пятница, 29 июля 2016 г.

Запуск e-learning проекта, который взлетит - комплект типовых ошибок

Автор: Елена Тихомирова

Предположим вы решили организовать обучение в электронном виде. Например, у вас уже есть учебный центр, уже есть очное обучение и вы приняли решение (на самом деле, совершенно правильное в большинстве случаев) о том, что пора попробовать e-learning.

В этот момент самое главное решение, которое нужно принять, будет про бизнес. На e-learning можно заработать, но сделать это не так просто, как кажется в самом начале. А представляется себе все примерно: много желающих пройти обучение (потому что было много тех, кто уже спрашивал про удаленное обучение и много тех, кто не мог приехать), относительно небольшие вложения (потому что вроде как все понятно и если не делать супер-мега-интерактивных курсов, то затраты совсем не пугают), быстрый запуск, минимальные затраты на процесс (почти все работает само) и быстрый заработок. Не смотря на очевидный сарказм в прошлом предложении, это все - правда. Потому что действительно почти для любой темы есть спрос, вложения не большие, организовать не сложно. Тут вы ждете «но!» и правильно делаете. Но - сначала проект нужно запустить, а для этого нужно приложить не мало усилий. Самое главное тут - не попасть в ловушку «E-learning - это быстро и просто».

Недавно меня пригласили экспертом на конкурс проектов учебных центров по внедрению e-learning. Конкурс проводит eTutorium. Задача эксперта - познакомиться с проектами (тут есть описание и сайт) и сказать свое мнение. Это в первом этапе. Уже после первого этапа появились выводы, о которых не хочется молчать.

1. Когда вы начинаете e-learning проект, самая первая и самая важная задача - понять, что такое e-learning. Как он работает, как люди учатся, какие есть стандарты, тонкости и инструменты. Потому что e-learning - это уже давно не новый инструмент, уже многие набили шишки и про них написали книжки. Не стоит придумывать что-то уникальное там, где уже есть проверенные, рабочие решения. E-learning - это не так просто, как кажется, особенно, если вы хотите сделать успешный проект с деньгами.


2. Лицо вашего e-learning проекта - сайт или портал. Для проектов, ориентированных на внешнего потребителя - сайт. Для корпоративного сектора - учебный портал. И если в корп.секторе все немного проще, потому что много обучения обязательного, то на открытом рынке нужно быть очень внимательными. У программы или курса должно быть хорошее описание (что в нем должно быть - смотрите ниже), сам сайт - должен быть не только привлекательным, но и понятным, а e-learning не должен быть так спрятан, что даже замотивированный эксперт не может его найти. У вас есть около 9 секунд, за которые человек будет принимать решение, оставаться ему тут или нет. Даже если тема уникальная, даже если вы уверены, что этого больше нигде нельзя найти, не стоит верить в то, что слушатель так хочет у вас учиться, что пройдет через все барьеры.


3. Нужно понять организацию процесса обучения в e-learning. Она на очное обучение совсем не похожа, потому что логистика и механика обучения будет сильно отличаться. Нужны другие материалы, нужны другие подходы к коммуникации со слушателями, нужен сам по себе процесс обучения онлайн, построенный шаг за шагом. Именно этого я вообще нигде не увидела в описаниях тех проектов, которые были поданы на конкурс. E-learning - это обучение. Как оно будет организовано? Как вы проверите, что передали знания? Как узнаете, что слушатель научился, пользуется, работает с новым? Это же не просто сайт, это обучение.

Конкурс - это важно, но это не главное. Потому что после конкурса будет реальная работа и реальная жизнь. И в ней проект нужно будет запустить, реализовать и поддерживать. Пропишите сами для себя весь проект, от начала и до конца:
- почему нужно у вас учиться?
- кто ваша целевая аудитория?
- почему она пойдет именно к вам?
- как будет организован процесс обучения от момента попадания на сайт до выдачи сертификата?
- как вы будете анализировать данные?
- как будете проверять эффективность?
- как будете работать со слушателями?
- какие у вас будут учебные материалы и в каком формате? И почему именно в таком формате, а не иначе?

И это нужно именно для проекта, не для представления экспертам и жюри.

И еще в качестве практического компонента этой статьи - перечень того, что должно быть в описании программы или e-learning курса на сайте, чтобы потенциальный слушатель получил нужную для принятия решения информацию.
1. Название курса или программы
2. Короткое описание в 1-2 предложения, которое передает суть темы обучения
3. Программа курса или программы
4. Время, которое потребуется на изучение курса
5. Время, которое потребуется на самостоятельные работы
5. Методика - как будет организовано обучение
6. Целевая аудитория - кому будет интересно
7. Уровень имеющихся знаний, который должен быть у слушателя для эффективного обучения
8. Стоимость
9. Даты старта (если обучение по графику)
10. Оборудование, которое потребуется (особенно, если у вас вебинары)
11. Информация о авторах и ведущих
12. Способы получения ответов на вопросы в процесс обучения

Это минимум, который нужен большинству потенциальных слушателей для того, чтобы принять верное решение. Да, еще нужны и все ожидаемые от обучения результаты и прочие коммерческие и привлекающие моменты. Но самое главное - полная информация, которая поможем мне, нашедшему эту программу в Интернете, решить, могу или не могу я себе позвонить пройти этот курс, нужен он мне или нет.

Пост получился на редкость очень длинным. Знаете почему? Потому что мне очень обидно бывает за e-learning, когда начинают думать, что его так быстро и так просто сделать, что даже не нужно инвестировать свое время, чтобы понять, что это на самом деле такое и как оно работает. Если этот пост будут читать участники конкурса, то я очень хочу им и все остальным начинающим проекты в e-learning пожелать - вы не сдавайтесь, но и не расслабляйтесь. E-learning может очень многое, если делать его внимательно, осознанно и душой. 

среда, 27 июля 2016 г.

Методология обучения: несколько слов о структуре

Автор: Елена Денисова

Я всегда много говорю о необходимости и правильности постановки целей. Неважно чем заниматься, важно понимать зачем и для чего, что должно быть в результате. От корректности выявления и формулирования цели зависит выбор пути или направления развития. Цель - это маяк или ориентир, к которому следует идти.

 Способов достижения цели может быть великое множество. Кто-то говорит о том, что не нужно давать людям конкретный путь. Мол, каждый сам определяет его самостоятельно. Если говорить, про жизненные пути, это наверное, верно.

Но если мы говорим об обучении, наличие вариаций сбивает с толку. Пока мы учимся, нам важно понять в первую очередь КАК достичь цель, а потом уже учиться выбирать оптимальный лично для нас способ, что приходит с опытом, а не изначальным "тыканием" пальцем в небо. 

Конечно, изучая новое явление можно пробовать тысячи раз, ошибаясь, пока не найдешь правильный ответ, таким образом получая свой собственный опыт, впечатления и выводы. Наверное, так лучше усваивается конечный результат. Вопрос только в цене ошибок и времени изучения. Возможно, второй попытки не будет, если это относится к безопасности, или окажется, что времени недостаточно для проверки нескольких способов.

Все, что касается корпоративного обучения, где оно нацелено на конкретное достижение бизнес-задач, свободное плавание недопустимо - для первого обучения, когда сотрудник только-только знакомится с новой деятельностью (это может быть как новый сотрудник вначале своей деятельности в организации, так и опытный при внедрении нового продукта, например) не должно быть множество вариаций обучения - на выбор обучаемого, так как слишком велик риск, что траектория обучения в этом случае отклонится слишком серьезно от намеченного результата, а выученное либо сложно потом "забыть", либо ошибки, совершаемые обучаемым окажутся непозволительно дорогими и критичными для организации.

Прежде чем давать человеку учиться так, как ему кажется, и как ему хочется, нужно научить его одному способу выполнения закладываемого процесса, самого простого и понятного, идеального - дать структуру или базу.

Чтобы что-то изменять или создавать, или пробовать другие способы выполнения задачи, необходимо разобраться с базовыми принципами не только на уровне выполнения пошаговой инструкции, но и реального понимания устройства данного процесса. В противном случае рискуешь наделять ошибок, которые не очевидны сейчас, но заметны много позднее уже в последствиях, которые не мог просчитать и предвидеть "новичок".

Имеется в виду, что даже при использовании вариативности кейсового обучения, где дается возможность попробовать пройти путь разными способами для выработки верного решения через прохождение возможных препятствий, логических ловушек и "ошибок", все равно должна быть четкая траектория - "ошибки по расписанию" с подачей обратной связью. Структура в обучении должна быть всегда. 

И дело не в том, что все сотрудники - взрослые люди. Каждый, кто обучается новому, сперва учится структуре, а потом уже на структуру при необходимости может наложить "творчество", но уже осознанно.

С уважением,
Денисова Елена


четверг, 21 июля 2016 г.

Как делать курсы и внедрять e-learning? Бесплатная книжка

Автор: Елена Тихомирова

Иногда в процессе поиска одного документа находишь совсем другое, но не менее интересное. Искали мы тут с коллегой документ с рекомендациями для наших клиентов, а нашли сборник советов про e-learning и разработку курсов.

В документе много всего полезного и много напоминаний о простых вещах, которые мы часто забываем сделать.

Скачать можно тут



пятница, 15 июля 2016 г.

Про книгу "Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать".

Автор: Марина Литвинова

Общаться с человеком, увлеченным своим делом, настоящее удовольствие. Такого воодушевленного мастера можно узнать и по его работам, и по выступлениям, и по книгам, и по отзывам. Вы, наверняка, не раз встречали таких людей. У меня всегда возникает мысль: вот как же здорово, когда человек на своем месте, как интересно и важно то, чем он занимается, и за его деятельностью хочется наблюдать. Потому что мастерство - это ценный дар. Он есть в каждом из нас. И одна из самых больших задач обучения и развития в том, чтобы найти свое призвание и двигаться с ним в такт. На мой взгляд, только такой человек и может быть преподавателем. Ведь его роль - передать не только свои знания, но и свой "огонь", вовлеченность, энергию. И если говорить об электронных курсах, то не бывает скучных тем, но бывают преподаватели, которые не смогли передать знания так, чтобы их хотелось взять, поглотить, проанализировать и продолжить своими мыслями.

Мне показалось, что книга Елены Тихомировой "Живое обучение" именно про мастерство в e-learning. Своим примером и опытом, систематизацией знаний, удачными решениями и анализом ошибок, автор рассказывает о тайнах и загадках электронного обучения. В первую очередь, книга для новичков в e-learning, а также для специалистов HR-направления и руководителей, которые вовлечены в проект внедрения СДО. На мой взгляд, отлично объединена вся информация, которую нужно знать тем, кто только начинает свой путь в e-learning или по роду деятельности будет вовлечен в этот проект. 
  • Новичку книга расскажет о форматах электронного обучения, этапах разработки электронных курсов, участниках, мотивации,эффективности. 
  • HR-специалисту - объяснит, что такое СДО и почему так важно разделять функции в разработке контента и администрировании системы обучения. 
  • Руководитель узнает о том, что полезного может получить сотрудник, обучаясь в СДО, в каких сферах бизнеса успешно реализован этот формат и как правильно организовать e-learning так, чтобы это было практично, полезно и интересно. 
  • Для опытного e-learning специалиста книга даст системный подход для внедрения и развития e-learning, вдохновит и подтолкнет к новым идеям в своей работе. 
Сейчас в сфере электронного обучения появилось достаточно много публикаций на различные темы. И мы, e-learning специалисты, стараемся понемногу впитывать в себя эту информацию: там статью в блоге прочитали, тут в дискуссии приняли участие, что-то спросили, ответили на опрос, посмотрели результаты исследований, почитали про тренды и т. д. Множество этих знаний разрознены. А когда есть возможность почитать книгу от начала и до конца, прийти на конференцию или другое очное мероприятие и насладиться общением с коллегами, обменяться опытом, самому посетить какие-то очные курсы, то знания словно выстраиваются в четкую лаконичную и устойчивую систему. Поэтому если у вас есть такая возможность вдохновиться электронным обучением и систематизировать свои знания, не упускайте ее. И это касается не только книги.


Также читайте:

среда, 13 июля 2016 г.

Этапы и Процесс разработки электронных курсов. Как это настроено у вас?

Недавно мы обсудили процесс разработки курсов. Он может быть разный, в зависимости от того, мы говорим о внутренней разработке или внешней. Также может зависеть от темы курса, целевой аудитории, приоритета и скорости обучения. Возникает достаточно много вопросов:

  • В каком виде/формате/шаблоне документа должен предоставлять исходные материалы преподаватель/эксперт? 
  • Что должно быть в сценарии курса? 
  • Где прописываются инструменты, которые будут в электронном курсе? 
  • Кто прописывает план занятий после того, как будет все загружено в СДО? 
  • Какая должна быть очередность подготовки данных документов? 
  • Какие этапы разработки курсов?
Не смотря на то, что для каждой компании это будет свой конкретный процесс, все равно нужно иметь хотя бы базовое понимание: как разрабатывается электронный курс от А до Я и как выстроить взаимодействие между всеми участниками процесса? Попробуем разобраться.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Во-первых, нужно определиться с тем, кто участвует в процессе разработки.

Внутренняя разработка (в идеале, так как некоторых специалистов может не быть в отделе обучения или один специалист может выполнять функции сразу нескольких, что не очень эффективно и в то же время встречается):
- эксперт (тот, кто знает тему курса, это может быть или тренер, или просто специалист, который занимается тем, чему надо обучить, например, старший кассир)
- методист (тот, который поможет эксперту правильно скомпоновать курс на основе имеющейся у эксперта информации)
- педагогический дизайнер (тот, кто понимает, как перенести знания эксперта в электронный формат и сделать обычный слайдовый или интерактивный курс, симулятор, тренажер и т.д.)
- корректор (тот, кто исправит ошибки в тексте и возможно, адаптирует текст для наилучшего восприятия)
- администратор СДО или др. специалист, который будет отвечать за сборку курса в редакторе и размещение его в СДО
- контент-менеджер СДО или др. e-learning специалист, который будет отвечать за назначение курсов, графики обучения, отслеживание процесса обучения и аналитику.
- руководитель проекта (тот, кто соберет вместе эксперта, методиста и пед.дизайнера и на начальном этапе установит, какая стоит задача обучения и с помощью каких форматов ее можно реализовать и нужен ли вообще в данном случае электронный курс).

Внешняя разработка (у провайдеров чаще всего процесс налажен таким образом, что за каждый этап создания курса отвечает конкретный специалист):
- эксперт по теме (чаще всего это представитель компании-заказчика)
- методист
- педагогический дизайнер
- корректор
- сборщик (верстальщик)
- дизайнер (анимации, изображения)
- программист (если требуется доп.работа над объектами курса вне редактора курса или средства разработки)
- руководитель проекта по разработке эл. курса от провайдера (тот, кто полностью курирует разработку от постановки целей до пилотного тестирования) 
- руководитель проекта по разработке эл. курса от компании-заказчика


ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ (ЭТАПЫ)

Когда все действующие лица уже названы, то построить процесс и расписать его поэтапно не составит труда. Тут важно еще понимать основы педагогического дизайна, который говорит нам о том, что разработка курса состоит из таких ключевых этапов:

1. Анализ (оценка потребности в обучении, анализ целевой аудитории, определение целей обучения)
2. Проектирование и разработка (определение формата обучения, используемых методов и технологий, разработка сценария и самого курса)
3. Внедрение (организация обучения, назначение, сопровождение процесса)
4. Оценка (реакция на обучение, результаты, изменение поведения/навыков, влияние на бизнес, тут читаем про Киркпатрика и другие модели измерения эффективности)

Каждый из этих этапов заслуживает отдельного внимания. 
Рекомендуем детальнее изучить:
1) педагогический дизайн
2) модель ADDIE

  • Analyze (анализ) — анализ характеристик учащегося. 
  • Design (дизайн) — разработка учебных целей, выбор подхода к обучению. 
  • Develop (разработка) — создание учебных материалов. 
  • Implement (применение) — доставка знаний. 
  • Evaluate (оценка) — контроль достижения учебных целей.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ШАБЛОНЫ, ДОГОВОРЕННОСТИ)

Участники процесса названы. Этапы процесса прописаны. Как теперь настроить эффективное взаимодействие? Чаще всего возникают такие вопросы: 

  • Как наладить совместную работу с экспертом?
  • Как понять, чего хочет заказчик?
  • Что делать, если нарушаются сроки разработки курса?
  • Почему электронный курс получился совсем не такой, как планировали?

Во взаимодействии участников в процессе разработки курса ключевой момент - это работать в команде. Каждый участник должен понимать, что он тут делает, какие его задачи, для чего мы все тут собрались и что будет в результате. 

Если говорить о внешней разработке, то тут бывает проще, так как есть техническое задание на электронный курс. И тогда внимание участников процесса акцентируется на том, чтобы качественно это задание подготовить, согласовать и поэтапно идти, отслеживая сроки. 

Если говорить о внутренней разработке, то большой поток курсов также приводит отдел обучения (иногда, не сразу, а со временем) к тому, что с заказчиком (да, даже  с внутренним) мы общаемся через анкету, запрос, проводим очные встречи и анализируем потребности в обучении. Эксперту мы помогаем тем, что предлагаем готовые шаблоны для сценариев, презентаций и даже самих электронных курсов (например, если есть стандартизированные корпоративные макеты и простой удобный редактор курсов). 

Если не договориться о том, по каким правилам будет идти взаимодействие, то знание этапов и разработки электронных курсов нам не поможет эффективно наладить этот процесс.

В итоге, для того, чтобы настроить разработку эл. курсов, нужно:
1. Знать действующих лиц (и внутренней, и внешней разработки, так как часто компания так или иначе сталкивается с обоими вариантами)
2. Знать этапы разработки курсов и основные модели проектирования.
3. Утвердить правила взаимодействия для всех участников процесса разработки.

Также читайте: