пятница, 16 декабря 2016 г.

По горячим следам конференции "Искусство разработки курсов"

Идеальная e-Learning команда
Андрей Матюков

Послушав финалистов конкурса разработчиков электронных курсов и турнира WebSoft, просмотрев множество курсов, часть из которых даже в качестве эксперта (посчастливилось), у меня сформировался некий вывод, на чем точно не нужно экономить при создании крутых курсов - на сценарии и дизайне.


Комплектование по позициям


В таком случае в моем понимании идеальную e-Learning команду рискну представить в виде квадрата, где его одинакового размера грани – это следующие специалисты:

- методолог, 
- верстальщик,
- дизайнер,
- корректор.

Всё это может сочетаться в одном универсальном специалисте, эти функции могут выполняться усилиями 2-х или 3-х героев. Но если поток курсов большой, и при этом хочется, чтобы качество их улучшалось, фирменный стиль не терялся, появлялись новые интересные идеи и всё это, в конце концов, не портили некрасивые опечатки, пунктуация или неправильные фразы, то лучше, чтобы каждый занимался своим делом. Менее важным даже становится содержание большое количество однотипных специалистов, особенно в условиях постоянного кризиса.

Отдельным пятым пунктом можно было бы вывести тестировщика, превратив нашу условную квадратную фигуру успеха в правильную пятиконечную звезду. Другим сравнением можно привести пять пальцев на руке. Хотя, если каждый из ранее перечисленных четырех качественно сделает и проверит свою составляющую, то доля итоговых ляпов будет стремиться к нулю, а назначенная тестовая группа "простых смертных" выполнит ту самую завершающую огранку электронного бриллианта.

Если будет значительный перевес в одну из сторон, то возможны следующие неприятные исходы:

1) курсы шаблоны - все как один;
2) нефункциональные курсы, в которых великолепный сценарий реализован нелогично, неудобно, ошибочно;
3) бессмысленный мультик;
4) курс – поэма;
5) курс с долгим периодом создания, редактирования, актуализации в случае человека-оркестра;
6) великолепный курс, который просто убивают проблемы родного языка.

Возможны и сочетания таких негативов. В этой связи я могу сравнить e-Learning с моим любимым баскетболом, где в идеале хорошо бы иметь на паркете сразу 5 разноплановых игроков:

- разыгрывающий защитник;
- атакующий защитник;
- легкий форвард;
- мощный форвард;
- центровой.

Последний, как раз исполняет роль тестировщика, который всё подчищает за товарищами по команде. Он самый высокий, но не всем им могут располагать из-за «штучности товара», и в современном баскетболе нередко справляются без него, когда каждый из первых четырех делает чуть больше нормы.

В случае перекосов по позициям получаем:
- только быструю команду без царя в голове,
- только низкую команду без подборов,
- только меткую команду без прорывов,
- только атакующую команду без защиты.
- команду, в которой всех будет спасать одна суперзвезда, но в случае его травмы или перебора фолов, всё развалится.

В утопическом варианте реальности вообще лучше иметь пятерку универсалов, но на деле это почти невозможно. Если набор специалистов e-Learning, говоря спортивным языком, это КОМАНДА, в которой каждый должен заниматься своим делом, то лучше сразу правильно укомплектовать ее по позициям, тогда будут и результаты и прогресс.

В плохой форме не до роста
Дополняя о прогрессе и снова провоцируя разработку электронных курсов на спортивную игру, важен еще один момент. Для планомерного качественного роста и исключения бесполезной траты времени следует правильно оснастить нашу команду. Как в том же баскетболе, нужны удобные форма и кроссовки, мячи, регулярные тренировки, сборы, несколько тактических схем защиты и нападения. Так и в e-Learning Team необходимо иметь несколько средств разработки, графические редакторы, доступ в банки картинок, фирменный стиль, обсуждения, регламент, плановые обучения, обязательные посещения тематических конференций для обмена опытом.

Кроме того, имея всё вышеперечисленное, надо еще и ставить перед собой высокие цели, проверять себя на прочность, понимать, что собой представляет команда на общем фоне. Каков ее уровень? Нужно участвовать в различных соревнованиях и ставить перед собой максимальные цели, а говоря языком e-Learning - в конкурсах и турнирах, следствием которых и появляются такие научно-практические и приятные мероприятия, как "Искусство разработки курсов".

Спасибо всем организаторам, партнерам и участникам, всем - кто открыт для общения, готов делиться своими наработками с коллегами, всем - кто формирует, поддерживает и позволяет расти отечественное e-Learning сообщество. Новых нам всем интересных курсов и неожиданных открытий! С наступающим!

P.S.: Хотя конкурс разработчиков лишний раз напомнил, что шедевры удаются и одному или в паре. Но такие герои могут оказаться заложником одного хита из-за трудоемкости процесса. Победители же турнира разработчиков показали, что лучшее и за ограниченное время делается всё-таки командой.

***
Практика, практика и еще раз практика.




Тест не должен быть «оторван» от курса


Одним из новогодних подарков для меня стало приглашение от Corporate E-learning Club на конференцию «Искусство разработки курсов», которая прошла 15 декабря 2016 в Москве. Было очень интересно, иногда даже поразительно. В голове прочно поселилась мысль о том, что при разработке курсов нельзя экономить на сценарии и дизайне. Иначе можно потерять не только деньги, но и время на разработку ненужного материала.
В программе конференции было выделено несколько блоков, в которые вошли лучшие курсы по результатам конкурса разработчиков:
- блок теории.
- блок отработки знаний,
- блок навигации,
- блок тестирования.
Самыми полезными для меня были курсы из блока «Отработка знаний»:  Диалоговый тренажёр "Психологические аспекты переговоров" (Efes RUS) и Тренажёр по продаже страховых продуктов (ВТБ Страхование). 
Ещё раз убедилась, что обучающие диалоги отлично подходят для отработки навыков эффективной коммуникации с клиентами. Мы в компании 3 года работаем в CourseLab, пользовались пробными версиями разных продуктов –  articulate storyline, SalesUP, BranchTrack, Ispring. В ноябре мы создали первый тренажёр. Использовали пробную версия Ispring. Нам понравился инструмент – удобный, понятный. Тренажёр по выявлению потребностей создал очный тренер за неделю. При том, что сотрудник видел программу впервые и помимо этой задачи была масса других. 
Понравилась идея того, что тест не должен быть «оторван» от курса. Кстати, наши тесты в курсах сейчас - это светлый фон и вопросы с вариантами ответа. На конференции увидела примеры, как можно сделать это иначе в курсах: Юлмарт – «Курс про курсы» (внутренняя разработка) и Castorama RUS «Химикаты» (разработка eLearning center). 

Также впечатлил курс «Первая помощь» (SIKE - внутренняя разработка) – понравилось, что в курсе идёт сразу и теоретическая часть, и отработка знаний с визуализацией последствий действий слушателя.
Больше всего меня конечно же впечатлили курсы победителей турнира разработчиков! Да, идея и вовлекающий сюжет – это мощь и сила, которая поможет сделать обучение успешным. Курс про исчезновение HR-ов навсегда в моем сердце! Хотя бы потому, что я сама HR. А в целом, очень хороша идея курса – не просто описание функционала, а интересная история, после которой слушатели видят, что HR – это суперпомощники бизнеса! 
На конференции я осознала, что мы в компании на верном пути в разработке курсов. Например, мы интуитивно стали уходить от псевдоинтерактивности в курсах, стараемся использовать закрытую навигацию только в исключительных случаях, активно используем сторителлинг.

Спасибо организаторам и всем участникам конференции за идеи и вдохновение!

Дизайн портала, удобство пользователей и как сделать портал привлекательным?

Автор: Елена Тихомирова

В мае я выступала на конференции клиентов компании Websoft и мы там много и в разных форматах говорили про дизайн порталов. Когда коллеги потом опубликовали немного тезисов этого обсуждения, было несколько комментариев с пожеланием подробнее обсудить этот вопрос. Я вот с июня все думала про подробности и думала, какое же у меня отношение к дизайну порталов, каким он должен быть и зачем вообще заниматься дизайном.

Для начала нужно определиться с тем, что такое дизайн. В какой-то момент в обсуждении методологии разработки курсов часто приходилось отмечать, что слово "дизайн" в "педагогическом дизайне" к внешнему виду курсов не имеет никакого отношение. Для ясности я часто говорю слушателям - есть оформление материалов курса, а есть педагогический дизайн. Про порталы важно сделать тоже самое - есть оформление внешнего вида портала, а есть его дизайн. И здесь дизайн - это проектирование процессов, формирование сценариев использования, проектирование функциональной части интерфейса.

Если мы говорим про дизайн портала, то в первую очередь речь пойдет о том, чтобы портал сделать удобным для пользователей и таким, чтобы они им пользовались постоянно, получали пользу. Эта задача решается не оформлением.

Дизайн портала должен начинаться с определения сценариев использования портала основными группами пользователей:

  • Зачем они пришли на портал? 
  • Какая информация им нужна? 
  • Какие задачи они будут выполнять? 
Наша цель - сделать информацию видимой и доступной, а также сократить путь до того, что пользователю нужно. При проектировании сценария нужно разделить все, что пользователю на портале доступно на "Основное/важное" и "Дополнительное". Часто кажется, что сотруднику важно видеть все и иметь доступ ко всему. Это верно, но при это существует частота использования. Например, курсы сотрудник проходит часто и нормативную базу постоянно использует, а оценку проходит только раз в год. Значит мы можем сделать вывод, что курсы и документы должны быть на самом видном месте, а оценку можно чуть "спрятать". В нужный момент ее можно будет продвинуть баннером или чем-то еще. 

Сценарий должен включать в себя всю последовательность шагов, которую будет делать пользователь. В нем же нужно учесть условия использования - сколько времени будет на работу с порталом, сколько отвлечений. 

Дальнейший дизайн функций портала будет выполняться на основе этих сценариев и под них подбираются инструменты. Расположение инструментов на экране, их глубина и все остальное - все зависит от того, как будут использовать портал те или иные пользователи. 

Важный момент - что привлечение пользователей на портал от самого портала не очень сильно зависит. Да, есть какой-то процент влияния внешнего вида на активность использования, но он совсем незначительный. Работа с порталом должна быть встроена в регулярную деятельность сотрудника. Например, в скрипте работы с клиентом должно быть обращение к базе знаний, а рабочем дне - прохождение курсов. Зависит от специфики работы, но если у портала нет своего личного места в жизни сотрудника, то им активно пользоваться не будут. 

Оформление портала на самом деле не имеет большого значения. Конечно приятно, когда портал аккуратный, яркий, удобный, но при этом простой и удобный интерфейс тоже будет работать, даже если все брендирование на нем - это логотип компании. Более того, у настройки уникального оформления есть свои сложности, основная из которых, это поддержка портала. Когда портал оформляется дизайнером, там могут присутствовать различные элементы и способы верстки, которые прекрасно смотрятся при первичной настройке, но достаточно сложно поддерживать в процессе активной эксплуатации. Например, на портале могут быть предусмотрены красивые блоки новостей с картинками. И когда такое наполнение сделано первый раз, графика подобрана в одном стиле. Но вот насколько вы потом сможете этого стиля и правил придерживаться - большой вопрос. 

Большое значение в работе с порталом имеет его поддержка и сопровождение. Нужны внутренние правила и стандарты, по которым идет обновление и сопровождение. И даже система ограничений, потому что она нужна, чтобы не появилось двух сотен кнопок вместо 10 на главной странице. 

Внешне портал должен быть аккуратным, простым, но самое главное - понятным. С момента, когда я его открыла мне должно быть сразу ясно, что тут для меня и как этим пользоваться. Если функциональность получается все равно обширной, то нужны инструкции, которые будут пользователю доступны с момента входа. Или рекомендации, как удобнее и комфортнее работать с порталом. 

Источник


вторник, 13 декабря 2016 г.

Приглашаем на бесплатный предновогодний вебинар "eLearning ON AIR"!

22 декабря 2016 с 12:00 до 14:00 приглашаем на бесплатный предновогодний вебинар "eLearning ON AIR"!

Что будет на вебинаре?
- итоги уходящего года и тренды будущего,
- методика и технология e-learning,
- обсуждение книг,
- обсуждение накопленного e-learning коллегами опыта за 2016 год,
- идеи и пожелания на 2017 год.




понедельник, 12 декабря 2016 г.

Атмосфера e-learning: обзор трендов 2016 - 2017

Автор: Марина Литвинова


Это конспект по итогам проведенного вебинара 
"Тренды и барьеры в e-learning от практиков" для тех, кто не принимал участие. 
Запись самого вебинара можно запросить по ссылке.

Я постаралась детально все передать в посте, правда кроме дискуссий в чате, которые тоже были очень интересными, за что большая благодарность активным участникам. В конце статьи есть презентация, где можно посмотреть некоторые примеры трендов. 

Итак, вначале мы обсудили то, то что современные технологии меняются и совершенствуются постоянно и очень быстро. И происходит это быстрее, чем мы успеваем к ним адаптироваться. Совсем недавно бОльшая часть наших усилий шла именно на поиск  информации и учителя. Теперь же нужно потратить достаточно много времени, чтобы сориентироваться в огромных потоках знаний, которые надвигаются отовсюду. При этом изменяются подходы в передаче знаний и в оценке результатов обучения.

Тут важно понимать, что тренды, которые мы в данный момент наблюдаем, появляются как следствие этих перемен. В экономике, в технологиях, во взаимодействии людей и в стиле нашей жизни и работы.

Когда мы понимаем, почему появляются тренды, мы сможем более грамотно подойти к их внедрению. Не потому, что пришла мода на геймификацию и мобильные курсы. Не потому, что у всех давно уже используется смешанное обучение, а в вашей компании, возможно, его еще нет. А потому, что тренды помогают понять, как нам адаптироваться к новым условиям обучения. И тем, кто обучает. И тем, кто обучается.

Можно выделить несколько ключевых сфер, где сконцентрировалось наибольшее количество различных трендов. Давайте по очереди их рассмотрим.

1. НАШИ УЧЕНИКИ ПОСТОЯННО МЕНЯЮТСЯ

Во многом это обусловлено внешней средой. Все чаще мы говорим о влиянии теории поколений на способы обучения и развития. К нам приходят все более подготовленные ученики, которым не нужно объяснять особенности онлайн-курса или создавать инструкции для работы в системах обучения. Они смогут все это сделать уже имея свой опыт в данной сфере.

Еще несколько лет назад, работая в банке, я сталкивалась с тем, что люди не могли изучить курс, не распечатав его. У них возникало достаточно много вопросов при прохождении тестирования. Необходимость постоянной практики при прохождении курсов и выполнении программ обучения со временем сняла сопротивление этому незнакомому дистанционному формату. И постепенно сотрудники привыкли. Правда такая ситуация продержалась недолго. Появился доступ к сети Интэрнет с множеством открытых ресурсов по тем же продажам, переговорам, сотрудники стали более требовательными к качеству контента в системе обучения. Они не хотят изучать то, что уже знают. Не хотят изучать то, что могут прочитать/просмотреть в более интересном формате и в более удобное время.

Если говорить о платном обучении, то повышается требование к онлайн-контенту, за который пользователь готов заплатить. Ведь существуют не только разрозненные бесплатные ресурсы, но и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), где можно комплексно изучить нужную тему. Поэтому появляются и высокие ожидания уровня от профессионализма онлайн-преподавателей. И следовательно, к уровню контента. 

2. СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА С ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ НА ЕЕ ФИЛЬТРАЦИЮ

Все мы находимся в условиях постоянной информационной перегрузки. Ошибочно будет считать бесплатные ресурсы и открытые курсы достойными конкурентами профессионального онлайн-преподавателя. Ведь в этих ресурсах необходимо научиться ориентироваться, выделять наиболее важную информацию, сокращать ее, проверять на достоверность. Именно с этой тенденцией связано появление кураторов контента и профессиональных сообществ. То есть людей и групп, который помогают сориентироваться в многообразии информации.

Да, можно услышать мнение, что позиция экспертов/преподавателей ослабевает. Но это происходит только в том случае, если сам преподаватель поленИтся и даст ученику то, что он и так может сам найти и изучить. Или даст эти знания неинтересно и без понимания использования их на практике. И тут мы снова говорим о требованиях учеников к уровню профессионализма преподавателей.

3. ПОВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Это вообще удивительный тренд. Потому что все говорят о мобильных курсах, как перевести в мобильный формат, как организовать тестирование на телефоне. Хотя на самом деле мобильность была одним из первых преимуществ дистанционного формата. Помните, обучение в любое время в любом месте - это стандартный лозунг любой LMS. Тогда это означало: не важно где ты и где преподаватель, если у тебя есть компьютер, ты сможешь учиться.

Сейчас к этому добавилось активное использование всевозможных устройств (смартфоны, планшеты, ноутбуки), хотя на самом деле мы по-прежнему говорим о мобильности обучения. И цель не в том, чтобы взять курсы, которые есть в вашей системе обучения и перевести их в формат удобного просмотра на телефоне. Цель в том, чтобы дать возможность учиться мобильно, то есть активно, в движении, где угодно. Тогда мы не будем задавать вопросы о том, какой курс можно перевести в мобильный формат, а какой нельзя. Как должна выглядеть система обучения, если ее открыть на телефоне и так далее.

Ключевые моменты, которые касаются мобильности обучения такие:

Правила жизни специалиста e-Learning Реналдо Лоуренса

Автор: Андрей Матюков
В продолжение поста "Из баскетбола в e-learning"


Правила жизни специалиста e-Learning Реналдо Лоуренса.

Будьте готовы к своему будущему

Никогда не знаешь, когда случится ключевой момент жизни. Поэтому надо просто делать свою работу, забыть об эго и бороться с пробелами.

Будьте готовы к нокауту

Если судьба уложит на лопатки, сделайте так, чтобы на этом можно было вырасти. Жизнь наполнена ударами, которые надо научиться сдерживать для того, чтобы стать сильнее и помочь другим избежать ошибок. Надо научиться жить так, чтобы получать один удар за один раз и двигаться дальше только после оценки произошедшего.

Самые большие проблемы внутри себя

Очень важно, как и что вы говорите и думаете о себе. Когда встаете утром или ложитесь спать, у вас всегда есть вы. Вы сами себе благословение и чем больше вы будете себя поддерживать, тем более благословенны вы будете. Работайте над собой, чтобы преодолеть свои проблемы. Вы делаете это для себя, а не для кого-то. Другие могут помочь и мотивировать вас, но, в конце концов, всё зависит о вас!

Готовы ли вы трудиться ради желаемого успеха?

Записали ли вы свои цели так, чтобы видеть их каждый день? Всегда ли вы на них сконцентрированы? Как вы себя чувствуете, когда не соответствуете одной из целей в вашем списке? Ответы на эти вопросы будут определять, насколько успешны вы будете. 

Найдите наставника

Большинство моих наставников не имеют ни малейшего представления о том, что я существую на этой земле, но это не главное. Дело в том, что каждый из моих наставников уже совершил что-то, к чему стремлюсь я. Каждое утро я оставляю свое эго за дверью, так как помню, что существует множество более талантливых людей (моих наставников), у которых я могу учиться. В мире еще очень многое можно узнать, если, конечно, вы готовы учиться.

Живите для людей

Живите для людей, которых вы знаете, или надеетесь узнать. Не надейтесь, что можете чего-то достичь без других. Но убедитесь, что у вас правильное окружение. Вокруг вас должны быть люди, которые могут помочь вам достичь желаемых целей, вместе с тем, как вы поможете им. Правило самой жизни – каждый учит каждого. Хотите преуспеть – помогайте друг другу.

Вы не можете ничего узнать, не слушая

Это жизненный фактНезависимо от того, насколько вы умный и талантливый, всегда надо помнить, что еще больше можно узнать от прослушивания и взаимодействия с окружающим миром. Жизнь – это опыт, учитесь, как на своем опыте, так и на опыте тех, кто прожил дольше вас. Один из самых больших подарков, которые мы имеем на этой земле - возможность всегда быть в кругу людей, которые старше нас, и испытали на себе больше, чем мы. Это дает нам возможность расширить свою жизнь через преподавание и обучение.

Прислушивайтесь к своим инстинктам

Обратите внимание на свои инстинктивные чувства. Как правило, они дают нам знаки и указания того, что надо делать, а что нет. Много мы делаем подсознательно. Доверяйте своим инстинктам, они в нас не просто так! 

Источник