентации, всегда рекомендуется использовать как можно меньше текста. Онлайн-лекция не исключение из правил. Даже наоборот, поскольку слушатели не видят жестикулирующего ведущего во весь рост (говорящая голова не в счет), мозг начинает скучать и как только на экране появляется текст, внимание участников переключается с вашего рассказа на слайд. Если ваше объяснение повторяет то, о чем написано на слайдах, участники начнут зевать, так как к моменту, когда вы начнете объяснять, большинство из них успеют прочесть информацию на слайде.
По этой причине, рекомендуется использовать минимальное количество текста. Прежде всего, для напоминания себе о том, какие моменты нужно затронуть на данном этапе презентации. Всё остальное картинки, фотографии, зрительные образы и графики. Запомните, грамотно построенный график или таблица красноречивей и интересней десятка предложений. Да и читается и воспринимается слушателями в разы быстрее. Будьте интересны для участников, намекните им слайдом на то, о чем пойдет речь, заинтересуйте и удивите. Но не в коем случае, не читайте свои тексты со слайдов.
Паузы между блоками
Поскольку высидеть час или полтора за компьютером, пассивно слушая голос докладчика, – это не такая простая задача, желательно поделить заранее вашу презентацию на информационные блоки по 15-20 минут и делать небольшие паузы между ними. Проделать такую процедуру полезно по нескольким причинам. Во-первых, договоритесь сразу с участниками, что во время пауз они смогут задавать свои вопросы по блоку данных, который вы прошли. Таким образом, вы сможете убедиться, всё ли поняли участники онлайн-встречи, и прояснить сложные моменты, пока они ещё помнят то, о чем вы говорили. Во-вторых, расставляя четкие рамки между блоками, вы облегчаете восприятие информации слушателям, а делая паузу в разговоре, вы заставляете даже тех, кто отвлекся, включить свое внимание, так как наступила тишина и мозг автоматически обращает на это внимание. А в третьих, вы можете во время паузы сделать пару глотков воды и упорядочить мысли, чтобы с новыми силами пойти дальше. Паузы должны быть небольшими, полминуты – минута. Если вы видите, что вопросов нет, и все участники дают индикацию того, что всё усвоено, продолжайте сессию дальше.
Индикация продвижения в онлайн-лекции
Ещё одним правилом хорошего тона является наличие индикации продвижения в онлайн-лекции. Поскольку участники обычно не знают, сколько точно продлится ваша сессия и когда вы планируете её закончить, полезным правилом будет обозначить начальную и конечную точки, и ключевые пункты во время сессии. Некоторые программы для проведения онлайн-лекций самостоятельно отображают всем участникам список всех слайдов и показывают, на каком слайде ведущий находится в данный момент. Если ваша программа такого не умеет, проставьте сами номера слайдов и общее их количество на каждом из всех слайдов презентации (7 из 22). Это очень помогает в конце лекции, когда внимание теряется и сознательный человек может посмотреть, что осталось не так много, и сделать над собой усилие, чтобы внимательно дослушать остаток лекции.

2 комментария:

  1. Спасибо, советы пригодились. Только вот с визуализацией всего чего угодно сложно...

    ОтветитьУдалить
  2. Вопросы совершенствования персонала и роста профессионализма компании все чаще начинают волновать владельцев бизнеса. Это и понятно, вчерашние методы не дают той эффективности сегодня, отсюда и организация вебинаров и таже организация видеоконференции через интернет. Составляющие роста компаний ждут момента своего использования здесь

    ОтветитьУдалить