вторник, 8 сентября 2015 г.

Сторибординг: Простой способ стать специалистом в создании электронных курсов

Автор: Михаил Тресер

Хорошей практикой при разработке нового электронного курса является создание предварительного плана, который поможет обозначить основные страницы создаваемого курса и будет вспомогательным инструментом на протяжении всей работы над курсом. Такой план-сценарий принято называть сторибордом (Storyboard). Сторибординг практикуют многие профессионалы в сфере eLearning. Давайте попробуем разобраться что это такое и как сториборды можно использовать для эффективного создания курсов.

storyboarding_rus

Сториборды могут сильно отличаться друг от друга. Часть людей предпочитает рисовать их карандашом на бумажном листе, чтобы в дальнейшем, вместе с добавление новых страниц в скелет курса, все легко можно было поправить. Есть такие, кому проще создавать это в виде пронумерованного листа в Word или таблицы в Excell. А есть и те, кто предпочтет более визуализированный сториборд, созданный в PowerPoint с сопровождаемыми скриншотами макетов страниц и детальным описанием содержимого. Инструментов для этого предостаточно, даже в интернете можно найти сотни сервисов по созданию макетов и визуальных карт, которые также могут легко подойти для этих нужд. Так что тут все больше зависит от ваших требований и предпочтений.

С чего начать сторибординг?
  1. Выберите инструмент, с помощью которого будете создавать сториборд. О том, какие инструменты можно использовать для сторибординга читайте в предыдущем параграфе.

  2. Создайте скетч/скрин титульной страницы с названием курса и 3-5 миниатюр страниц с основными задачами, которые вы ставите перед курсом.

    Например:
    1. Что такое геймификация?
    2. Игровое мышление
    3. Игровые элементы
    4. Мотивация и психология
    5. Макеты для геймификации


  3. После того, как вы обозначили для себя основные части курса, спуститесь на уровень глубже и опишите из чего должен состоять каждый из разделов. Удобней всего построить это таким образом, чтобы каждая страница курса содержала свою мысль, соответственно и каждый скрин\иллюстрация сториборда должен содержать одну мысль. Один экран (скрин) = одна идея.

  4. Попытайтесь хоть немного визуализировать общий скелет задуманных страниц. Не обязательно уметь рисовать. Можете либо набросать круги и квадраты, с надписями, что должно быть в качестве иллюстраций на этой странице, либо рисовать простые формы, например, человечки в виде кружка и палок.



    Например:
    Storyboard_Screen_example

  5. Пронумеруйте все ваши скрины в сториборде: 1/16, 2/16, 3/16… e.t.c.

  6. Попробуйте пройти от начала и до конца по созданным вами зарисовкам/скринам. Попытайтесь оценить все глазами ваших учеников, последовательна ли подача знаний? Не упустили ли вы какой-то важный пласт информации? После чего оцените все глазами создателя курса. Сможете ли вы спустя неделю по вашему сториборду создать полноценный курс? Перечислены ли критические для курса части?

  7. В тех ситуациях, когда вам предстоит отдавать на ревью ваш сториборд важному клиенту или большому начальству, попробуйте показать его кому нибудь из близких знакомых, и попросите их рассказать, что они могут понять из ваших набросков. Если разъяснения вашего знакомого совсем не соответствуют тому, что вы хотели вложить в ваш сториборд, значит стоит задуматься о том, чтобы упростить или переписать с нуля ваш сториборд. Попробуйте спросить знакомого, как бы он выразил ту или иную мысль. Прислушивайтесь к хорошим идеям.

Редакторы курсов в качестве инструментов для создания сторибординга
Для тех, у кого нет особого желания заниматься поисками подходящих программ для создания сторибордов, существуют редакторы курсов, со встроенными инструментами для сторибординга. Обычно, такие редакторы имеют соответствующий режим, в котором можно видеть курс с высоты птичьего полета. В Geenio, например, этот режим называется “Pathboard” и находясь в нем, вы можете видеть глобальную структуру курса: последовательность страниц, тестов, вопросов и связи между ними. В некоторых редакторах можно не только просматривать строение курса в таком режиме, но и добавлять в него новые элементы.

Имея в своем распоряжении редактор курсов с подобным функционалом не обязательно начинать работу над новым проектом с детального создания каждой его страницы. Можно начать с того, что в режиме “Pathboard” вы создадите скелет курса - основные темы, которые планируете упомянуть, места, в которых вы бы хотели провести тесты и т.д. Примерно так, как описано во втором пункте “С чего начать сторибординг” (смотри выше).

Наибольшим преимуществом создания сториборда с помощью редакторов курсов является то, что в конечном итоге, ваш сториборд постепенно превращается в сам курс. По сути, вы создаете не столько план курса, сколько его основу. Таким образом вам не понадобиться заново переписывать все наброски в редактор курсов, все уже и так находится внутри и готово к дальнейшей работе на курсом.

В следующей части статьи мы поговорим с вами о том, в каких ситуациях не имеет смысла создавать сториборд. А также о принятых лучших практиках и рекомендациях для плодотворного сторибординга. До скорой встречи и хороших вам сторибордов!

Источник.

четверг, 3 сентября 2015 г.

Подборка материалов по теме тестирования

Тестирование - наиболее распространенный способ проверки знаний после прохождения электронного курса. Разрабатывая тесты, у нас часто возникают вопросы:
- как составить тестовое задание,
- какие типы вопросов и ответов использовать,
- какой поставить проходной балл,
- как понять, что тест сдан самостоятельно,
- давать ли возможность пересдачи и сколько раз,
- сколько времени отвести на тестирование,
- нужны ли тесты вообще,
- эффективно ли тестировать и т д.


Ответы на эти вопросы вы можете найти в постах от наших экспертов:
Читайте также другие наши подборки:


вторник, 1 сентября 2015 г.

Рекомендации разработчикам электронных курсов (по идеям книги "Правила мозга")

Автор: Марина Литвинова

Рекомендации разработчикам электронных курсов (по идеям книги "Правила мозга"): 


  1. Учитывайте особенности работы нашего мозга в любом обучающем процессе (если вы считаете, что это не относится к сфере деятельности разработчика курсов, читайте пункты далее или сразу читайте книгу)
  2. Помните, что качество обучения зависит в том числе и от отношений между учеником и учителем. Когда это электронный курс и нет учителя, подумайте, как можно учесть момент взаимоотношений, на сколько важно выбрать подходящего гида или дать возможность выбрать своего персонажа курса, или же сопроводить процесс обучения в курсе живой дискуссией в форуме или пост-тренингом, практикумом.
  3. Учитывайте предыдущий опыт при обучении. Будьте готовы к тому, что обучая одному и тому же группу людей, каждый из них получит свою индивидуальную "порцию знаний", так как мозг каждого индивидуален, и, когда мы получаем обрабатываем информацию, то соотносим ее с нашим собственным уникальным опытом и формируем свою собственную "проводку" нейронов в мозге. Это совет скорее о тщательном исследовании целевой аудитории курса и анализе имеющихся знаний, а также это про неоправданные ожидания инициаторов обучения, которые могут объясняться банально особенностями работы мозга каждого из участников целевой аудитории.
  4. Сфокусируйте внимание слушателей курса на самом главном. Помните, что "мультизадачность - это миф". И не потому, что тех, кто так считает, больше проголосовало за эту идею) Все снова объясняется работой мозга. Если вы думаете, что способны делать одновременно несколько дел, то вы ошибаетесь. Это способность быстрого переключения внимания с одного дела на другое (при этом вы напрягаете свой мозг, требуя от него повышенной скорости работы и на самом деле сфокусированы на то, что делаете сейчас, в эту минут или мили-секунду). А теперь подумайте про мигания, всплывающие окна, выноски, анимации, гидов, картинки, большие блоки обучения, которые нужно проходить в рабочее время и вспоминать, где прервался, про тренинги без выключенных мобильных, про вебинары с параллельными ответами в скайпе и переписке в рабочем чате и т.д. и т.п. И придумайте, как упростить, сократить, ограничить отвлечение, сфокусировать, убрать лишнее. И, кстати, если вы имеете привычку говорить по телефону или перекусить чем-то за рулем, пора от этого избавиться, чтобы не потерять доли секунд на переключение вашего внимания в экстренный момент. Это на самом деле важно.
  5. Создайте такую атмосферу обучения, которая близка к той, где будут эти знания применяться. В книге приводится пример того, что если вы что-то выучили в состоянии огорчения, вы легче воспроизведете эту информацию в том же состоянии. Конечно, я не призываю огорчать слушателей) но задумайтесь, когда и как они будут применять знания, какая будет атмосфера, погрузите в нее еще на этапе прохождения курса
  6. Информация в курсе должна быть понятна. Скажете, элементарно? Скажете, что все это понимают: "лучше запоминается тщательно обработанная, осмысленная, контекстно-зависимая информация"? Тогда почему есть курсы, которые не хочется читать, вебинары, которые сложно слушать, книги, которые нужно читать, инструкции, в которых предложения занимают целый абзац абстрактной информации, который не воспринимается, а значит, не запоминается, а значит такое обучение не имеет смысла.
  7. Информация в курсе должна быть подкреплена примерами из практики. Примеры не только делают новую информацию более интересной, но и позволяют связать ее с предыдущим опытом и показать то, где можно применить эти знания в реальной жизни.
  8. Люди не обращают внимания скучное. Нет, конечно, можно замотивировать, "напугать" двойками и невыплатой бонусов и прочим, только внимание этим не привлечь, а значит, информация в лучшем случае будет "зазубрена",  то есть в мозгу она не будет осмыслена и связана с предыдущим опытом, а значит со временем будет забыта. 
  9. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте детали вокруг основных понятий. Помогите мозгу принять новую информацию. Расскажите, о чем речь будет в целом, что будет рассмотрено, в какой последовательности. Покажите, когда на каком этапе находится ученик, какие его успехи, что он усвоил, что еще нужно усвоить, как он может разбить модули обучения и в какой последовательности все выполнить. Не заставляйте гадать, а еще хуже сердиться от непонимания того, что нужно делать и для чего. Выстройте процесс обучения так, чтобы он был понятен и логичен.
  10. "Повторение - мать учения". Это снова знакомо? А так ли часто мы об этом вспоминаем при создании электронных курсов, при построении процесса обучения? Как часто повторяется новая информация, в каком виде, через какие временные промежутки? Что, не повторяется? Выучили - подтвердили тестом и все? Тогда информация не отложилась. Мозгу нужны повторения, чтобы знания отложились в долговременной памяти. Для этого новую информацию нужно вводить постепенно и повторять через промежутки времени.
  11. Откажитесь от проведения обучения в обеденное время после 12 часов. Не смотря на то, что есть среди нас совы и жаворонки, тем не менее у всех людей существует потребность в послеполуденном сне, такая же, как например потребность в ланче. Организацию мест для полуденного сна мы оставим профсоюзам продвинутых компаний, а сами учтем то, что в обеденное время наш мозг больше настроен на отдых, чем на работу и усвоение новой информации. 
  12. Лучший способ обучения - одновременно задействовать несколько органов чувств: покажите, дайте послушать, дайте дотронуться. Также стоит задуматься о том, что кому-то проще запомнить прочитав, визуально, кому-то - прослушав, аудиально. Также хорошо использовать знакомые картинки, ситуации, яркие воспоминания. Автор книги пишет о том, что большинство информации мы воспринимаем зрительно и это самый сильный орган чувств, и рекомендует уделять внимание картинкам. Если говорить о рекомендациях для создателей курсов, я бы не ограничивалась советом "используйте картинки больше, чем текст". Иногда лучше будет наоборот. Зависит от того, как вы подадите информацию и как ее смогут воспринять. В любом случае я уверена, что качественная картинка или инфографика это часто лучше, чем текст. НО текст лучше, чем любая непродуманная некачественная картинка.
  13. Учитывайте различия женского и мужского мозга. Это снова про анализ целевой аудитории. Например, разработчик курса для руководителей - мужчина, целевая аудитория - женская. Неожиданно у слушателей курса может возникнуть неприятие информации либо сопротивление ее усвоению, и все потому, что, к примеру, использованы обороты, более характерные для мужчин в отношении своих подчиненных (четко "Сделай это!"), чем для женщин (более мягко "Давай сделаем вот это"). Также следует помнить, что мужской мозг чаще фокусируется на общей картине, женский - на деталях, а также больше внимания уделяет эмоционально окрашенным деталям. То есть эти моменты тоже следует учитывать и создавать комфортную атмосферу для обучения.
  14. Развивайте любознательность в себе и своих учениках. Это самое важное качество нашего мозга, мозга исследователя. В курсах - подумайте, как подтолкнуть к познанию, заинтересовать, заинтриговать. Возможно, стоит использовать истории, примеры, удивить неожиданным поворотом или героем, изменить формат, показать ради чего стоит постараться, кто уже смог себя реализовать и как, загадать загадки, "похвалить" значками, рейтингами. 
В книге еще много интересной информации о таких очень важных для обучения моментах, как физические нагрузки, сон, борьба со стрессом. Я о них не писала, так как это уже сфера деятельности не только разработчика курса, но и компании, организации, вуза, школы, государства в целом. НО почитать стоит, рекомендую.

Можно также отдельно написать рекомендации спикерам вебинаров, но, думаю, вы сами заметите основные идеи, которые легко можно переложить на формат обучения в веб-комнатах.

Поздравляем всех с днем знаний!


Коллеги, поздравляем всех с днем знаний!

Пусть в каждом из нас живет всегда любознательный, активный, ищущий и творческий ребенок!

Сегодня - день, когда обязательно нужно узнать что-то новое, а еще лучше - сделать)



С пожеланиями всегда быть открытыми к познанию нового,
Марина Литвинова,
менеджер e-learning PRO

вторник, 25 августа 2015 г.

Про информационную перегрузку и персонализацию курсов

Автор: Елена Тихомирова

У меня есть любимая картинка - я ее всегда на тренингах показываю, как портрет современного сотрудника. Иногда мне кажется, что я со стороны тоже как-то так выгляжу, потому что я никогда не успеваю все прочитать, что нашла, посмотреть все новые книги, все написать и еще желательно поработать.

Большинство сотрудников компаний находятся в аналогичном положении - постоянное обновление документов, новые продукты, новые вводные. И тут мы им еще предлагаем с завидной регулярностью проходить обучение в нашей СДО. С одной стороны, так жить проще, потому что отрыв от работы меньше и сотруднику не нужно после тренинга сутками разгребать почту и накопившиеся задачи. Но вот в чем вопрос - насколько сотрудник в состоянии переварить всю информацию, которую мы ему предлагаем? И в обучении, и в рабочем пространстве. 

Информационная перегрузка - самый большой враг тех, кто отвечает за обучение. Как 
только сотрудник получает информации чуть больше, чем его мозг может нормально обработать, он перестает воспринимать все то, что следует далее. А по ходу дела еще забывает то, что было раньше. И вообще начинает думать о том, куда стоит поехать в отпуск. У этого есть масса внушительных объяснений у нейрофизиологов, но в итоге суть проста - много человек в один момент времени запомнить не может. 

Что происходит на практике? Мы делаем большие курсы. Курсов у нас с каждым днем все больше и больше. И курсы - это не единственный источник информации. Сотрудники курсы проходят, тесты сдают, реальные знания не получают, мотивация к обучению падает (а поднимать ее, как известно, дело дорогостоящее). 

Персонализация в данном случае будет не модным направлением и попыткой учесть все индивидуальные потребности, а полезным инструментом, который сможет повысить эффективность обучения. 

Для начала - персонализация в виде свободы выбора. Внутри электронного курса мы же особенно разгуляться не даем. Мы полагаем, что мы точно знаем, что сотрудник не знает всего того, что там есть. И что все это ему точно нужно. При этом при попытке определить целевые аудитории часто становится понятно, что знаем мы слушателей далеко не все. Потому стоит предложить слушателям выбор внутри курса - проходить все или только то, что нужно, выбрать область интересов, выбрать проблему, которую нужно решить. Это не только делает слушателя участников (вроде как он сам все решения принимает), но и дает возможность часть ненужной информации отсечь. 

И да, на вопрос о том, что делать с тем, что все должны пройти все, есть простой ответ - сделать такую практику в конце курса, которая покажет слушателю, что он чего-то не знает и побудит его проходить другие части. Но это будет уже несколько иное обучение. 

Теперь про поиск как элемент персонализации и способ снижения информационной нагрузки. В курсах поиск бывает очень редко. Представляете, каково это - пройти курс, слайдов, скажем, на 300, а потом понять, что что-то ты упустил из виду? А потом попробовать вспомнить, где именно это было. Да, в книгах тоже нет поиска, но все-таки там искать несколько проще. Поиск можно заменить хорошим оглавлением или справочником, по которому можно будет поискать то, что нужно. Дать возможность слушателю пользоваться учебным ресурсом, искать то, что важно. 

Еще способ персонализации - предложение изучать сторонние ресурсы. Например, вместо того, чтобы все включать в курс, мы можем там оставить только самое основное и главное, а вот все дополнения и пояснения предложить почитать на нескольких сайтах. Тут у меня будет выбор: читать или не читать, на каком сайте читать, в каком виде и где читать, потому как сайт я точно могу и распечатать, и сохранить для дальнейшего чтения и еще много всего могу с ним сделать (например, шрифт увеличить). 

Есть такое убеждение, что нужно обязательно слушателям выдать полный объем информации, закрыть навигацию и сделать все максимально детальным - чтобы выбора не было и чтобы ничего не пропустили. Якобы если переход на следующий слайд будет возможен только при открытии всех блоков на текущем, то слушатель все точно запомнит. К сожалению, нет. Более того, чем больше даем, тем меньше запоминают. Чем сильнее нагружается мозг, тем сильнее он пытается освободиться от этой нагрузки и найти что-то более привлекательное. На самом деле, персонализация через свободу выбора, через открытую навигацию, через возможность принять решение, что именно изучать в данный момент - это лучший способ сделать так, чтобы человек хотя бы что-то запомнил.