пятница, 13 января 2017 г.

Позвольте обучаемым ошибаться в рамках обучения

Автор: Елена Денисова

Если вы когда-нибудь проводили обучение при внедрении чего-либо, наверняка сталкивались с сопротивлением группы - как и что делать. Замечали ли вы, что когда рассказываешь оптимальный вариант выполнения задачи, обязательно кто-то воспротивится и поставит под сомнение ваше предложение.

В итоге, вы вынуждены доказывать правоту или, пользуясь авторитетом, просто пресекать попытки оспаривать методологию на правах преподавателя или тренера, предлагая идти дальше. То есть либо мы тратим много времени на разбор и направление группы в нужные рамки, либо заталкиваем сопротивление по глубже, которое, кстати, все равно "вылезет" совсем не вовремя и в неожиданном "месте".

Ведя проект циклически (один этап 21 раз), я поняла одну вещь. Не думаю, что это нечто новое и особенное. Просто раньше как-то не осознавала, что так на самом деле лучше.

Я позволяю группе ошибаться.

Вначале, безусловно, рассказываю и показываю идеальную правильную модель, которая сразу работает корректно. Каждый раз с новой рабочей группой я сталкиваюсь с сопротивлением. И так как оно у меня циклическое, то каждый раз одно и то же. Вот, основные возражения, которые я слышу на первой установочной встрече и еще на парочке последующих:

1. Вы просто не понимаете и не знаете нашей специфики. Мы не такие как все.
2. У нас есть особенность - мы же экстерриториальные
3. (Чисто программистское) А давайте будем использовать вот такой инструмент и вот такой шаблон, а еще лучше давайте мы напишем свою программку и создадим свой уникальный продукт. Это лучше, потому что мы программисты и лучше знаем, так быстрее и легче.
4. Давайте мы вам заполним сразу, а не поэтапно - у нас мало времени

На счет уникальности никогда не спорю - да-да, вы эксперты, вам виднее, да-да, уникальные - говорю я 21-ый раз, у вас экстерриториальный признак, поэтому вам необходимо создавать продукт так, чтобы устроил всех. Спорить бесполезно, так как работать они еще не начали. Тем более на счет инструментов.

Единственное решение, которое я принимаю - это киваю головой и предлагаю начать выполнять действия алгоритма внедрения. 

Сначала они делают так, как считают нужным, а не так как им рекомендовали сделать. Когда же начинают примерять к действительности, начинают выпирать ошибки, которые нахожу не я, а сама рабочая группа - просто появляются не состыковки, перекосы и неудобства. 

Только столкнувшись с последствиями нарушения технологии, люди внезапно понимают, что были неправы, признают ошибки и сами встают в заложенную колею. В этот переломный момент важно не ругать и не выяснять виноватых, не требовать извинений и т.п. Люди итак уже все поняли, зачем их прессовать и вводить в стресс? 

После этого авторитет руководителя проекта признается - правда, в том случае, если предложенная методика в итоге действительно помогает достичь необходимых результатов в установленные сроки. В противном случае, проект будет завален (но это отдельная история - мы говорим про правильную методику)

Возражения, связанные, как я их называю, с улучшениями процесса внедрения, снимаются следующим образом - "Здорово, можно попробовать! Одно уточнение - эту разработку нужно кому-то поддерживать и ее нужно внедрить и у остальных 20 рабочих группах, так как методология у нас одна. Кто же за это возьмется? Видимо, инициатор. Вы готовы?" - как правило, инициаторы тут же ретируются, либо соглашаются с пояснением "да-да, как будет готово, я вам сообщу" и исчезает. Иногда группа, действительно, предлагают какие-то полезные улучшения - обычно, они касаются технических аспектов типа макросов - тогда мы их распространяем на всех.

В любом случае жестких запретов попробовать по другому нет. Исключение - правила составления контента - это уже согласно утвержденным стандартам. Хотя и здесь мы позволяем ошибаться на небольшой выборке. Например, при составлении тестовых вопросов - рекомендуем, объясняем. Но часто эксперты настаивают именно на их авторских формулировках. Хорошо, мы говорим. Когда доходим до перекрестной апробации все эти авторские формулировки "вылезают" и корректируются другими авторами, потому что против коллегиального мнения всегда было сложно спорить, если нет четкой и логичной аргументации. Тем более в этом случае возражения отрабатываются внутри группы, а не в связке "преподаватель" - "обучаемый".

Вот, так группы и проходят этап за этапом по "своим грабелькам", но на самом деле вышагивая и наступая по типовым граблям.

Как опыт подсказывает, можно подстелить соломку или грабли сдвинуть, но люди такие странные существа, что ради доказательства своей позиции расшвыряют солому и со всего маху наступят всей ступней на грабли, получат по лбу и вернуться к начальной предлагаемой схеме взаимодействия, доказанной ими же только что, поранив лоб.

Позволяйте в процессе обучения ошибаться, получать опыт и навык само рефлексии, не пытаясь сразу заставить выполнять идеальный, но не принятый процесс. Лучше ошибиться в тренажере или симуляторе и осознать важность заложенного порядка, чем освоить это уже на практике - цена ошибки может быть несоизмеримо выше.

Источник

четверг, 12 января 2017 г.

Клиентоориентированность в e-learning или погоня за wow-эффектом

Автор: Елена Тихомирова

Для одного проекта выбирали ресурсы про клиентоориентированности. Много полезного, особенно в западных источниках, в которых постоянно находятся новые идеи и взгляды на работу с клиентами. И если как генеральный директор я все время пытаюсь придумать, куда мне применить все найденное, то как e-learning специалист большую часть времени ничего кроме материалов для потенциального курса по теме не находила. Но это не значит, что на сотом просмотренном сайте ты вдруг не найдешь что-то действительно ценное.

Нашлась вот такая статья. Интересный автор, пишет о том, что нельзя постоянно превосходить ожидания клиентов, этого никто не может сделать. Потому что ожидания и потребности все время меняются и растут. Важно следить за customer experience, то есть за опытом клиентов, который будет формировать отношение клиентов компании в течение определенного времени. По сути идея состоит в том, что клиент в какой-то момент может остаться со своими ожиданиями, но он не должен разочароваться в компании и за несколько лет накопить общее положительное отношение к бренду или к организации.

Его идея в том, что всегда стремиться к wow-эффекту не только бесполезна, но и опасна для эффективной работы с клиентами. Нужно создавать, проектировать, опыт клиента при взаимодействии с компанией.

А что если мы посмотрим на e-learning и на курсы? И представим себе такую схему - e-learning как компания, слушатель как клиент. И если с этой точки зрения проанализируем некоторые наши инициативы, то получим, что мы тоже пытаемся превосходить ожидания и создавать wow-курсы и wow-идеи. 

Геймификация, повышение уровня интерактивности, видео, скрайбинг и всяки другие форматы, которыми мы пытаемся привлечь внимание слушателей. Каждый - в какой-то момент теряет популярность. Как раз потому, что ожидания меняются и растут, мы не можем за ними угнаться. Погоня часто приводит к тому, наши продукты устаревают (в первую очередь в нашей голове), мы пробуем, тратим все больше ресурсов, а вот эффекта желаемого не получаем.

Также как и для компаний для нас важно, чтобы на протяжении достаточно долгого времени наши клиенты не были разочарованы:

  • воспринимали e-learning как источник достоверной и актуальной информации; 
  • от каждого курса получали некие положительные эмоции в среднем ровные для всех курсов; 
  • относились к e-learning с уважением. 
От одного или 2х курс с wow-эффектом мы этого не получим - нужен опыт на протяжении времени. Ровный, спокойный, положительный. И для этого мы тоже должны составить карту опыта нашего клиента, спроектировать его, сделать модель для обучения через e-learning в течении долгого времени. И выбрать форматы, которые будут надежными, понятными, удобными и для реализации и для обучения. 

среда, 11 января 2017 г.

Почему все так боятся, что сотрудник будет списывать?

Автор: Марина Литвинова

Ну почему, все так боятся, что сотрудник будет списывать? 

Этот вопрос меня волновал еще в 2012 году. Потому что, работая на тот момент в ПриватБанке, у меня была задача разработать систему проверки честности ответов на тесты с помощью веб-камер. При чем желательно двух. Одна смотрит на сотрудника, другая на его монитор. Тот способ проверки, который существовал ранее (выборочное контрольное тестирование, которое назначалось обучающим центром) уже не устраивал. Хотелось чего-то более "модного" что-ли. Как же я обрадовалась, когда по разным причинам пришли к выводу, что новый способ проверки честности обучения нецелесообразен. Потому что даже описывать этот процесс было весьма странно, не то, что реализовывать. 


Я думала о том, так ли важна проверка честности? Это в школе, в институте важно проверить, сам ли сдал, проверить честность. Потому как проверить на практике применения в жизни редко получается (отдельная тема востребованности школьных знаний).  А на работе, когда есть функциональны обязанности, для выполнения которых нужно не только знать (сдать самому тест), но и уметь выполнить конкретное действие, так ли важна проверка на честность, за которой мы гонимся? Если есть мотивация, если есть цель и практическая ценность самого курса - его изучат и сами сдадут. 


Например, мне нужно приготовить борщ, а я не умею. Но нужно и всё тут. Гугл в помощь. Я найду рецепт,  приготовлю борщ,  запомню или запишу рецепт, чтобы использовать далее. Если мне нужна информация, и знаю, что она пригодится для неодноразового использования, зачем мне искать какую-то соседку тетю Машу, которая один раз за меня приготовит этот борщ? :) А мы ищем тех, кто проконтролирует невмешательство тёть Маш в кухонный быт недобросовестных хозяек...


За что бороться: за мотивацию или за честность?


В общем, это я писала еще в  2012 году. Но мнение по поводу честности у меня осталось прежним: не нужно проверять честность сотрудника, а нужно создать условия, когда он будет учиться честно.


Александр Слепец из банка Форвард - настоящий профи в плане тестирования. На одной из встреч корпоративных экспертов e-learning он посвятил тестам целый доклад. Можно выделить ряд советов от Александра о том,

Как бороться с нежеланием проходить тесты (и вытекающим списыванием):
  1. Не только кнутом, но и пряником и различными PR-методами: например, сделать рейтинг с фотографиями участников тестирования.  
  2. Многое зависит и от корпоративной культуры компании, работайте над ее развитием. 
  3. Попробуйте дать бОльший период для сдачи теста. По опыту Александра 40% сотрудников сдают тест сразу после назначения, остальным нужно какое-то время.  
  4. Очень хорошо работают автоматизированные напоминания. Через 5 дней после начала тестирования сделайте выборку и направьте информацию на всех, кто должен пройти тест, например так: "Поздравляем Львовское отделение, где все сотрудники успешно сдали тест! И внимание Ровенскому отделению: у вас осталось 10 дней, а пока никто не прошел тестирование". - работайте с экспертами, которые создают тесты, учите их правилам создания вопросов и ответов, 
  5. Учитывайте, что взрослый человек способен держать концентрацию 20 минут, потому ваши тесты не должны занимать больше времени, 
  6. Если разработчик допустил ошибку в тесте, а сотрудники уже его прошли, то в таком случае не забывайте 1)  проанализировать первые тестирования, 2) признайте свою ошибку и постарайтесь быстро исправить, принести извинения и пересчитать баллы сотруднику.
  7. Понимайте, что могут измерить тесты:. Это 3 уровня по таксономии Блума: знание, понимание, применение. По Блуму "применение" - это применение полученных знаний в похожей или др ситуации, то есть тут мы используем кейсовые вопросы. В e-learning существуют и другие способы отработки и проверки знаний, кроме автоматических проверяемых тестов.
  8. Анализируйте отчеты по результатам тестирования и делайте выводы. 
Об отчетах в тестах детально почитайте тут. Рекомендую настоятельно:
Быть или не быть. Или почему 700 лучше 4000 тестов?



После конференции elforum 2016 у нас снова всплыл вопрос о честности прохождения тестирования. Он очень волновал многих участников мероприятия. При том, что о самой технике тестирования мы не говорили, о мотивации и эффективности очень мало, зато о том, а сами ли сотрудники проходят тесты и как их проверяют, спрашивали часто. Почему же так сильно не доверяют сотрудникам? Почему, все так боятся, что сотрудник будет списывать? Может проблема в подходе к тестированию? 

Андрей Кубай, с которым мы обсуждали эту тему во время концеренции, работает в американской компании и такое переживание по поводу списывания у них не наблюдается вообще, вот вообще об этом не волнуются заказчики электронных курсов. Договорились мы до того, что я предложила сделать мышку с детектором 
лжи :-). Дискуссию можно почитать ТУТ или даже принять участие. 

Основные идеи дискуссии о том "почему все так боятся, что сотрудник будет списывать":
  • проблема в подходе к тестированию, отсюда и страхи, 
  • можно придумать кучу способов сделать так, чтобы сотрудники умоляли их потестировать и даже подумать не могли, чтобы списывать. И что если этого не происходит, то у руководства проблемы в обучении персонала, да и в подборе тоже,
  • если тестирование обучающее, то это одна ситуация,  а если оно контрольное и карается минусом по з/пл....То контроль очень даже актуален. Здесь нет однозначного ответа.. Проблемы могут быть с обучением, могут с заказанным бизнесом уровнем спецов набранных по дешевле, с мотивацией и демотивацией, с конечной целью тестирования, 
  • видео наблюдение- прохождения курса с целью контроля -маразм, есть более простые методы, а вот с целью проверки логики навигации очень даже есть смысл, 
  • на самом деле можно и тесты сделать такие что не спишешь. Просто иногда быстрее и целесообразнее видеонаблюдение, 
  • подумайте, что должен чувствовать сотрудник, которому настолько не доверяют, что даже видеонаблюдение делают для прохождения теста? 
  • хорошо когда есть время и поддержка возможность и время составить базу вопросов, а если заказчик дает 20 тестов составленных им и требует организовать контроль прохождения как тогда? 
  • заказчика обучения (эксперта, разработчика тестов) нужно так же учить. Это сложно, иногда проблемно, но нужно, 
  • в ВУЗе студентов контролируют в аудитории, а как это организовать при удаленном тестировании спецов массового сегмента с невысокой зарплатой и  не планирующих учиться в приниципе? 
  • а еще иногда есть тестирования по требованиям и правилам регламентирующих органов... 
  • склоняюсь, что это тупиковый путь. У нас многие хотят мгновенной выгоды и результата, забывая о глобальном подходе, планировании, разработки методик, работе над мотивацией и подобном.... 
  • у нас в культуре - списывать нормально в отличии от западной - где, по крайней мере раньше, народ даже слова такого не понимал...   - Да, может из-за всего этого мы так отстаем в многих параметрах... Но, это не причина отказываться в внедрении современных подходов и критиковать устаревшие.  - Переход должен быть плавный, культуру обучения необходимо воспитывать, а пока воспитываешь, и прививаешь ценность, тоже надо как-то учить и тех кто не хочет и контролировать тоже надо, 
  • обучение организуют быстро, а значит инструментами, требующими наименьшего времени на внедрение. Поставить камеру дело 1-2 дней, а воспитать культуру тестирования и обучения хорошо если 1-2 года, 
  • наш бизнес всегда хотел (в большинстве случаев) много контроля за сотрудниками. И причин много - неуверенность в людях, проецирование личного опыта на других (ну мы же все списывали и давали списывать другим), менталитет и подобное. Да и сами сотрудники, часто дают повод. Сколько раз видел примеры, когда люди ходили по офису с распечатками скриншотов с правильными ответами, 
  • с помощью жесткого контроля часто пробуют заставить пользователя "зубрить". При этом забывая, что если контент интересный или есть хорошая его подача, то не нужно будет "палки". Нужно подходить ко всему глобально, с учетом мотиваций, анализа аудитории и т.д., 
  • "кнут" чуть устаревшая технология, которую все еще очень любят у нас... Может с нашим менталитетом она и будет работать еще некоторое время,
  • основная цель тестирования и любых вопросов - дополнительный инструмент, влияющий на конечный уровень знаний. Даже подготовка шпаргалки оставляет какой-то остаточный уровень.
Ну и немного от себя. 
Как сделать качественные эффективные тесты для отработки знаний:
  1. Хорошие вопросы (кейсы, задачи, вопрос с введение цифры/слова в поле ввода, вопросы с открытым ответом при возможности их проверки)
  2. Хорошая выборка (например 10 вопросов из 100 возможных)
  3. Перемешивание вариантов ответов без использования нумерации ответов или буквенной маркировки типа (А,В,С)
  4. Анализ самого теста и его результатов. Если ваш тест построен правильно, то проанализировав его результаты, вы получите график нормального распределения баллов: 10%-20%-40%-20%-10%, когда-то писала ТУТ.

четверг, 29 декабря 2016 г.

Что почитать про e-learning в начале года?



  • Декабрьские посты нашего блога, если что-то пропустили:
Тренды в e-learning в 2017 году (по материалам вебинара)
Как принять e-learning проект? Советы для заказчика
Впечатления, идеи, кейсы и материалы конференции ELFORUM"
По горячим следам конференции "Искусство разработки курсов"
Дизайн портала, удобство пользователей 
4 элемента стратегии внедрения микрообучения
Управление знаниями: как получить знания экспертов.