четверг, 27 октября 2016 г.

20 e-learning трендов 2016

Ближе к концу года можно оглянуться на уже озвученные тренды в e-learning и спросить себя: а что в этом году еще можно успеть реализовать? Предлагаем краткий список, по которому можно сориентироваться, двигаете ли вы в направлении трендов или нет. А даже если нет, может это тоже хорошо?

Тренды 2016.

Проанализировано наиболее интересное на просторах сети Интернет, из чего мы получили такую 20-ку идей.
  1. Автоматизация процессов обучения и других HR процессов на одном ресурсе
  2. Облачные технологии (аренда серверов, совместная разработка контента)
  3. Разработка контента может быть очень простой (например, короткое видео можно быстро заснять на телефон и выложить в СДО, или сделать быструю сборку курса по готовым шаблонам, экспресс-курсы)
  4. Передача опыта внутри компании (блоги лучших практиков, консультации в форуме, в вебинарах, интервью)
  5. Геймификация (не только для мотивации, но и для создания стратегии обучения)
  6. Персонализация обучения
  7. Адаптивное тестирование
  8. Обучение на кейсах
  9. Экспертов больше не существует, мы все учимся и каждый из нас может выступить в роли учителя
  10. Смешанное обучение не что иное, как грамотный подход к обучению в целом
  11. СДО, к которой мы привыкли, уже устарела, а с англ. яз перевод LMS (система управления обучением) в СДО (система дист.обучения) еще больше усугубляет ситуацию. Если принять учебный портал как LMS, окажется, что вы уже на полпути к системе управления знаниями в компании. А это - след.тренд
  12. Создание системы управления знаниями в компании
  13. Обучение больше не замкнуто внутри корпоративной сети (оно не только мобильно, оно также может использовать другие ресурсы, системы, в т.ч. внешние, и даже считывать данные, поэтому дальше - Tin Can и Big Data)
  14. Tin Can - формат, который пришел на смену SCORM и который "умеет" считывать достаточно много различной информации из различных ресурсов и собирать их для анализа в одном месте. И еще много всего умеет.
  15. Big Data - анализ больших данных позволит не просто получать удивительно интересную аналитику по LMS, но и строить персонализированные программы обучения на основе этих данных.
  16. Long Read и в целом, более длительное время на обучение. 
  17. Микро, нано и другие мини-форматы курсов
  18. Мобильное обучение от слова "мобильный", то есть движущийся, меняющийся, и это про человека, которому нужно обучение, а не про смартфон
  19. Создание культуры обучения в компании.
  20. Невидимая LMS (связано с Tin Can)
А тут можно посмотреть хорошую инфографику трендов, правда на английском, но все очень доступно: http://elearninginfographics.com/10-elearning-trends-watch-2016-infographic/



среда, 26 октября 2016 г.

Анонс событий для e-learning-цев на 2016 год



До 30 октября еще успеваете подать заявку на участие в конкурсе разработчиков электронных курсовНе скрывайтесь в корпоративном "закулисье". Покажите миру свой талант! 


Результаты конкурса разработчиков курсов можно будет увидеть в Москве 15 декабря на конференции "Искусство разработки курсов". Кроме курсов вас ждут мастер-классы по программным продуктам, исследования рынка разработки курсов и опросы конечных потребителей курсов и выступления экспертов в области разработки электронного контента.


1 ноября можно позавтракать в Москве в приятной и полезной компании. Приглашаем на мероприятие "Good morning, HR!" Тема завтрака "Разработка электронных курсов - все ли мы делаем правильно?".


А 31 октября приглашаем на очный экспресс-курс по теме "CourseLab для разработки курсов". Мероприятие состоится в Москве. Обучение будет проходить на реальных курсах.

22 ноября состоится очень интересная HR конференция "Экосистема обучения". Приходите и узнаете, что такое экосистема обучения, какие ее составляющие и как сотворить такое чудо в своей компании.


eLearning Summit 2017 - впечатления

Автор: Елена Тихомирова

На прошлой неделе прошел Inside eLearning Summit 2017 . Пусть вас год в названии не пугает, такая задумка организаторов - думаем и говорим о будущем. У меня давно не было возможности быть на мероприятии целый день, а потому в этот раз у меня есть что написать в качестве впечатлений.

Я сама организатор мероприятий, потому что на организацию, на так называемый event-менеджмент не могу не смотреть. Профессиональная болезнь. И всегда уважаю труд организаторов, потому как на собственном опыте знаю, что сделать хорошее мероприятие трудно, особенно в эмоциональном плане. И тут организация была действительно на уровне. Тонкий момент - в момент регистрации я умудрилась пролить кофе на стол с бейджами и прочими элементами для встречи участников. Так вот чудесные девушки ничем кроме искренней и спокойной улыбки на это не среагировали - это было исключительно приятно.

Теперь по сути. Доклады главного зарубежного спикера меня расстроили. Такие доклады, к сожалению, лишь понижают статус западных экспертов в глазах российских коллег. Получается такая картина: привезти действительно хорошего и проверенного эксперта - это дорого. Тут я могу по опыту сказать, потому что мы каждый год про это думаем, находим кого-то, а потом узнаем стоимость... И понимаем, что мы никак не сможем это сделать при относительно нормальной стоимости участия. А вот e-learning-специалистов базового уровня привозить нет никакого смысла, потому как ничего более 10 трендов e-learning, собранных на просторах интернета, не получаешь. Я не буду говорить, что привезенный американский коллега ничего не понимает. Проблема в том, что ничего интересного и увлекательного он рассказать не сможет - он немного другого уровня специалист.

А вот российские практики - совсем другое дело. Тут слушать действительно интересно, потому что есть интересный опыт, интересные мнения с того пространства, в котором ты работаешь.

Я, как и многие другие, впечатлилась докладом коллеги из АльфаБанка про анимированные и видео ролики, которые они делают сами. Знаете, что меня больше всего порадовало? Разумный подход - они используют готовые библиотеки персонажей из инструментов, в которых делают ролики. И судя по реакции зала, показанные примеры многим очень понравились. Что важно, что это в очередной раз говорит о том, что уникальная графика в корпоративном стиле заказчика никак не влияет на качество продукта. Об этом еще отдельно напишу в ближайшее время. Да, еще коллега из АБ честно сказал, что такой вариант обучения пробовали только для молодой целевой аудитории и почти уверены, что для тех, кто старше 30 работать особенно не будет.

Было разочарование про подрядчиков. Мне всегда кажется, что подрядчики, поставщики, должны не только говорить о трендах, которые созвучны с тем, как развивается их продукт. Да, поговорили про очки виртуальной реальности. Но они сами пока не сильно реальны для наших бюджетов и действительности в целом. Но иногда хочется поговорить об e-learning шире, чем просто пара технологических трендов.

В качестве итога - к созданию программы нужно привлекать тех, кто e-learning занимается. Организаторы старались сделать хорошую работу, но для того, чтобы программа была ровной нужны люди, которые в теме и которые понимают, как и про какие темы стоит говорить. А в целом - всегда хорошо, когда по теме, которой ты занимаешься, проводят хорошие мероприятия, в хорошем зале и с хорошими людьми.


9 советов для взаимопонимания между методологом и верстальщиком

Автор: Андрей Матюков

Если в вашей команде разработчиков электронных курсов есть разделение на методологов и верстальщиков, и не всегда между ними идеальное взаимопонимание, то не лишним будет почитать нижеприведенный текст.
Рассмотрим ситуацию, при которой методолог (он же сценарист) отвечает за создание подробного сценария, подготовку скринов (если курс имеет элементы симуляции ПО), а верстальщик, получив всё сырье и точный рецепт,  «просто» должен сварить вкусное и красивое блюдо, т.е. собрать курс без лишних вопросов. Каждый должен заниматься своим делом притом, что у первого времени на свою часть работы  втрое больше чем у второго.

1. Хотя бы раз вслух прочитай весь текст, который верстальщик будет «копипастить». (методологу)
Обе стороны зачастую не являются преподавателями русского языка и литературы. Разговор даже не про запятые, которые в идеале, наверно, очень малая доля людей знает, где ставить.  Кроме элементарных опечаток и пропусков слов, часто фразу вообще невозможно по-русски прочитать. Изменив одно слово, в русском языке «покоробятся» все последующие окончания в предложении. А у верстальщика на исправления нет времени, у него другая задача – всё красиво расположить и заставить правильно работать. Однако, если огрехи в тексте пропустить, то редактировать курс опять же придется ему.

2. Поставь себя на место слушателя, сможет ли он по твоему сценарию интуитивно пройти весь курс от начала до конца. (методологу)
Не редки случаи, когда в различных симуляторах ПО в сценарии явно не указаны некоторые переходные моменты, без которых от одного состояния к другому не перейти. Как должна восприниматься верстальщиком фраза типа «Затем откроется такое-то окно» или что-то подобное? При четком разделении труда лучше все переходы и подсказки конкретно прописывать, чтобы и верстальщик смог реализовать задуманное, и слушатель потом не стал «тыкать» по всему экрану.

3. Избегай избыточной навигации - зачем имитировать имитацию? (методологу)
В случае с пресловутыми симуляторами ПО не всегда надо нажимать некую «Далее», чтобы перейти от одного состояния программы к другому. Иногда лучше сразу сымитировать некоторое ПО с пояснением, чем рассказывать об этой кнопке, а переходить не по ней.

4. Отвечаешь за скрины, делай их максимально пригодными для использования. (методологу)
4.1  Делай скрины по определенному блоку работы программы за один раз.
Если специализированное ПО имеет множество различных значений, подгружаемых из БД, а также дату и время, то старайтесь все скрины сделать за один подход. Иначе случается, что при рассказе о какой-то функции вдруг нелогично меняются текстовые значения или дата, которые могут сбивать с толку слушателя. 
4.2 При создании скринов лучше исключить различные эффекты окон Windows.
Полупрозрачное оформление «шапок» окон отвлекают при объяснении работы программы в случае с наложением одних окон на другие. Различные закругленные углы лучше тоже избегать. Классическое оформление ОС вам в помощь, если, конечно, в курсе не объясняется дизайн «винды».
4.3 Называй рисунки латиницей - никакой Кириллицы и спецсимволов.
Тот же КурсЛаб, в частности, не видит файлы, названные иначе. Да и в принципе, это можно сказать, хороший тон – имена без русских букв, символов, да и пробелов. Чаще всего при верстке все равно приходится подрезать скрины из-за ограниченности размеров слайда, но те картинки, которые вставляются без редактирования, приходится потом еще и переименовывать.
4.4 Не искажай качество и не редактируй
Главное в этой ситуации не исказить виртуальную реальность. Симулятор ПО должен быть максимально похож на саму описываемую программу. Никаких размытостей и уменьшений не должно быть. Верстальщик сам, где нужно, сделает выкадровку, добавит эффекты. Главное, чтобы «исходник» был идеальный. Что касается отдельных окон, то их снимать надо через Alt+PrintScreen, ничего вручную не обрезая.

5. Советуйся, если верстальщик известен заранее. (методологу)
Замечательно, когда технические тонкости реализации какого-нибудь интерактива можно обсудить в процессе разработки подробного сценария. Можно также посоветоваться с другими верстальщиками, как лучше реализовать задуманное, чтобы не проектировать небылиц. 

6. Лучше меньше, да лучше. (методологу)
Порой очень сложно переубедить методолога, что излишний объем материала можно безболезненно разбить на модули без потери качества подачи информации. «Что он там этот верстальщик понимает в сценариях-то?». Но совсем не хорошая история получается, когда так или иначе позднее, осознав, или по совету высшей инстанции, получается, что разбивать курс все же рациональнее. «А я о чем говорил? - напрашивается в ответ». Более короткие модули и усваиваются слушателем лучше, и разрабатывать их проще, да и отчитываться по ним. А если курс делится на несколько отдельных курсов, то и общий размер SCORM-пакета уменьшается, и курс загружается через СДО быстрее.

7. Критикуя, предлагай. (верстальщику)
Если уверен, что можешь реализовать лучше сценария, то посоветуйся сначала с его создателем. Может, никому и не нужно лучше, а сойдет и так? Оформишь вместо кадров слои, что-то объединишь или разделишь, а в итоге получится, что двойную работу сделаешь, когда любой уход в сторону с прописанного пути исключен.

8. Улови систематичность ошибок. (методологу) 
Эта рекомендация в принципе касается обеих сторон, но в данном случае говорится о тех проблемах, которые описаны выше. Ситуации обговариваются, проблемы решаются, но с течением времени вновь повторяются. Фиксируйте эти грабли, чтобы в будущем не наступать на них.  

9. Не бери грех на душу. (верстальщику)
Будь щепетилен при ознакомлении со сценарием, меньше будешь переделывать за другими в процессе версток. Вспомни, о чем говорили в пунктах с 1 по 9 и если что-то обнаружил из этого, заверни сценарий и верни создателю.

Лучшая команда - это методолог и верстальщик в одном лице, но так бывает далеко не всегда. Мира и взаимопонимания командам!
 

четверг, 20 октября 2016 г.

Систематизация контента как обязательный навык для специалиста e-learning

Автор: Марина Литвинова

С недавнего времени я потерялась в том, чем занимаюсь: разные проекты, роли, функции. Прежним остался только корпоративный сектор. Сейчас я не занимаюсь корпоративным обучением в компании, как раньше. Веду несколько e-learning-проектов и профессиональных сообществ специалистов e-learning, помогаю в продвижении различных очных и дистанционных мероприятий и программ обучения. Выступаю и как эксперт в онлайн-обучении, и как маркетолог, и как автор публикаций. Мне сложно сформулировать, в чем же я теперь специализируюсь. Зато мне точно известно, в чем я хорошо разбираюсь. Это - систематизация контента. Честно говоря, я не воспринимала это как полезный навык. Просто мне безумно нравится, когда все четко, красиво, лаконично и на своих местах. 

Все больше e-learning-проектов требуют именно навыка структурирования информации. Например: работа с исходниками для электронного курса, написание статьи для блога или сайта по определенной теме, разработка программы обучения (в том числе с рекомендациями и индивидуальными траекториями), анализ тенденций в обучении и возможностей их применения, подготовка презентаций, вебинаров, выступлений и так далее.

Впервые про структурирование информации как про навык я услышала на курсе "Куратор контента" (кратко можно почитать тут и тут). 


Этим постом я не делаю большого открытия. О том, что информации так много, что ее поиск перестал быть проблемой, давно известно. А также известно о том, что сейчас все сложнее найти нужную информацию среди имеющейся. Это в большей степени открытие для меня: структурирование это практически ключевой навык для каждого специалиста e-learning! Даже исходя из нескольких примеров выше видно, как много задач в нашей деятельности требуют грамотной обработки контента, его фильтрации, прорисовки траекторий обучения по проверенным источникам. 

Удивительно, но в тех программах обучения и мероприятиях, к которым я имею отношение, очень редко встречается тема работы с информацией. Чему сейчас учатся специалисты e-learning? Педагогический дизайн само собой, работа в ПК для создания интерактивных и видео-курсов, применение интересных "фишек" типа геймификации и мобильного обучения - все это есть. Даже есть про переход к персонализированному обучению и к системам управления знаниями. А вот про работу с информацией я не встречала большого хорошего комплексного курса или программы обучения. Такая тема отлично подойдет для каждого специалиста e-learning, согласны? 


И, если посмотреть шире. Когда не только мы, специалисты e-learning, научимся грамотно структурировать информацию и управлять ею, но и научим этому наших учеников (пользователей LMS, сотрудников компаний, студентов), то как это повлияет на курсы и программы обучения? Какими они будут для тех, кто сам уже умеет работать с информацией и систематизировать контент? 


P.S. Пока писала пост, объявили набор новой группы кураторов контента, анкета тут.