пятница, 29 декабря 2017 г.

ТОП 10 публикаций e-learning PRO в 2017 году


ЛИДЕРЫ ГОДА
  1. Как внедрить мобильное обучение? Советы по книге "Живое обучение" (e-learning PRO)
  2. Мини-курс "Как разработать эффективный электронный контент" (Денис Якорев)
  3. Позвольте обучаемым ошибаться в рамках обучения (Елена Денисова)
  4. Как заставить себя учиться? (e-learning PRO)
  5. Как перевести очное обучение в электронный формат (Елена Тихомирова)
  6. Knowledge management: внедрение и развитие базы знаний в компании (Марина Литвинова)
  7. Мини-курс "Что такое e-learning и как разрабатывается электронный контент?" (Денис Якорев)
  8. База знаний для e-learning-специалиста (e-learning PRO)
  9. Эффективные способы обучения: по материалам курса Learning How to Learn на coursera (Евгений Демшин)
  10. Как перенести новые знания в долгосрочную память. Три схемы, по которым можно построить траекторию обучения (e-learning PRO)
ЛИДЕРЫ СРЕДИ ВСЕХ ПОСТОВ

Пост "Как внедрить мобильное обучение? Советы по книге "Живое обучение" в этом году стал лидером среди публикаций за весь период существования блога. Статья получила более 7500 просмотров. 

Следом за ним тоже в списке лидеров всех годов идет пост "Мини-курс "Как разработать эффективный электронный контент" (5500 просмотров). 

Обе публикации 2017 года потеснили с первого места тему онлайн-курирования (автор - Владимир Нюренберг), которая прочно держалась последние пару лет в верхушке таблицы лидеров. Кстати, тема курирования контента начинает развиваться и, возможно,  новая статья в 2018 году сможет побить рекорды своего предшественника. Возможно, у Владимира есть свежие идеи и коварные планы вернуть себе - призовое место, а теме - всеобщее внимание и актуальность? Кто знает)

А на 4-м и 5-м местах лидеров года также статьи 2017: про ошибки в процессе обучения (3900 просмотров) и про то, как заставить себя учиться (3500 просмотров).

МЫ ХОТИМ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ НАШИМ АВТОРАМ.

СПАСИБО, ЧТО РАЗВИВАЕТЕ С НАМИ E-LEARNING!



Коллеги, расскажите, а какие темы были в вашем личном ТОПе в этом году?

четверг, 28 декабря 2017 г.

Релиз встречи Corporate e-learning club

Автор: Марина Литвинова

23 ноября 2017 года мы снова собрали участников Corporate e-learning club на очную встречу в Киеве. Это была вторая встреча в этом году, и такая периодичность (раз в полгода) мне показалась наиболее удачной. Мы успели накопить события и вопросы, подобрали разнообразные кейсы, соскучились по живому общению.


Три темы выступлений (внедрение базы знаний, создание онлайн-академии и ТОП 10 навыков 2020 года) и три опытных менеджера e-learning-проектов создали отличную атмосферу для того, чтобы было интересно и во время докладов, и во время кофе-брейка. 


Лично для себя я отметила, как увлеченно менеджеры рассказывали о своих проектах, с какой внимательностью они относились к стратегии внедрения и к получению обратной связи, к поиску и исправлению ошибок, к оценке эффективности даже на начальных этапах. 


Можно было увидеть то, как в этих молодых еще проектах через небольшие промежутки времени были проанализированные достигнутые результаты и скорректировано дальнейшее развитие. Это говорит о взвешенном зрелом отношении к e-learning.




Кратко, что мы узнали на этот раз:

1) в НацБанке заложили стратегический фундамент к управлению знаниями, начали с построения базы знаний и внедрения онлайн-обучения с акцентом на самомотивацию сотрудников,




2) в компании "Синяя лошадь" начинают интересный глобальный проект по освещению 10-ти ключевых навыков 2020 года, среди которых когнитивная гибкость, креативность, критическое мышление и другие,



3) в компании "Деливери" перевернули отношение сотрудников к обучению, внедрив смелый проект по использованию вебинаров; причем им удалось гармонично вписать всю эту затею в корпоративные ценности и даже в чем-то их изменить.


Подробности посмотрите в презентациях ниже. Также оставлю свою презентацию об HR-трендах 2017-2018. Мне показалось, наша аудитория в большинстве еще была не готова к этой теме, и в тоже время, думаю, это расширит границы привычного восприятия e-learning. И также было здорово то, что к теме HR подключили мы еще одну активность - заполнение анкет по прогнозированию факторов увольнения сотрудников. Эту интересную идею реализует Мирослав Боцула и его команда, у которых можно уточнить детали.

Перед встречей мы провели опрос участников о том, какие темы для них сейчас наиболее актуальны. Список был определен на основании "горячих" трендов 2017-2018. Итого: разработка гибкого адаптивного обучения  актуальна у 74% опрошенных.Другие результаты ниже и в моей презентации в конце поста.





Хочу поблагодарить всех организаторов этой встречи, н
аших участников и партнеров. 

Всех была рада видеть. До встречи!


P.S. Интересные факты про e-learning, о которых мы говорили во время интерактивной разминки: 
- Термин «elearning» существует с 1999 года, он был впервые использован на семинаре CBT,
- Примерно 4,6 миллиарда студентов закончили по крайней мере один онлайн-курс,
- 74% онлайн-студентов используют мобильные устройства для доступа к курсам. 
- Геймификация в обучении технике безопасности может привести к, примерно, 45% снижению числа инцидентов, связанных с безопасностью,
- Малайзия и Вьетнам - это два самых растут быстрее elearning рынка. 
Корпорация Google зачислила 80000 своих сотрудников на курс по HTML5, реализованный на платформе Udacity,
- У среднестатистического сотрудника есть только 1% своей рабочей недели, что посвятить профессиональному развитию,
Исследование, проведенное британским Open University, показало, что производство и использование курсов приводит к уменьшению на 90% потребления энергии, и на 85% меньше выбросов CO2 на одного учащегося, чем обычные индивидуальные курсы

В общем, e-learning это не только технологично, но и экологично!


Источники фактов: 
Ресурс Kahoot, на котором мы проводили разминку - бесплатная платформа для обучения в игровой форме. Как с ним работать можно почитать тут: http://marinakurvits.com/kahoot/ 

Презентации спикеров:

Отчёт о митапе Elearning Christmas от Level

Автор: Евгения Посухова, LX notes

26 декабря в доме Level собралась тёплая компания разработчиков курсов. Обсудили интересные проекты года, обменялись идеями, попили чай с печеньками. В статье расскажу про представленные проекты и поделюсь выводами по каждому кейсу.







Корпоративная модель данных

Кейс "Как работать со сложной темой".

  • Использовать метафоры - это помогает на простых примерах показать большую тему.
  • Упрощать тексты.
  • Разбивать информацию не небольшие блоки, давать дозированно.
  • Использовать интересный вовлекающий интерактив.
  • Перед представлением теории обязательно использовать вовлекающие задания, проблематизацию.
  • Работать в команде - вместе легче придумать точные метафоры, подобрать интерактив.
  • При передаче проекта по этапам рассказывать, что именно задумано и зачем - это быстрее, чем на каждом этапе разбираться с материалом, к тому же так можно сохранить изначальный замысел и доработать проект новыми идеями.

И еще: бренд-бук или руководство по разработки курсов от заказчика задает формат, но всегда есть возможность для творчества.




Метафоры помогают лучше запомнить сложную тему

Информационная безопасность
Кейс: "Как сделать полезный курс из небольшого количества материала"

  • Юмор в курсе помогает вовлечь в тему, сделать теорию запоминающейся.
  • Яркость иллюстраций, интерактивности делают курс "живым" и интересным.
  • Истории и интерактивности не должны отвлекать от основных идей и теории курса, а помогать запомнить материал.
  • Серию курсов можно организовать по принципу ромашки - один базовый для всех и несколько по разным специфичным темам.

Подробнее про эти курсы можно почитать здесь: часть 1, часть 2.


Интерактивности помогают вовлекать в обучение

Мобильный курс по работе с терминалом сбора данных
Кейс "Как сделать удобный мобильный курс-инструкцию"
  • До разработки курса понять возможности и ограничения (экран телефона, много информации, интерфейс, навигация).
  • Продумать навигацию, так как пользователи привыкли к удобной навигации в мобильных приложениях.
  • В задании "установите последовательность" можно использовать не перетаскивание (т.к. в телефоне это не удобно), а последовательное нажатие на элементы списка.
  • Чтобы не загромождать экран подсказками, хелперы появляются только если пользователь сделал неправильное действие (например, для перехода далее нужно нажать на элемент списка, а он нажал на стрелку "вперед").
  • Если использование персонажа в курсе обязательно, можно его включить в блоки: помощь по навигации, обратная связь после заданий, завершение курса.

Охрана труда на производстве
Кейс "Как сделать курс по сложным материалам без доступа к целевой аудитории"
  • Часто общаться с предметным экспертов, задавать вопросы.
  • Смотреть видео по теме, которые есть в открытом доступе, чтобы лучше понять специфику целевой аудитории.
  • Искать знакомых похожих профилей, тестировать материал курса на них - несколько это совпадает с их реальной практикой. насколько понятен курс.
  • Выделить области знаний, которые нужны для создания курса, сосредоточиться только на них - не изучать всё сразу и целиком.
  • Просить помощи у коллег и знакомых, чтобы разобраться со сложной темой.
  • Отделить методологическую работу с материалом от креативной обработки - сначала отобрать материал, а потом его оформлять.
  • При поиске информации в исходном материале четко понимать, что ищешь, иначе есть риск "закопаться" в теории.
  • Экспериментировать, придумывать оригинальные решения представления сложного материала, рисовать схемы, продумывать интерактивности.

Движение машины в подземном тоннеле -
 листает слайды с теорией про знаки дорожного движения.

Организационно распорядительные документы
Кейс "Как сделать курс по процессу, используя карту"
  • Карта всегда больше, чем кажется - к изначальному процессу может добавиться дополнительная информация, которую тоже нужно учесть в карте.
  • Карту лучше использовать, когда есть линейный процесс и одно измерение. Если добавляются новые "слои" информации, уже сложнее показать всё на одной карте, чтобы это было понятно пользователю.
  • Согласованный объем курса с заказчиком может увеличиться из-за особенностей представления информации (в сценарии всегда больше слайдов, чем в итоговом курсе) - здесь либо увеличивать объем, либо сокращать количество интерактивностей, оставлять больше текстовых блоков.

Карту лучше использовать, когда нужно показать линейный процесс

Работа в PowerPoint
Кейс: "Как сделать курс без исходного материала"
  • Нужен эксперт со стороны заказчика, так как информации очень много, и важно расставить приоритеты - что нужно в курсе, что нет.
  • Если нет эксперта со стороны заказчика, можно привлечь стороннего эксперта. В качестве эксперта может быть методолог, но тогда сроки разработки могут быть больше.
  • Обучение работе в программе лучше строить не исходя из интерфейса, а исходя из задач, которые нужно сделать. Например, как в PowerPoint сделать надпись в фигуре.
  • Можно использовать подсказки и советы по составлению презентаций в виде значков на некоторых слайдах. Пользователь изучает, как работать в программе, и одновременно может узнать, как сделать это еще лучше.

Интересное решение - подсказки в виде лампочек

Спасибо всем организаторам за интересное событие, а участникам за вопросы и обсуждения.
До встречи в новом году!

Заходите на канал Телеграм LX notes, читайте свежие лайфхаки о дизайне обучения и будьте в курсе событий в мире e-learning!





среда, 27 декабря 2017 г.

Победители конкурса разработчиков курсов 2017

14 декабря 2017 в Москве состоялась конференция "Искусство разработки курсов", уникальная тем, что в программе мероприятия рассматривались только кейсы - истории о разработке реальных курсов.



Путем голосования среди всех участников мероприятия были определены победители третьего ежегодного конкурса разработчиков в четырех номинациях:

Теория:
"Мой первый рабочий день: кассир-операционист" // O'Кей

Практика и тесты:
"Химия конфликта" // Metro Cash&Carry

Навигация:
"Корпоративные компетенции, или Как мы создаем атмосферу профессионализма" // O'Кей​

Визуализация:
"Путешествие в Прованс" // L'Occitane 




И победители конкурса в специальных номинациях:

Лучший курс, созданный внутренними разработчиками:
Мой первый рабочий день: кассир-операционист (Окей)

Лучший курс, созданный внешними разработчиками:
Путешествие в Прованс (L'Occitane)

Лучший курс, разработанный в авторском средстве iSpring:
Как общаться с недовольными (Автопрофи)

Лучший курс, разработанный в авторском средстве CourseLab:
Условия подключения (АО "ЭР-Телеком Холдинг")

вторник, 26 декабря 2017 г.

Как привлечь и удержать внимание взрослой аудитории

Автор: Виктория Болотина



Эта картинка здесь не просто для привлечения внимания (хотя и это тоже), а еще и для того, что она пригодится нам в сегодняшнем разговоре про… ВНИМАНИЕ!

Для начала, давайте разберемся, для кого может быть полезна эта статья?
  1. Для тех, кто выступает перед аудиторией. Будь то презентация о годовых результата для своего начальства, выступление на большой конференции, или еженедельный stand-up с коллегами.
  2. Для тех, кто занимается обучением. И не только очным, но и дистанционным: вебинары, курсы, лонгриды.
Зачем нам нужно удерживать внимание? Или как мы иногда говорим, фокусироваться или концентрироваться? Очевидно для того, чтобы сделать что-то важное: прочитать или написать письмо, выучить новые слова на иностранном языке, вникнуть в проект. То есть для того, чтобы информация попала из окружающей среды в рабочую или долгосрочную память, нам надо чтобы сначала она попала в поле нашего внимания и оставалась там какое-то время. Выглядит логичным, правда?