суббота, 29 декабря 2012 г.

Мотивация преподавателей ДО

Автор: Сергей Постников

Проблема мотивации преподавателя при внедрении и развитии в вузе системы дистанционного обучения является одной из ключевых и поэтому вызвала бурное обсуждение на форуме сообщества eLearningPro.

Какие же пути решения предложили участники?

1. Привлечение студентов к рутинным работам по наполнению СДО материалами (Иван Травкин). К мотивации преподавателей прямого отношения не имеет, но работу облегчает.

2. Опора на инновационно-ориентированных преподавателей (Егор Герасимов). Иными словами, на энтузиастов, коих, по данным Натальи Гатауллиной не более 5%. А чтобы сдвинуть какое-то дело требуется как минимум 12%. Ну хоть 5... Позволяет, по крайней мере, начать...

3. Причиной отказа преподавателей предоставить свои материалы может являться не только опасения их незаконного использования, но и боязнь качества этих материалов (Воронцова Мария). Считаю, что именно вторая причина превалирует! Если проводить правильную политику методического обеспечения учебного процесса, то сам факт публикации материалов может служить мотивацией преподавателя.

4. Карательные меры вплоть до увольнения (Игорь). Результат обеспечит, вопрос – какой?

5. Обучение и консультирование преподавателей, желающих работать по-новому (Егор Герасимов, Иван Травкин).

6. Показать преимущества удаленной работы (Галина).

7. Административный ресурс (Александр) – распоряжения и приказы руководства.

8. Премирование, доплата (Елена). Очевидно и эффективно. Проблема только в средствах. Поэтому разумен подход, реализуемый в нескольких вузах – начинать с коротких курсов повышения квалификации. И народу задействовано немного, и какие-никакие денежки сразу начинают капать.

9. Открытая информация о деятельности групп ДО, организация семинаров, обучения, тесное общение с целью привлечения сторонников (Наталья Гатауллина). Сей подход просится назваться идеалистичным, но он, безусловно, имеет право на существование, тем более, в качестве вспомогательного.

Подытожу, высказав свое мнение, которое сформировалось у меня в процессе обсуждения.

С новым 2013-м годом!


 
Дорогие друзья! 

От имени сообщества e-LearningPRO хотим поздравить вас с наступающим новым годом.

Пусть он будет для вас радостным и легким, пусть принесет с собою удачу, светлые события, интересные проекты, креативные идеи и теплые дружеские встречи.

Пусть для каждого 2013-й год найдет именно то, что вас вдохновляет и подталкивает к постоянному развитию и к покорению новых вершин.

Спасибо вам за активное участие в дискуссиях нашего с вами совместного проекта - ассоциации e-learning специалистов! Именно благодаря вашим вопросам и комментариям, постам и форумам у каждого из нас есть прекрасная возможность общения с коллегами и взаимного обучения.

Желаем каждому из вас прекрасно провести приближающие праздники и всегда ждем вас на нашем сайте и блоге.

С новым 2013-м годом, с новыми надеждами и новыми победами!

Перед новым годом принято вспоминать значительные события, которые произошли в текущем году. Давайте и мы с вами вспомним, какие интересные события происходили в нашем сообществе в 2012 году. Приглашаем добавлять в комментариях отзывы о том, что запомнилось именно вам.
  1. Февраль 2012 - e-Teachers Summit 2012
  2. Март 2012 - Саммит разработчиков электронных курсов 2012 (доклады)
  3. Апрель 2012 - Мобильный кампус: виртуальная дискуссия
  4. Май 2012 - Вебинар "Визуализируй это! Или как провести яркий вебинар" (запись)
  5. Июнь 2012 - Вебинар "Интерактивы в электронных курсах" (запись) и  Вебинар "Современное обучение: какое оно?" (запись)
  6. Июнь 2012 - открытие блога Сообщества e-learningPRO с лучшими постами от участников
  7. Июль 2012 - онлайн конференция "e-learning kitchen" (ссылки на просмотр записи в комментариях к событию)
  8. Август 2012 - Вебинар "QR коды в учебном процессе и жизни" (запись)
  9. Октябрь 2012 - Вебинар "Мотивация к обучению: как убедить современного слушателя у... (запись)
  10. Октябрь 2012 - в сообществе e-LearningPRO 3000 участников (праздничная инфографика и подборка ТОП-статей)
  11. Ноябрь 2012 -Вебинар "3000 целей - желание одно", посвященный 3000-ному участнику сообщества (обзорный пост с презентацией и записью)
  12. Декабрь 2012 - Вебинар "Сопротивление дистанционному обучению преподавателя и студ... (обзорный пост с презентацией и записью)
До встречи на новых событиях в новом году!


С уважением,
Марина Литвинова,
менеджер сообщества e-LearningPRO,
руководитель e-learning проекта,
marina@e-learningcenter.ru

вторник, 25 декабря 2012 г.

Компетентностный подход? Да "проще пареной репы" ...

Автор: Владимир Наумов
На заре своей преподавательской деятельности (когда на хлеб насущный приходилось зарабатывать горловыми (очными) часами) ко мне довольно быстро пришло соображение, что "многознание уму не научает" (за что спасибо моему учителю Николаю Григорьевичу Галенко).

Задумавшись, как бы поучаствовать в созидании умов своей аудитории, отчасти опытным путем, отчасти под влиянием литературы (например, технологии полного усвоения знаний  Б.Блума) я пришел к такому выводу:
Знание (в смысле "запоминание и воспроизведение информации без искажений, оценок, интерпретаций и т.п.") должно быть исключено из критериев оценки успешности обучения. А если и не исключено, то удельный весь такого знания в суммарной оценке успехов учащихся должен быть незначителен и находиться перед порогом положительной оценки.

Выглядело это в реальном процессе примерно так:

Не буду вспоминать в деталях, к каким последствиям привела подобная инновация (быть может, в другой раз). Скажу лишь, что однажды одна аудитория даже вслух  засопротивлялась: "Хватит учить нас думать. Нам одних знаний достаточно". Ан нет, вышло все равно по-моему ...

И тут грянул (как положено, сверху) компетентностный подход к обучению: ориентация на результат, центрированность на учащемся и пр. и пр.
Взгляните на пример критериев успешности обучения в духе Болонского процесса:

Где здесь содержатся требования к результатам обучения, которые начинались бы словами: "Учащиеся должны знать ... ... ... ... ... ... "? Почему это в результатах обучения ни слова про "нужно помнить и воспроизводить"?
Где они в таксономии компетенций Кембриджа? Где они в другой программе того же Университетского колледжа Корка?

Итак, если мы исключим из оценки результатов обучение (т.е. из его цели и подцелей (задач) параметр "знание = механическое запоминание и воспроизведение транслированного учебным заведением / преподавателем", то, глядишь, и "настанет" обучение по результату и по компетенциям.

Это же так "просто":  
перестать выставлять положительные оценки за "пройденный материал", или выставлять такие, которые не позволят набрать достаточного для успешного обучения количества кредитов.

Давайте продолжим обсуждение этой темы, по возможности, в практическом ключе, и на вебинаре.

Примечание. Речь выше идет о специальной подготовке, а не начальном школьном обучении. 

среда, 19 декабря 2012 г.

Открытые образовательные ресурсы - действительно ли они могут обучить?


Я не открою Америку, если скажу, что мы с вами наблюдаем бум открытых образовательных ресурсов. Сейчас про них не говорит только ленивый, ими аргументируют и необходимость реформировать вузы России, и новые подходы в работе преподавателей, и новые принципы составления учебного материала. И это вполне логично - чуть ли не каждый день появляется новый проект с открытыми образовательными ресурсами, некоторые растут такими ошеломляющими темпами, что кажется, что эти ресурсы вот-вот могут вытеснить то, что было до них.

И мне кажется, что именно в момент такой эйфории стоит внимательно проанализировать это новое явление, чтобы потом не кусать локти и не переживать о том, что мы поверили в новинку, а она не дала того результата, которого мы от него ожидали.


Для начала нужно взглянуть на вопросы мотивации. ООР - это для тех, кто хочет учиться и знает, чему именно он учиться хочет. Как говорит один мой коллега - это для пытливых. Нужно действительно иметь внутреннюю мотивацию, причем не самую слабую, чтобы получить знания из ООР. Во многих ООР даже из самых влиятельных западных вузов (например, в MIT) материалы представлены в виде не адаптированном для асинхронного самостоятельно обучения, то есть когда слушатель обучается самостоятельно, без поддержки тьютора. Если речь идет о MOOC, то там преподаватель есть, но есть серьезный вопрос, насколько можно хорошо поработать с группой, если ее численность больше 1000 человек?


Я не хочу сказать, что MOOC это плохо. Это хорошо. Но если у вас нет сильной внутренней мотивации, если у вас нет стимула в виде потраченных на обучение денег и если вы не совсем точно знаете, что именно вы хотите узнать, то эффект от обучения может быть столь ярким, как хочется.


С самого начала у меня были подозрения по поводу методики ООР. Недавно я нашла несколько публикаций на Forbes по этому поводу, где авторы сетовали на отсутствие педагогического дизайна у многих открытых образовательных источников. Материалы есть, методические рекомендации есть, все выложено и доступно. Но для самостоятельного удаленного обучения все же требуется достаточно жесткая траектория, которая как раз и решает проблему неточного понимания своей образовательной потребности. И опять получается, что без какой-то конкретной методики и последовательности обучаться могут только те, кто действительно точно знает, какие знания нужны.

вторник, 18 декабря 2012 г.

Размышления на тему: E-learning - это не только электронный курс. Часть 2

Автор: Светлана Полтавцева

Часть 2 (продолжение рассуждений на тему «E-learning – это не только электронный   курс»)

Итак, что же такое e-learning? В прошлой заметке я провела аналогию и попыталась  объяснить, что такое система дистанционного обучения и электронный курс.
А здесь мы поговорим о том, что e-learning  не ограничивается только LMS (Learning Management System) и загруженным в нее контентом.  

E-learning можно рассматривать как организм, которому нужно все время пополнять ресурсы для полноценной реализации задач и выполнения функций. Этот организм не может жить и существовать отдельно без окружающей его среды, и всегда должен быть частью общей системы. Мне кажется более точно будет сказать так, e-learning –это взаимодействие человеческих организмов и их сообществ между собой и информационными технологиями в сфере образования.  

Так вот мы определились, что  e-learning представляет собой механизм взаимодействия. Так что же с чем взаимодействует?

Предположим у вас в компании есть некая LMS, в которой загружены курсы, файлы, должностные инструкций, тесты, опросы. Вроде бы система целенаправленно используется и выполняет изначально поставленные задачи: сокращает затраты на обучение, легче и быстрее проводится тестирование, в какой-то мере процессы автоматизированы. Правда, после внедрения саму систему активно посещали пользователи, а со временем они стали заходить только по принуждению. Почему так?

Внедрить СДО и наполнить его контентом это дело нескольких месяцев, а вот заставить проект жить и развиваться в дальнейшем вместе с компанией, этот процесс очень непростой и требующий постоянного взаимодействия, участие многих подразделений.