пятница, 11 марта 2016 г.

Отзыв о книге The Instructional Design Knowledge Base

Автор: Денис Якорев


Буквально на прошлой неделе закончил изучать книгу The Instructional Design Knowledge Base
Хочу поделиться своими впечатлениями.


Книга, на мой взгляд, получилась достаточно интересной. В первой главе описывается из чего же состоит та самая база знаний по пед.дизайну. По мнению авторов она состоит из информации о:
  1. Учениках и их когнитивных процессах
  2. Средах обучения и развития 
  3. Учебном контенте и порядке его подачи
  4. Медиа и каналах их доставки
  5. Учебных и неучебных стратегиях
  6. Процессе дизайна
Весь дальнейший материал книги связывается с этими категориями. Дальнейший же материал, в свою очередь, состоит из краткого описания теорий, который оказали наибольшее влияние на пед. дизайн:
  1. Системного подхода
  2. Теории коммуникации
  3. Теории медиа
  4. Ранних педагогических теорий
  5. Теории обучения 
  6. Условной теории
  7. Конструктивизма
  8. Улучшения деятельности (имеется ввиду улучшение деятельности организации и влияние обучения на эту деятельность)
Основные темы я привел на схеме ниже:

Каждая из этих тем раскрывается кратко - тезисно приводится основное содержание и выводы относительно влияния на науку о пед.дизайне. Детальную информацию мне пришлось искать дополнительно. 

Книга полезна для начала знакомства с пед.дизайном - она сразу даёт понять насколько широка эта область. Это своего рода обзорная экскурсия, после которой можно понять, в каких направлениях двигаться дальше. И в этом её основная ценность.


Источник

среда, 2 марта 2016 г.

Знакомимся с ADDIE – Часть 1 – Анализ

Автор: Михаил Тресер

В сфере E-Learning есть несколько моделей/методологий разработки обучающих материалов, но без всяких сомнений самой популярной из них является модель ADDIE. Если вы не первый год в отрасли, то наверняка знаете что такое ADDIE и как по ней работать. Скорее всего, эта статья навряд ли сможет вам открыть что-то новое из этой методологии. Если же вы никогда не работали по этой методологии и впервые слышите эту аббревиатуру, то эта статья поможет вам получить общие знания и первые впечатления от возможностей этой методологии.

ADDIE – по сути является аббревиатурой, которая содержит в себе 5 основных фаз модели – Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation. Методология ADDIE была разработана в Florida State University’s Center for Educational Technology в 70-ых годах. Модель разрабатывалась для армии США, отсюда и такая простота и упорядоченность в процессах и грамотное деление на фазы. Несмотря на то, что модели ADDIE уже около 40 лет, ее популярность не упала до сих пор и она продолжает удерживать лидерство среди E-Learning методологий.
Повсеместная популярность ADDIE, как методологии связанна прежде всего с ее простотой, гибкостью и универсальностью. Эта модель понятна для изучения не только для мастеров направления E-Learning, но и для людей пришедших из других сфер. Хороша она также тем, что является цикличной и каждый раз позволяет исправлять ошибки предыдущих итераций, совершенствуя качество курса.
Есть у модели и свои минусы. Главным её недостатком считается линейный процесс создания обучения, что в конечном итоге влияет непосредственно на стоимость и продолжительность разработки курса в рамках этой методологии. Упомянутый недостаток ADDIE дал толчок к разработке более современных и продуманных моделей построения обучения основанных на “Agile development”. Более новые методологии относящиеся к “Agile”-модели не имеют этих недостатков. Но давайте вернемся к ADDIE и приступим к ее изучению.

A as Analysis

Первой фазой ADDIE является Анализ (Analysis). Это не удивительно, поскольку от того, насколько детальной будет предварительная оценка всех составляющих, будет зависеть эффективность создаваемых материалов. Анализ поможет выявить следующие детали:

Основная целевая аудитория.

Кто будет обучаться по вашим материалам? Ваши ученики профессионалы в своей сфере, которым нужно расширить знания или студенты новички, которые делают первые шаги в новой направлении? Некоторые общие характеристики вашей аудитории могут существенно повлиять на ваш курс. Например, владение знаниями из смежных областей или общая компьютерная грамотность. Возраст, пол, социально-экономическое положение, профессиональный опыт, образование и т.д. Все это очень влияет на то, каким образом лучше предоставлять учебные материалы, чтобы провести эффективное обучение.

Формулировка задач обучения.

Перед тем, как начать работать над материалами обязательно нужно определить основные цели обучения для себя и всех людей, задействованных в процессе разработки материалов. Чему должен научить ваш курс? Какие навыки приобретет сотрудник окончивший его? Четко определив эти цели в самом начале пути, вам будет гораздо проще строить ваш курс, так как вы всегда сможете спросить себя “Отвечает ли данная страница на потребности курса? Способствуют ли материалы расположенные на ней продвижению в оной из поставленных перед курсом задач?”. Цели должны быть детально описаны в самом начале и должна быть возможность их измерять. В процессе анализа, может выявится, что навыкам, которым вы пытаетесь обучить ваших учеников не подходят для электронного обучения и вам обязательно потребуется живое обучение с практическими занятиями. Таким образом, предварительный анализ сможет сэкономить вам массу времени.

Физические и организационные ограничения.

Есть ли какие-то ограничения связанные с правилами компании, в которой планируется проводить обучение? Есть ли ограничения по общей продолжительности курса или ограничение по времени на изучения каждого из модулей? Где будет проходить обучение? В реальной физической комнате/аудитории или за компьютером в виртуальном пространстве? Есть ли в физической комнате все необходимые условия для проведения запланированного обучения и можно ли обеспечить необходимые условия в случае нужды? Может ли всё это повлиять каким-то образом на эффективность обучения?

Технические требования и ограничения.

В фазе проведения анализа необходимо выявить и техническое возможности и ограничения, особенно если курс планируется проводить онлайн. Выяснить необходимо прежде всего следующие моменты:
  • Какая ширина интернет канала у сотрудников за компьютерами?
  • Есть ли у обучаемых все необходимое для воспроизведения звука (звуковые карты, колонки, наушники или даже микрофон.
  • Список предустановленных программ на машинах сотрудников.
  • Список необходимых плагинов наличие которых обязательно для воспроизведения вашего электронного курса (Java Virtual Machine, Flash и т.д.).
  • Какой браузер используется в организации или компании?

Структура обучения.

Информация собранная на предыдущих этапах анализа поможет определиться со структурой обучения. Должен ли курс быть поделен на части/модули и изучаться пошаговом режиме? В каких ключевых точках курса необходимо провести тестирование и оценку приобретенных знаний? Какой вес должен иметь каждый из тестов? Отличаются ли части по своему объему и важности? Каким образом сотрудники планируют применять создаваемые материалы в будущем?

Доступность необходимых ресурсов знаний.

В процессе анализа доступных ресурсов необходимо выявить доступность материалов, на которые вы сможете опираться во время разработки курса.
  • Что или кто будет является вашим основным источником информации?
  • Если ли такие ресурсы внутри компании или их придется искать извне?
  • Есть ли материалы по данной теме в интернете и насколько они легкодоступны?
  • Существуют ли какие либо готовые материалы в письменном виде или есть результаты предыдущих попыток/курсов по той же тематике, которые проводились внутри организации?
  • Есть ли в компании SME (Subject Matter Experts), которые смогут помочь составлять курс, делясь своим опытом и знаниями?
  • Готовы ли их начальство позаимствовать своих профессионалов для работы над обучающими материалами?

Способы оценки.

Каким образом будут оцениваться показатели учеников проходящих обучение? Планируется создать небольшие тесты на время с оценками или результаты будут оцениваться по практическим навыкам приобретенными учениками и будут вычисляться по росту производственных показателей? Если планируется давать оценку за прохождение теста, каким будет проходной был и сможет ли тестируемый повторно пройти курс/тест для повышения своей оценки?
Если вас заинтересовала данная статья, вы можете также поискать информацию об альтернативных моделях обучения, например, RAD (Rapid Application Development) и SAM (Successive Approximation Model). А в следующей части я расскажу вам о второй фазе ADDIE модели – Дизайну.

пятница, 19 февраля 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 3)


Автор: Константин Бугайчук




Бенджамин Блум (1913-1999)

Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод оценки успешности обучения.

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.


Уровень
Навыки
Задания
Знание
Повторение или распознавание информации
Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …
Понимание
Понимание смысла информационных материалов
Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами
Использование
Применение в сходной ситуации
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …
Анализ
Определить части и структуру
Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …
Синтез
Соединить части по-новому
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …
Оценка
Оценить значимость на основе критериев
Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Сделайте выводы …


Уточненная Таксономия Блума.

В 1999 году Лорин Андерсон и ее коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

"...Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное".


Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.

Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.

"...Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создават".

В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание.


Измерение Когнитивных Процессов

Когнитивный процесс
Примеры

Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти


Узнавание
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
Припоминание
Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.


Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта


Интерпретация
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
Приведение примеров
Нарисовать параллелограмм.  
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
Классификация
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных африканских странах. 
Обобщение.
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
Умозаключение
Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
Сравнение
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
Объяснение
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.

Применять – использовать процедуру


Исполнение
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
Применение
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.

Анализировать – вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым


Дифференциация
Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа. 
Организация
Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
Соотнесение
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.

Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах


Проверка
Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
Критика
После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против астрологии.

Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры


Генерация
Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
Планирование
Создайте раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
Производство
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.


Измерение Знания



Фактическое знание – базовая информация


Знание терминологии
Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит
Знание специфических деталей и элементов
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов,   основные сражения Второй мировой войны.

Концептуальное знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое


Знание классификаций и категорий
Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры.
Знание принципов и способов обобщений.
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
Знание теорий, моделей и структур
Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК

Процедурное знание – Как делать что-либо


Владение специфическими навыками и алгоритмами
Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
Владение специфическими техниками и методами
Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры
Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.

Метакогнитивное знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности


Стратегическое знание
Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц.
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма.
Самопознание
Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.


На мой взгляд наиболее оптимальное изложение таксономии Блума




Одна из последних моих работ по цифровой таксономии Блума




Ховард Гарднер (Hovard Gardner) 1943...

Разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой». Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • телесно-кинестетический;
  • личностный.
Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру.

1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.



6 ученых о которых должны знать учителя (часть 2)


Автор: Константин Бугайчук


Беррес Фридерик Скиннер  (1904-1990), американский психолог.

Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. 


Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает).
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро).
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека).
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом»)
Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.
Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т.п.). 

Немного истории:


В 1953 году Скиннер навестил свою дочь в школе "Шэди Хилл" и ужаснулся тем, как преподается в классе математика. Некоторые дети уже закончили решать задачи, и им нечем было заняться; другие безуспешно сражались с заданием; результаты теста можно было узнать только на следующий день. 

Скиннеру представилось, что должен был существовать более рациональный способ обучения. И он сконструировал первую примитивную обучающую машину - устройство, в котором на сложенной гармошкой бумажной ленте, а позднее на картонных карточках, были напечатаны математические задачи. Вопросы были подобраны с постепенно возрастающей трудностью, так, чтобы обеспечить отвечающему возможность получения правильных ответов. Подвижной рычаг с помощью прозрачного окошка показывал, верно ли решена задача. Если ответ учащегося был правильным, передвигался другой рычаг, выставляя следующий вопрос. Если ответ на вопрос оказывался неверным, рычаг не мог двигаться, и студенту предоставлялась возможность попытаться решить задачу правильно. 

Машина не могла прочитать правильный или неправильный ответ; все, что она могла - это с помощью механического устройства показать, верно ли выполнено задание. Сутью скиннеровского изобретения была разработка учебных схем, в которых было обеспечено продвижение ученика от выполнения простейшего задания по арифметике или правописанию ко все более трудным, но так постепенно, что ученик редко ошибался. Подкрепление в виде демонстрации в окошке правильного ответа на вопрос побуждало ученика переходить к следующему вопросу, потом к следующему, позволяя в конце концов вполне овладеть предметом. Таким образом, ученик осваивал тему не методом проб и ошибок, а движимый стимулом в виде подкреплений - его собственных правильных ответов на вопросы, появляющихся в окошке.

Программированное обучение: Programmed Instruction Educational Model http://goo.gl/WxUjky

Скиннер утверждает, что обучение может быть успешным, если содержание разделено на небольшие, последовательные шаги, и если учащиеся получают немедленную обратную связь, подкрепление и вознаграждение. Программированное обучение осуществляется с помощью компьютеров (машин).

2 модели программированного обучения:

  • Линейная. Согласно этой модели, содержание делится на последовательные малые шаги, учащиеся отвечают на вопросы (решают задачи) их собственном темпе и им сразу же, представляется результат.
  • Модель ветвления.Студенты должны объяснить ситуацию или решить проблему с помощью набора альтернативных ответов. Если они отвечают правильно, они идут дальше к следующему набору. Если их ответ не верный, они возвращаются (направляются) к материалу, который поможет им в решении в зависимости от их ошибки. Этот процесс повторяется для каждого шага на протяжении всей программы.

Принципы программированного обучения:

  1. Учащиеся должны быть активными. Учителя задают вопросы, чтобы подтвердить понимание учащихся. Степень понимания находит свое отражение в ответах.
  2. Немедленная обратная связь. Инструкторы обеспечивают немедленную обратную связь для учащихся. Как только они знают, что ответ был правильным или неправильным, они приступают приступить к следующему вопросу, или они перепроверяют то, что не ученик понял.
  3. Постепенные шаги. Учащиеся должны обрабатывать небольшие порции информации.Учащиеся должны чувствовать, что они делают успехи, то, что будет стимулировать их дальнейшую работу.
  4. Собственный темп. Каждый учащийся работает в собственном темпе. Учителя должны уважать это разнообразие и позволить им принять решение о желательной скорости обучения.


Джером Сеймур Брунер (1 октября 1915,) американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов.

Интеллект, по Брунеру, зависит прежде всего от содержания обучения. Предлагая учебные задачи детям разных стран и континентов, он показал, что интеллект обучаемых детей Мексики, Канады, европейских стран и африканского племени уолофов не имеет существенных различий. В то же время дети, не посещавшие школу, резко отличаются от своих грамотных соплеменников. Отсюда Д. Брунер делает вывод, что интеллект может формироваться двумя путями: на основе развития абстрактного мышления, что важно для общества с индустриальным производством, и на основе совершенствования сенсорных систем, умения чувствовать природу, что важно для занятий охотой и скотоводством.

Важнейшие способы усвоения информации дает язык. В нем представлены свойства предметов и категории явлений, благодаря чему происходит классификация, упорядочение знаний. Однако для дальнейших качественных изменений в мышлении надо научиться использовать и другие способы получения информации (например, символы математики и вычислительной техники).

Программой дальнейших научных исследований можно считать идеи Д. Брунера о том, что для объяснения развития надо учитывать особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества.

Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

С Д. Брунером связывается теория "обучения путем открытий"

"Обучение путем открытий" можно определить как процесс, когда материал излагается в незаконченной форме, а от учащихся требуется, чтобы они сами организовывали его, сами выявляли взаимосвязи, существующие между элементами информации.

Выявление связей между понятиями Брунер называет системой кодирования. В теории Брунера – открытие – это самостоятельное формирование систем кодирования (при обучении это происходит при посредничестве педагога).

Брунер выделяет четыре группы условий, облегчающих "обучение путем открытий":

  1. Настрой – это предрасположенность к тому, чтобы прореагировать определенным образом. Брунер имеет в виду следующее. Человек, настроенный на открытие обычно сам пытается найти взаимосвязи между разрозненными единицами информации. Поэтому учащихся необходимо постоянно побуждать к этому.
  2. Состояние потребности – это уровень возбуждения, взволнованности или готовности учащегося. Брунер (в соответствии с законом Йеркса-Додсона) полагает, что наиболее оптимальным является умеренный уровень возбуждения.
  3. Овладение конкретикой. Это означает в какой степени учащийся уже овладел конкретной, относящейся к предмету информацией. Открытия – это не дело случая, они происходят, когда человек хорошо подготовлен, утверждает Брунер. Чем шире спектр информации, которой владеет учащийся, тем вероятнее, что он сможет выявить отношения, внутри этой информации.
  4. Многообразие обучения. Брунер уверен, что учащийся, который получает информацию в разных условиях, скорее выстроит систему кодирования и организует эту информацию. Он рекомендует одни и те же предметы и темы преподавать учащимся более одного раза – скажем на разных ступенях обучения, но при этом – с разным количеством подробностей и с различной степенью сложности, в зависимости от меняющихся интересов, базовых знаний и способностей учащихся.
Принципы:

Принцип 1:. Решение проблем. Учителя должны направлять и мотивировать учащихся по поиску решений путем объединения существующей и вновь полученной информации Таким образом, учащиеся являются движущей силой обучения, занимают более активную позицию и создают более широкое применение для навыков посредством деятельности, которые поощряют риски, решение проблем и исследования (поиск).


Принцип 2: Управление учащимися. Учителя должны позволить ученикам работать в одиночку или с другими, и учиться в своем собственном темпе. Эта гибкость делает обучение прямо противоположным обычной последовательности уроков и мероприятий, снимает с учащихся  стресс, и заставляет их чувствовать ответственность за собственное обучение.

Принцип 3: Интеграция и подключение. Учитель должен показывать ученикам, как объединить предварительное знание с новым, и поощрять их в самостоятельных исследованиях. Знакомые сценарии становятся основой новой информации, поощряя учащихся расширить то, что они знают, и изобрести что-то новое.

Принцип 4: Анализ информации и интерпретация. Обучения с помощью открытий процессно-ориентированное, а не контент-ориентированное, и основывается на предположении, что обучение это не просто набор фактов. Учащиеся учатся анализировать и интерпретировать полученную информацию, а не запоминать правильный ответ.

Принцип 5: Отказ и обратная связь. Обучение происходит не только тогда когда мы находим правильные ответы. Это также происходит в случае недосказанности. Этот тип обучения не сосредотачивается на поиске правильного конечного результата - мы обнаруживаем при этом подходя новые вещи и новую информацию. Ответственность учителя в том, чтобы обеспечить обратную связь, так как без него обучение является неполным.

Доп. статья What is Discovery Learning? http://elearningindustry.com/discovery-learning-model