четверг, 2 марта 2017 г.

Как разрабатывать курсы без педагогического образования?

Автор: Андрей Матюков

Сегодня о тех, кто обучает течению eLearning и средствам разработки курсов. Обзор, основанный на собственном опыте

Мода и потребность на электронное обучение увеличиваются у нас с каждым годом. Вроде бы и мероприятий, связанных с eLearning происходит немало. Очные и самые громкие, хоть и не всем желающим доступны финансово, проводятся исключительно в Москве. Но в сети тоже предостаточно дистанционных вебинаров и мастер-классов в исполнении различных уважаемых специалистов сферы образования. Но вместе с тем, не так уж много практически полезных мероприятий именно для разработки курсов - для создания сценариев, для верстки в различных редакторах. Основная масса акцентирована на самом электронном обучении, принципах работы в команде, методах оценки персонала, эффективности, качестве обучения, но не так много уделяется самому низкому уровню - курсу. Как делать, с помощью чего, какие бывают идеи примеров, что лучше воспринимается обучаемыми. Ниже хочу поделиться собственным опытом, как, не имея педагогического образования, из «просто» айтишника (кадровика, экономиста и т.п.) переквалифицироваться в разработчика курсов. Заголовками пунктов моего обзора будут название фирм или персоналии, благодаря которым я пополнял собственные знаний в eLearning.

ElearningCenter

Имя Елены Тихомировой я упоминаю практически в любых рассказах про eLearning. Благодаря её очному интенсиву я и познакомился с педдизайном. Кроме того, под ее началом в России проводится множество интересных конференций, а усилиями ее ElearningCenter производится как разработка курсов, так и периодические обучения специалистов по темам: педдизайн, работа в Артикулейт и КурсЛабВместе с тем, Елена не забывает о многочисленных фоловерах в соцсетях, размещая интересные тематические ссылки, проводя опросы, оставляя свежие посты в своем блоге, по возможности загрузки отвечает и в «личку» по профессиональным вопросам.

Если начинать свой путь в электронном обучении без специальной подготовки именно с Е. Тихомировой, то эта сфера покажется легкой, близкой и доступной. Сразу станет понятно, что для начала должно пройти ¾ времени на подготовку к верстке курса перед тем, как открыть специализированный редактор на компьютере. Раз и навсегда можно уяснить, что электронный курс – это далеко не презентация, а нечто более живое и действенное, благодаря чему информация будет запоминаться лучше, а процесс обучения будет намного увлекательнее. 

Практический вектор усилий ElearningCenter ярко демонстрирует их конференция «Искусство разработки», на последней в конце 2016-го мне посчастливилось побывать по пригласительному. Одним из свежих полезных жестов этой компании стал выход электронной книги «Лайфхаки от разработчиков курсов», которая свободна для скачивания. Резюмируя, можно сказать следующее: если вы начнете свой путь с «Живого обучения» Елены, то точно не проиграете и обретете правильную философию нового для себя занятия.

P.S: На «ELEARNING ELEMENTS» пока не бывал, чтобы судить о его практической пользе, персонально удовольствие не из дешевых.   

WebSoft

Первый редактор создания курсов, с которым я столкнулся – это CourseLab 3. Естественно, кроме других центров, обучают работе в нем и его создатели из WebSoft. Я сам познакомился с программой на очном обучении, которое вел глава компании Алексей Корольков. Мне лично тех пары дней хватило, чтобы постичь основы редактора и без конкретного примера, просто создавая что-то на пустом слайде, пробуя в деле различные стандартные объекты.

Скорее всего, обучающие сессии от ВебСофта «для всех», которые случаются периодически в течение года, более живые, чем та, которая была предоставлена непосредственно для нас, когда мы даже не затронули переменные, которые являются основой создания более сложных специализированных интерактивностей. Хотя, надо отдать должное подготовке «хэлпа» к редактору. Всё, что может КурсЛаб по-русски доступно описано в справочнике. Да и сам интерфейс программы довольно дружелюбный, а ленточное меню заставляет вначале думать, что эта одна из составляющих современного пакета MicrosoftOffice. Повторюсь, всё, о чем не успеют рассказать очно, как в моем случае,  можно узнать самому, но для этого надо обладать достаточной мотивацией.

К тому же, чтобы узнать сам редактор в красках, надо познакомиться с результатами трудов различных разработчиков, с обучающими программами других учебных центров, участвовать в конкурсах. Для того, чтобы узнать возможности своего детища, компанией WebSoft собственно и проводятся различные конкурсы, турниры. Один из подобных баттлов в конце 2016-го года мне даже выпала честь судить. Некоторые работы поразили тем, что за несколько часов можно сделать глубокий, красивый и довольно сложный проект. С курсами победителей и участников можно ознакомиться на странице турнира

То, чего может не хватать – это бесплатных пробников, пряников и заманух на youtube, но может и не надо это для создателей, к ним пойдут покупать и учиться по умолчанию. И еще нельзя не отметить, что есть в WebSoft незаменимый Вячеслав Щинов, который ответит на любые вопросы по редактору максимально оперативно!

SRC Мультимедиа

И вот если вы уже знакомы с основами педдизайна и, условно говоря, можете что-то делать в каком-то редакторе, но вам не хватает идей, новых решений, красок вашим проектам, то настоятельно рекомендую обратить взор на «SRC Мультимедиа». В отличие от многих других, эта команда не скупится на бесплатные примеры на youtube, исходники рассматриваемых объектов, внушительные скидки на свои услуги. Здесь можно как прокачать свои знаний в педдизайне, так и получить или повысить навык работы в самых популярных редакторах – CourseLab, Captivate и Storyline. Если нет прямой потребности в этом, но как-то хотелось бы больше креатива в своих действиях, можно купить у них «Чемоданчик разработчика». Он не такой «тяжелый» в финансовом плане, но бесценный по содержанию для начинающих разработчиков. Лично я приобрел его по очень хорошей предновогодней акции.

С руководителем компании Александром Воробьевым мне доводилось пообщаться и через Facebook, и живьем на «Искусстве разработки», подонимать его вопросами об Articulate Storyline, на которые он охотно и подробно отвечал, за что ему большая благодарность. Посредством сети беседовал и с интересным специалистом по CourseLab и методологии разработки курсов Юлией Григорьевой, и с гуру Adobe Captivate Владиславом Волоховым, у которого есть свой тематический сайт и видеоканал – все открыты для диалога. Приятно, удобно, полезно.

Курсы, вебинары, бесплатные примеры, акции, интересные нестандартные примеры – всё это приятно получать от SRC Мультимедиа.

ElearningHanmade

Недавно созданная мастерская по созданию электронных курсов ElearningHandmade, как логическая ветвь от iSpring, призвана знакомить начинающих разработчиков с успешными приемами и примерами в eLearning. У детища Юрия Ускова и его команды земляков в России образовался уже внушительный рынок потребителей. Мастерская же, основанная его коллегами – жизнерадостными и открытыми Анной Мосягиной и Юлией Шуваловой, предстает еще одним полезным образовательным элементом в практическом плане для тех, кто делает курсы. По приглашению создателей мне посчастливилось быть первым  гостем ElearningHandmade с рассказом о моем победном курсе международной образовательной конференции EdCrunch. Вебинар доступен в архиве.

Будучи сам преимущественно практиком, предложил организаторам перевернуть первоначальный сценарий вебинара с ног на голову и сначала всё рассказать о курсе, о самых сложных и нетривиальных моментах его реализации, а затем уже вернуться к тому, что предвещало это событие, о своем опыте разработок и т.п.

Здесь же можно отметить и просветительскую деятельность самих iSpring, практические и, что характерно, бесплатные, но проводимые на самом высоком уровне конференции очень полезны для общения представителей eLearning специалистов.

Владимир Наумов

Довелось на моем пути и немного поучиться у белорусского мастера педагогического дизайна Владимира Наумова. После знакомства с методиками Владимира у меня и возникло мое личное представление о том, кто, кого и при каких обстоятельствах должен учить. Он оперирует терминами педагогики, кибернетики и другими, неизвестными мне, а в моем лице другим таким же, переквалифицированным из иной сферы деятельности в eLearning. Просматривая архивные мастер-классы Владимира, можно услышать такую его фразу «сегодня будем много писать в блокнотах». Так вот, мой совет таким же, как я «нисколько не педагогам» – писать надо обязательно, но очень немного, чтобы не запутаться в пирамидах терминов, методиках, иностранных примерах, а суметь вычленить истину из всего непонятного, чтобы после такого раз и навсегда не завязать с электронным обучением, почувствовав себя абсолютно чужим на этом поле чудес. В его уроках есть много интересного и важного, начиная от постановки правильной цели курса. Ведь если ошибиться вначале, курс может привести к ненужным результатам, которые не принесут пользы обучаемым. Просто для неподготовленного уха в исполнении В.Наумова всё кажется настолько завуалировано, что можно запутаться. 

Лично мне было бы более интересно его заключения и методики почитать в полноценной книге, спокойно, не торопясь, не отвлекаясь, чтобы постичь их суть, чем пытаться вникнуть за лимиты вебинаров. Мое поверхностное мнение – обучение у Владимира - глубоко проанализированное и детально структурированное, больше подойдет для вузовских курсов или каких-то очень глубоких произведений богатых компаний. Но в этом нет большого смысла при создании небольших потребительских курсов или однотипных симуляторов ПО. Слышал и такое мнение от коллег, чтобы полезно поучиться у Владимира, нужно для начала несколько лет плодотворно уже поработать в eLearning, чтобы смочь структурировать по его шаблону все имеющиеся и вновь полученные знания. Особенно полезна его учеба может быть для методологов с педагогическим образованием, или даже для тех, кто будет учить методологов, оценивать эффективность обучения, планировать, разрабатывать методологии.

Эпилог

Становится разработчиком курсов, естественно, лучше имея педагогические (андрагогические) основы, но жизнь диктует своё. Особенно во времена усиления кризиса количество центров дистанционного обучения увеличивается, дабы не тратить на перелеты и проживание командировочных сотрудников для очного обучения.

Таковы наблюдения мои личные, никому их не навязываю. И спасибо всем без исключения перечисленным специалистам за мой собственный рост в среде электронного обучения. Будет интересно, если вы поделитесь посредством комментариев к блогу или на странице Facebook тем, как приходили в eLearning вы, чьи курсы, методики, советы, какие конференции оказались для вас особенно полезны.

На данном этапе вместе с тем, что уже сам начал вести вебинары, постоянно продолжаю учиться. Очень хотелось бы посоздавать курсы в Adobe Captivate, этот редактор мне представляется набором всего лучшего, что можно найти в CourseLab и Articulate. В следующем посте планирую сделать свой обзор средств разработки.

Как внедрить мобильное обучение? Советы по книге "Живое обучение"

Несколько интересных идей про m-learning из книги "Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать" Елены Тихомировой.

Начнем с того, что иногда компании не понимают, что мобильное обучение у них уже есть, на самом-то деле. Не стоит воспринимать мобильное обучение как курс, который открылся на телефоне. Нужно оттолкнуться от самого понимания слова "мобильный", то есть активный, передвигающийся. И это речь о человеке, которому нужно обучение, подстроенное под его ритм жизни.

В вашей компании уже существует мобильное обучение,  если:
  1. LMS (система обучения) для сотрудников компании доступна не только на стационарном компьютере, но и на мобильном устройстве (ноутбук, планшет, смартфон). 
  2. В LMS можно учиться вне корпоративной сети (то есть в любом месте с доступом к сети Интернет).
Для того, чтобы расширить возможности мобильного обучения, можно рассмотреть несколько направлений, таких как адаптацию некоторого контента под монитор и возможности смартфона или настройка интерфейса LMS, удобного для обучения на планшете. Мелочь, а приятно.

Вы можете улучшить мобильное обучение в компании, если:
  1. Предоставите сотрудникам возможность учиться и вне сети, оффлайн (скачать курс или пройти тест и передать информацию в LMS, когда появится доступ к сети). 
  2. Адаптируете контент под различные мобильные устройства, которые используют ваши сотрудники (учтите, что многое надо будет полностью "перекроить") 
  3. Уделите внимание адаптации интерфейса LMS и навигации по системе обучения для удобства использования на различных мобильных устройствах.
И, не смотря на популярность и "трендовость" мобильности в обучении, иногда в этом нет необходимости. И это важно понять еще до того, как вы попробуете внедрить эту "модную фишку". Обязательно анализируйте свою аудиторию и ее возможности перед тем, как предлагать им мобильные форматы. Проводите тестирования проектов на пилотных группах, собирайте и обрабатывайте обратную связь. Это поможет избежать напрасных затрат времени и денег.

В вашей компании нет необходимости в мобильном обучении, если:
  1. Обучение проходит не часто (раз в квартал, а то и реже) и сотрудники могут использовать корпоративный учебный портал на своем рабочем месте. 
  2. Поставленные задачи обучения нельзя реализовать с помощью инструментов, которые используются для мобильного обучения. 
Если вы точно определились, что мобильное обучение вам нужно и к тому же оно хорошо подходит под текущие цели компании в отношении профессионального роста сотрудников, то следующим этапом будет выбор задач. Нужно отметить, что мобильный формат не для всех целей обучения подойдет.

С помощью мобильного обучения можно реализовать, например, такие задачи:
  1. Оперативный поиск информации, в том числе оффлайн (справочники, адаптированные под мобильное устройство базы знаний). 
  2. Обновить знания о продуктах, предлагая небольшие тесты, отображая рейтинг прошедших обучение (мини-игры). 
  3. Погрузить сотрудников в определенную тему обучения с помощью цикла мини-курсов и регулярного их прохождения на моб.устройстве. 
  4. Оповещение сотрудников о новом материале в их программах обучения. 
  5. Проверка знаний, сертификация (тестирование, адаптированное для прохождения на моб.устройстве). 
  6. Сопровождение смешанных программ обучения (демонстрация достижений, текущее положение, прогресс, задачи). 
Для того, чтобы избежать ошибок при внедрении, анализируйте опыт коллег и собирайте чужие "грабли". Важно, чтобы m-learning как формат и как инструмент имел свою строго определенную нишу общей стратегии обучения в компании.

Когда внедряете m-learning помните о том, что:
  1. Мобильное обучение хорошо применимо в ситуации, когда сотрудники активно используют мобильные устройства, в том числе для работы (например, представители на удаленных торговых точках без доступа к корпоративной сети). 
  2. Мобильное обучение даст возможность быстро информировать/обучить всех сотрудников компании, не зависимо от их рабочего места и доступа к ресурсам компании. 
  3. Не всему можно научиться с помощью мобильного устройства + каждый человек находит свои способы использования смартфона (кто-то читает, а кто-то только проверяет почту, а кому-то видео на youtube удобно просмотреть), поэтому надо проанализировать целевую аудиторию m-learning и их возможности/предпочтения при использовании моб.устройств. 
  4. Если у вас есть хорошие интерактивные курсы для ПК, они проиграются на ноутбуке, но вряд ли будет удобно изучать их на планшете и тем более телефоне, и одним масштабированием вы ситуацию не разрешите. Контент для m-learning - это отдельная история. См. выше про задачи, которые можно решить.
  5. Найдите нишу для m-learning в общей стратегии обучения в компании и четко пропишите, какие задачи вы будете решать мобильным форматом, какие задачи будете просто поддерживать, а какие категорически не подойдут и будут реализованы с помощью e-learning или очных форм обучения.

Детали про m-learning, а также про другие форматы e-learning, про внедрение LMS, стратегию обучения и особенности онлайн-контента читайте в книге "Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать".

Также читайте еще один пост по материалам книги:

среда, 1 марта 2017 г.

Техника пустого инбокса в e-learning для мотивации опытных сотрудников

Техника пустого инбокса в e-learning для мотивации опытных сотрудников - это очень интересная идея, предложенная Мирославом Боцулой на киевской конференции ELFORUM 2016. 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА >>>

Когда может пригодиться техника пустого инбокса?

В корпоративной среде мы с вами обучаем взрослых людей, основная задача которых - работать, поэтому обучение у них на втором плане. Можно выделить три категории сотрудников: новички, карьеристы, бывалые (категория, в которую со временем переходят и новички, и карьеристы). Как бывалый реагирует на обучение? Или скептично, или с сопротивлением. Как мотивировать "бывалого" на обучение? Сделать обучение частью работы.Как раз с помощью техники пустого инбокса.

В чем смысл это идеи?


Идея пустого инбокса - это метод упорядочивания своих дел из книги Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" (Getting Things Done GTD).

Чтобы GTD  заработало, нужно пояснить бывалому сотруднику моментов:
- чем его работа важна для компании
- чего сотрудник может добиться через несколько лет
- за что сотрудник отвечает в компении и что ему нужно сделать в будущем

Инбоксы должны быть удобоваримыми. Это микрокурсы, короткие видеоролики,  книги, опросы, статья, тест, презентация, документ. Задача должна выполняться быстро: до 1 часа в неделю.

Рекомендации о том, как сократить информацию, ищите в книге "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Можно поискать статьи этих авторов просто в сети Интернет.

Мирослав уже провел анализ такой методики и говорит, что со временем люди включается в такой формат обучения и хорошо его воспринимают, хотя по началу и могут выполнять задачи нерегулярно. Но, в итоге, переполненные боксы начинают раздражать и человек подсознательно стремится освободить. В мотивации к этому действию поможет еженедельный обзор: получено задач, выполнено, провалено, набрано баллов, какое количество задач на след неделю. Это можно хорошо визуализировать (например, количество заданий отображает на плаву ваш корабль или, увы, тонет). Добавить регулярность: представьте, что это одна серия сериала каждый вторник.

Как реализовать технику пустого инбокса?

Выше мы говорили о том, что нужно сделать обучение частью работы. Для этого необходимо:
1) Чтобы обучение стало решением конкретной рабочей задачи
2) Чтобы обучение приносило пользу
3) Сделать процесс простым
4) Убрать потерю времени из за лишней информации
5) Помочь сотрудникам организоваться в обучении
6) Ненавязчиво дисциплинировать, незаметно приучить к обучению
7) Влиять на получаемые сотрудниками блага для мотивации к обучению

Какими инструментами это сделать? - Календарь - долгосрочная перспектива,
- Расписание - перспектива на неделю
- Стек заданий - инбоксы, в которых то, что я могу сделать прямо сейчас. Задача - держать инбокс пустым. Отработал задачу - ушла из бокса.




пятница, 24 февраля 2017 г.

Трудные вопросы смешанного обучения, или Многоукладность образовательного хозяйства

Автор: Владимир Наумов

Пришло время и/или указание свыше:
университет, колледж, коммерческий центр профессиональной подготовки, корпоративный университет решили/вынуждены реализовывать в своей деятельности смешанное обучение.

Обычно преподавательский состав от такой новации далеко не в восторге, а сторонников blended learning немного. И не только потому, что это связано с серьезными организационными изменениями, новыми видами работ, затратами значительных ресурсов и т.п.  Дело, среди прочего, и в том что преподавательский состав весьма и весьма разнороден. Это люди разного возраста, разной квалификации, с разным педагогическим опытом и профессиональными предпочтениями. Часть же преподавателей просто не понимает, чего от них хотят, еще часть - просто не желают изменять(ся) что-либо. И чем крупнее образовательное учреждение (в университетах преподавателей сотни и тысячи), тем выше степень разнообразия индивидуальных опытов и предпочтений, мировоззренний и дидактических подходов.


Из моей практики: провожу смешанный курс по смешанному обучению.
Целевая аудитория – преподаватели центра повышения квалификации специалистов одной очень массовой, а другой – весьма элитной профессии. Люди этих профессий обязаны проходить ежегодную аттестацию.
Сама же компания - один из   безусловных  лидеров в своем деле в  РФ. Работающие в ней преподаватели на рынке просто нарасхват. И прекрасно осознают, что от внедрения смешанного обучения и их учебный центр, и каждый из них лично нимало выиграют.  Явного глубинного сопротивления введение blended learning не наблюдается.


Цель курса: самоопределиться и спланировать свою преподавательскую деятельность в кратко- и среднесрочной перспективе в связи широким внедрением смешанного обучения в компании.
На удивление высокую активность и прекрасные результаты показывают слушатели. (Никогда еще с такой сильной, ровной и равной по уровню квалификации аудиторией не сталкивался).
Столь же прекрасно выполняется и итоговая работа: каждый преподаватель составляет содержательно-деятельностную матрицу своего курса (В матрице  расписывается, что и как на каждом из этапов освоения содержания курса будут делать преподаватель и их слушатели)
Результаты-то хорошие, да лежат, с удивлением обнаруживаю, в 4-х разных, если не  противоположных, образовательных парадигмах:
  1. в половине случаев - просто доброе советское знаниецентрированное обучение,
  2. 1/4 работ выполнена  в рамках компетентностного подхода (с действительно правильным и глубоким  пониманием требований ФГОС),
  3. еще 1/4 работ - чистой воды социальный конструктивизм.
  4. одна - и блестящая работа - сделана в парадигме анархической, радикально либеральной дидактики.


Такие вот полипарадигмальность с многоукладностью в одном образовательном хозяйстве. И это при том, что молодежи до 35-40 лет в аудитории 2-3 человека из 15.


Трудные вопросы:
  1. Допустим ли такой плюрализм образовательных подходов в одном отдельно взятом учреждении образования?
  2. Как в условиях такого плюрализма работать образовательному учреждению:
    • подбирать и/или готовить новые кадры преподавателей,
    • учить одни студенческие группы по-советски, другие - в духе конструктивизма, а третьи - в дидактики анархизма?
    • формировать образовательную политику,
    • определять приоритетные направления развития,
    • наконец, подбирать программные инструменты и сервисы, удовлетворяющие каждой из парадигм (в моем случае LMS, установленная в компании. явно не дотягивает для реализации конструктивистского подхода в обучении, не говоря уже о либертианском).
    Как на подобные вопросы отвечает компания, с которой я имел удовольствие поработать, увы, не могу обнародовать.

    Однако вместе с коллегой, Сергеем Запорожченко, готов рассказать о разрешении подобных и многих иных трудных вопросов здесь.


    И, под занавес,

    Самый трудный вопрос:
    а не является ли смешанное обучение некой новой парадигмой, которая вовсе не копирует, не переносит механически в смешанный формат упомянутые выше подходы (и, тем более, индивидуальный преподавательский опыт) к обучению.
    А вдруг, blended learning - это особая. специфическая образовательная парадигма?
    Да об этом - уже в следующий раз.

    вторник, 21 февраля 2017 г.

    Краткий обзор рынка мобильных приложений для обучения

    Автор: Павел Безяев
    В феврале активно изучал рынок мобильных приложений для обучения. Выяснил для себя несколько интересных моментов:
    1. На этом рынке сейчас происходит просто настоящий взрыв – мне показывали пакеты заказов – у небольших компаний за прошлый год сотни проектов и в этом году уже десятки. Доходит до смешного – у некоторых даже нет демонстрационного доступа к приложению, так как они его просто не успевают настроить – команда на 150% загружена текущими заказами, а при таком спросе и потребности в демо особой нет.
    2. Прослеживается некий хаос в том, как крупные компании используют мобильные приложения для обучения. Из того что успел понять не прослеживается какой-то системы. Мобильные приложения пока никак не вписываются в единую архитектуру обучения компаний. Чаще всего это решения под локальные задачи – чтобы сделать их ярче, где-то это некие параллельные активности в рамках концепций «дижитализации» и «мобилизации» с перспективой на интеграции LMS. Но чаще всего никакой интеграции нет. Есть LMS, а есть еще несколько приложений для внешних электронных библиотек, приложения под поддержку очных образовательных мероприятий и некоторые эксперименты (расскажу ниже).
    3. На отечественно рынке особо активно развиваются так называемые event-приложения – для сопровождения и поддержки мероприятий (конференции, семинары, тренинги). Почему я их тут рассматриваю? Потому что на базе этих приложений появляются отличные решения для обучения, при том это у них получается даже лучше чем у приложений созданный по LMS. Есть мысли почему так происходит, но это тема для отдельной публикации.
    4. «Монстра», который бы в телефоне решал все задачи, что могут сейчас решать современные корпоративные LMS я не встретил. И я пока понимаю, что еще большой вопрос, что такое приложение жизнеспособно. Посмотрите на Goole или Яндекс – у них под разные задачи есть отдельные приложения. Я себе слабо представляю, чтобы в одном приложении удачно уживались и навигатор, и такси, и объявления о продаже, и заказ билетов, и музыка, и погода… Представить, конечно, можно, но зачем? С другой стороны, есть конечно приложения типа Facebook, где есть почти весь функционал основного сайте, НО обратите внимание – в основе там «один поток» - лента. У приложения должен быть «ключевой поток» иначе оно уже не очень эффективно. А теперь представим, приложения, где у нас и электронные курсы, и оценка, и сообщества, и работа с компетенциями, и коммуникации, и все что еще сейчас входит в задачи корпоративных Учебных порталов. Неудобно.
    5. Надо признать, что про большинство SCORM-контента придется забыть – чуда не будет и эти курсы, сделанные без учета работы на мобильных приложения, на смартфонах «не полетят». В мобильных приложениях живет и будет жить видео с короткими тестами, ну и небольшие тексты – не «слайдовые курсы», а именно тексты.
    Для себя я на данный момент выделил следующие категории и типы приложений:
    1. Приложения для LMS:
    • Docebo (LMS с приложением) – на сегодня это одна из самых развитых LMS в мире, в которую за последние годы были сделаны огромные инвестиции. Приложение тоже выглядит очень достойно, но функционал ограничен.
    • TeachBase (MOOC-LMS c приложением) – интересный start-up из тех тысяч LMS, созданных на базе волны популярности МООК\MOOC. Судя по всему SCORM даже и не планируется поддерживать, но очень интересно реализована возможность самостоятельно разработки курсов и есть мобильное приложение, подходящие под обучение в заданном формате (виде + тесты + форум).
    • iWebtutor (прохождение электронных курсов без подключения к сети) – это приложение к самой известной и востребованной в корпоративном секторе LMS. Вещь долгожданная, но, к сожалению, «пощупать» самому пока не удалось. Да и судя по описанию это очень ограниченное решение, а не полноценное мобильное приложение для LMS.
    1. Решения для обучения на базе event-приложений:
    • КАМПУС.ШКОЛА (поддержка мероприятий, push, микрообучение, предтренинг и посттренин) (http://eventplatform.ru/) – пока это приложение понравилось мне больше всех. На само деле это даже не приложение, а скорее конструктор приложений, который настраивается под заказ. История не дешевая, но пользуется огромным спросом и работает. Из event-приложения получилось отличное решение для полноценного обучения через мобильный телефон. И концепция этой истории очень близка к тому что можно назвать уже не просто eLearning, а Modern Learning – когда границ между очным, дистанционным и электронным обучением уже нет. Одно переходит в другое и все поддерживается мобильным приложением.
    1. Посттренинговое сопровождение:
    • Mindmarker – решение сделанное именно под посттренинговое сопровождение. Разработчики утверждают, что на практике наработали уникальную методологи, которая позволяет так спланировать мобильные-активности после обучения, чтобы максимально повысить эффект от обучения. Идея примерная такая – через два дня после обучения, приходит какой-то текст с напоминанием, потом опрос, через две недели какое-то видео и творческое задания, потом еще и так примерно четыре недели. Но стоит это все дорого и решение узконаправленное, а хочется охватить весь цикл обучения.
    1. Разработка решений под заказ:
    • ТЕМА (push, микрообучение) (http://thetheme.ru/) – интересный пример приложения разработанного «Облако Education» под проект ТЕМА. Возможен вариант размещения курсов компании для своих сотрудников (условия уточняю). Мне понаравилась реализация под определенные задачи – например, у нас есть курс, состоящий из набора коротких видео роликов – интервью с очень хорошими экспертами. Приложение настраивается так, что раз в день (или раз в три дня) человек получает push-уведомление с приглашением к просмотру очередного ролика. Так можно добиться максимального процента просмотра роликов сотрудниками.
    • «Гид по развитию компетенций» - еще один интересный проект того же разработчика, но сделанный для Билайна. Сотрудники могут использовать приложение в разных режимах – как библиотеку рекомендованных электронных книг и фильмов, или как аналог конструктора Индивидуального плана развития (ИПР). Сотрудник указывает желаемую роль, получает рекомендации и строит для себя ИПР. Идя замечательная – «ИПР в кармане»! Описываю со слов разработчиков и заказчиков, так как пока самому не было возможности посмотреть.
    • «Университет в кармане» - это приложение мне сложно отнести к какой-то категории. Решение изначально разработано именно, как мобильное приложение под обучение. Подрядчик говорит о сотнях установок, но в версии под iOS я даже не смог запустить тесты и пока жду подтверждения, что можно продолжить изучение.
    1. Мобильные сайты или «псевдоприложения» - web-решения под мобильные устройства:
    • eQueo – решение активно используется в рознице и позиционируется, как приложение для обучение. Но в реальности это web-решение, которое представляет из себя подборку каналов с видео.
    • «Знания в кармане» (http://m.e-lc.ru) – пример мобильного сайта для WebTutor. Контент курсов специально адаптирован, а верстка максимально укрощена и переработана под мобильный формат.
    1. Мессенджеры, как простое решение для мобильного обучения - не удивляетесь, но на обычных мессенджерах (WhatsUp, Telegram, Viber), можно сделать удивительные вещи в плане мобильного обучения. Тут конечно надо «набить руку» и речь про обязательное сопровождение процесса модератором, но на помощь спешат чат-боты и возможности этого решения не исчерпаны. Пример, я описывал здесь.
    Вот такой вот обзор получился. Буду продолжать изучать данную тему.
    Мобильности вам!
    Павел Безяев.
    Источник: i-elearning.ru